search
main
0

В мире слов, красок и звуков

Интегрированный эстетический курс для начальной школы

Во все времена искусство являлось важнейшим ключом к познанию мира и человека. Использование художественных произведений в процессе школьного обучения происходит в различных формах, одну из которых разработала профессор МПУ, академик Международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук Людмила Петровна ИЛЬЕНКО.

Людмила ИЛЬЕНКО

 

В наше время возрастает ценность эстетического образования школьников. Именно через искусство в основном передаются духовный опыт и наследие человечества, восстанавливаются связи между поколениями. Важно и то, что искусство выступает в роли «защитного пояса», который охраняет ребенка от влияния насилия и жестокости. Эстетическое воспитание и образование начинают играть важную роль в переходе от педагогики знаний к педагогике развития, возрастает роль искусства в обучении школьников, все большим успехом пользуются интегрированные курсы по искусству, изучение духовной музыки, музыкального фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства.

Дети, по словам К.Д.Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».

 

 

При обучении школьников интегрированному курсу предметов искусств развитие их зрительного и слухового восприятия, образы насыщаются эстетическим содержанием. Так, в изобразительной деятельности школьники, изучая строение объектов изображения, их пространственное положение, форму, пропорции, цвет, градации светотени, одновременно познают и законы красоты, которые содержатся в форме, пропорциях, цвете и выражаются в плавности, изяществе линий и очертаний, гармоничном сочетании цветовых пятен. Дети учатся видеть гармонию цветов и линий, у них пробуждаются любовь и интерес к красоте окружающей природы.

Например, при чтении стихотворений А.С.Пушкина, посвященных осенней, зимней и весенней природе, дети за словесным описанием красоты золотой осени, белоснежной пушистой зимы, нежно-зеленой весны зримо ощущают прохладу, свежесть осеннего дня, тепло весеннего вечера, первое пробуждение природы, они испытывают трепет, радость от величия, красоты родной и такой близкой природы. Эти чувства обогащаются, становятся более полными и глубокими, когда в творческий процесс эстетического восприятия включается музыка соответствующей тематики.

Постепенно педагог учит школьника видеть все то ценное и красивое, что его окружает, внутренний мир ребенка обогащается чувством прекрасного, он начинает воспринимать красоту природы. Однако для того чтобы воспитать способность чувствовать и понимать прекрасное в природе и окружающей жизни, необходимо постоянно упражнять зрение, слух, воспитывать художественный вкус и оценочное отношение к красоте, что достигается прежде всего целенаправленным обучением. Наслаждение от эстетических впечатлений и переживаний развивается и вырастает в потребность видеть и создавать прекрасное.

В преподавании интегрированного курса искусств особую роль играют тренировка наблюдательности, внимания и музыкального слуха детей, целенаправленные наблюдения окружающей действительности (как самостоятельно, так и под руководством учителя). Так воспитывается культура эстетического восприятия, развивается умение «видеть» действительность, ее красоту, а в конечном счете – особая эмоциональная чувствительность к правильным, соразмерным пропорциям, изящным очертаниям, ритму, красивому и гармоническому цвету, лиричным песням и музыкальным звукам, к красоте художественного слова, его образности, яркости и звучности.

В свою очередь такой синтез искусств, их органичное сочетание влияют на содержание эстетического восприятия, вызывают качественные изменения в нем, обогащая его и перестраивая.

Конструирующим, стержневым элементом интегрированного курса служат уроки литературного чтения, учебный материал которых взаимопереплетается на каждом этапе урока с изобразительным искусством и музыкой, обеспечивая реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. А глубже понять слово, художественное произведение помогают детям изобразительное искусство и музыка, которые формируют национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию народов России и всего мира, обеспечивают гармоничное развитие личности.

Такие уроки помогают детям глубоко проникнуть в слово, в мир красок и звуков, сформировать навыки грамотной устной и письменной речи, помогают ее развитию и обогащению, развивают тонкий эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы России.

Кроме того, интеграция трех предметов способствует взаимообогащению восприятия каждого из них, расширяет кругозор детей, создает возможность для применения эффективных и технологичных форм и приемов обучения.

В эстетический курс включаются общеизвестные, хрестоматийные произведения поэтов, прозаиков, художников и композиторов, тематика которых близка по своему содержанию и логически взаимосвязана.

Понимая возрастные особенности школьников 1‑4‑х классов, тексты художественных литературных произведений в планировании эстетического курса следует подбирать с учетом временных изменений в природе, что поможет детям нагляднее и эффективнее сопоставлять свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми художественными произведениями, которые используются в качестве дополнительного иллюстративного материала.

В тематическом планировании эстетического курса по изобразительному искусству и музыке предлагаются иногда два вида работ и беседа по нескольким картинам и музыкальным произведениям. Учитель может выбрать по своему усмотрению и вид работы, и количество картин и музыкальных произведений.

Например, уроку, на котором в ходе обучения грамоте планируется закрепление изученных букв, можно дать название «Цветы». В ходе урока детям предлагается рисование осенних цветов (по выбору и желанию учеников), а в качестве музыкальной составляющей – прослушивание «Вальса цветов» П.Чайковского.

Если в обучении грамоте ставится цель закрепления недавно пройденного материала, то на уроке «Первый снег» возможно использование одного из двух вариантов художественного вовлечения: 1) рисование снежинок и наклеивание аппликаций на картон (работа в парах или групповая); 2) беседа по картине А.Пластова «Первый снег». Музыкальным сопровождением во время работы может служить пьеса Л.Бетховена «Весело – грустно».

Во время урока «Лиса, заяц и петух» ученики знакомятся с иллюстрациями И.Билибина и других художников (по выбору педагога) к русским сказкам, из музыкальных произведений можно порекомендовать к прослушиванию русскую народную песню «Заинька», а также другие (по предпочтению учителя).

Выбирать художественные произведения для будущего урока можно и совместно с учениками, давая им возможность предлагать собственные варианты, чтобы они тем самым проявили эрудицию и вкус.

Елена МАЛЬЦЕВА, доктор педагогических наук, заслуженный учитель школы РФ, фото автора

 

От редакции

Материал подготовлен на основе работ Л.П.Ильенко. О других разработках выдающегося учителя см. цикл «Технологии современной дидактики» («УГ» №9 от 28.02.2023, №17 от 25.04.2023, №26 от 27.06.2023, №35 от 29.08.2023).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте