Противоречия между неограниченными потребностями и ограниченными ресурсами – исходное начало практических и теоретических забот экономики. Это противоречие проходит через всю человеческую историю, что затрагивает вопрос о ее закономерном характере.
Действительно, человеческая история, как и все в мире, подчинена законам. Наиболее известна формационная теория исторического развития. От первобытно-общинного строя через рабовладельческий и феодальный к капитализму. При всей внешней достоверности трудно признать ее закономерность. В частности, рабовладельческий строй многие народы, например русские и остальные славяне, миновали. На формационной теории основывался марксизм, безуспешно достраивая ее до социализма и коммунизма. В рамках его внутренних дискуссий остался и вопрос об «азиатском способе производства» как особой формации.
Цивилизационный подход, близкий к циклическому, – возникновение, расцвет, закат и гибель внутренне разрозненных цивилизаций в принципе исключает всеобщий закономерный характер исторического развития.
На наш взгляд, живому миру присущи отношения гармонии и борьбы. Если во внешнем плане может иметь место прямое столкновение народов, то во внутренней жизни оно проявляется в экстремальных случаях. В постоянном своем течении внутриобщественная борьба проявляется в виде конкуренции. И в ее истории можно четко выделить отдельные стадии. Последовательно исторической жизнью проходятся следующие формы конкуренции: физическая, военная, экономическая, политическая, интеллектуальная, духовная.
В конечном итоге мы можем видеть движение от полюса к полюсу, от физической конкуренции к духовной. Одна стадия вытекает из другой, ни одну нельзя обойти или перепрыгнуть. Первая стадия, физическая конкуренция, прямо наследуется от животного мира, связана с биологическими потребностями и основана на грубой силе. Люди первоначально подобно животным живут потреблением (собирательство, позже охота) и пользуются дарами природы как первым исходным экономическим ресурсом. Силовая конкуренция, ограниченная прежде всего биологическими запросами, выстраивает иерархию самцов в соперничестве за самок.
Потребность возместить недостаток естественной силы приводит к созданию искусственных средств борьбы и переводит физическую конкуренцию в военную. Этот вид конкуренции приводит к тому, что военные средства доминируют над средствами труда, ибо трудятся в основном побежденные, и война на долгие тысячелетия оказывается решающим средством распределения благ для всех народов на просторах земли. Обычный и ратный труд, с одной стороны, и связанные с ними материальные потребности – с другой, стимулировали взаимное развитие, создавали и совершенствовали средства производства и войны. Впоследствии средства производства были выделены как «капитал».
Развитие производства постепенно достигает уровня, когда его мощь намного превосходит военную силу как продолжение физической силы и зависимую от последней. Тем самым военная конкуренция как решающая сменилась производственной, экономической. Лихие всадники оказываются бессильными перед пушками, парусный флот перед паровым.
Экономическая конкуренция нуждается в людях, независимых от прямого насилия, и так или иначе ставит вопрос о человеческой ценности («Свобода. Равенство. Братство»). Моральная потребность, как потребность в человеке как ценности, содействовала появлению новых представителей верхов и низов, предпринимателей и свободных наемных тружеников. В их лице были дополнены экономические ресурсы новой поры. Как известно, протестантизм в качестве «духа капитализма», по словам М.Вебера, связал экономический успех с воздаянием свыше. В сфере производства решающей стала не фаза насильственного военного распределения, а фаза обмена.
В дальнейшем отношения между новыми классами установились не на основе силы, а через компромисс социальных потребностей, посредством которого родились правовое государство и сопутствующее ему гражданское общество, ставшее властными ресурсами экономики, выросшей до общесоциального, национального масштаба. Регулирующая властная функция государства придала производству роль решающей экономической фазы.
Интеллектуальные потребности неотделимы от информации как основы творчества в качестве решающего ресурса и новой главной экономической фазы производства в условиях новейшей эпохи интеллектуальной конкуренции, в которую входят самые развитые страны.
В перспективе качественный скачок в производственно-информационном развитии связан с углублением эзотерического знания как особого жизненного ресурса. Уже масштабами своего системного формирования научное познание восходит к мировоззренческим проблемам, потребности освоения их через взаимопроникновение древне-традиционных и новейших возможностей, постепенно открывающихся человеку. Естественно перерастание интеллектуальной, творческой деятельности как составной части духовности к духовно-творческой деятельности в целом на основе ясновидения.
Мир видимый и мир невидимый
Жизнь людей – взаимодействие видимого и невидимого миров. Первый мир – сама реальность, второй – «ничто». Первый мир – это прежде всего наше тело, его потребности. Развитие потребностей в расширении их познавательной сферы. Пища, как сейчас доказано, является важнейшим источником информации, и это ее важнейшая функция.
Широта человеческой деятельности – широта потребностей и познания. Познание проистекает из потребностей. Прогресс – результат взаимодействия и противоборства в человеке двух начал – животного и божественного, познаваемого через религию, развитие религиозного сознания к самосознанию, самопознанию Бога в себе и через себя. Этих способностей человек достигнет на стадии, обозначенной нами как «духовная конкуренция». Она перестанет быть конкуренцией как таковой, но перерастет в чистое творчество, творчество духовное и вырастет из обычного творчества более материального порядка.
Понятия ресурса и фактора обычно отождествляют. Но их объективно следует разделить. Фактор способен подразумевать не только ресурс, но и потребность, с учетом этого и надо употреблять его как научную категорию. Аналогично основным потребностям, ресурсам и стадиям социально-экономического развития возможно выделить и отвечающие им экономические факторы: природно-биологический, материально-трудовой, личностно-экономический, социально-политический, интеллектуально-информационный, духовно-религиозный.
На уровне совершенства, или наибольшего удовлетворения, все потребности переходят в эстетические. Соответственно ресурс отвечающий должен быть максимальным. Тем самым выделяется в рамках максимального ресурса и наибольшего удовлетворения потребностей эстетический фактор. Практически он заявляет себя как стремление к совершенству и совершенствованию, что позволяет отождествить с ним творческий фактор. Последний более узок, но представляет активную основу эстетического фактора в целом.
Творчески-эстетический фактор по нарастающей отвечает двум высшим стадиям социально-экономического развития – интеллектуальной и духовной.
Единство и внутренняя взаимосвязь всех факторов образует в свою очередь систему экономики. Но при этом помимо названных факторов надо указать ее временные и пространственные, иначе – ее исторические и географические – координаты. В первом случае следует определить, на какой из указанных ступеней исторического развития она находится. Во втором – доминирующие в силу природных условий и географического положения отрасли экономики, особенности внешнеэкономических связей. Экономика США находится на переходе к интеллектуальной конкуренции, отличается высоким гармоническим развитием промышленного и аграрного производств, преобладанием сферы услуг. При всем этом ее специфика – двойной стандарт внешнеэкономических связей, забвение морально-правовых норм в отношении богатых ресурсами и слабо развитых экономически государств, что с неизбежностью обещает провальную перспективу при переходе на тонкие творческие уровни с использованием духовно-эзотерического потенциала. Отнюдь не случайно, что уже сейчас Америка развивается в основном за счет интеллектуальной иммиграции.
Экономика России, наоборот, образец дисгармоничного мутанта. Поэтому невозможно четко указать даже историческую стадию, на которой она находится. И тем не менее длительная и незавершенная историческая выстраданность судьбы формирует с неизбежностью мощный интеллектуальный потенциал нации. Это в разной мере касается и других народов, жизнь и судьбы которых веками были нераздельны с Россией.
Единство и взаимодействие всех элементов экономики порождает постоянный производственный процесс. Развитие и взаимодействие двух сторон жизни – экономической и социальной – вершится на основе системы человеческих потребностей, через которую происходит все большее сближение этих сторон в рамках единого социально-экономического процесса. Материальные и биоматериальные потребности остаются основой материального производства, все остальные вовлекаются в экономическую систему через сферу услуг. Тем самым экономическая теория все больше вырастает в теорию социальных ценностей, универсальную аксиологию общественной жизни, связанной со всем миром человеческих потребностей. Заодно отметим также, что изложенный нами последовательный ряд потребностей, доминирующих на отдельных стадиях человеческой истории, отвечает не только филогенезу, то есть развитию человеческого рода, но и онтогенезу, последовательности их формирования в жизни каждого человека, от врожденных биологических, отчасти материальных до всей полноты духовных потребностей, воспитываемых в человеке семьей, социальным окружением вплоть до высшей из них мировоззренческой потребности, представленной философской и религиозной ветвями.
Таким образом, живой шпаргалкой для раскрытия реальной системы человеческих потребностей служит родившийся на свет человек и его последовательное формирование. Эта фактическая система человеческих потребностей в корне отличается от системы А.Маслоу, до сей поры преобладающей в официальной психологии, социологии и экономике, где потребности и ресурсы представляют само основание ее теории и практики. В экономической науке надо не просто изложить систему потребностей, но и указать ее специфический ракурс в рамках производственной жизни, где соответственно доминируют материальные потребности, а прочие потребности и жизненные факторы соотносятся с ними под задаваемым им углом. Достаточно сказать, что в системе Абрахама Маслоу даже нет упоминания таких потребностей, как религиозные и эстетические.
От полюса к полюсу
Нами дана также своя трактовка ресурсов, факторов и фаз производства в соответствии с новым концептуальным видением всей затронутой тематики.
Как видно из текста, творчество выделено как новая, пятая фаза, дополняющая четыре предыдущие – производство, распределение, обмен, потребление – в качестве решающей фазы в условиях социальной и особенно интеллектуально-духовной конкуренции. Однако автор убежден, что только неизбежное столкновение различных, в том числе противоположных, представлений способствует действительному выяснению научной истины и обоснованности ее в глазах широкой общественности.
Сопоставляя ступени социально-экономического развития общества, мы должны выделить сквозную линию, общую направленность, характер которой с неизбежностью отражается на всех составляющих жизни. Другими словами, общая закономерность, как всегда, призвана служить методологии для определения подчиненных закономерностей.
В последовательной смене основных ступеней исторической конкуренции налицо движение от полюса к полюсу, от физического насилия к духовной свободе, от биологической замкнутости ко все более широким потребностям, способным объединить реальные человеческие интересы, направить их от разобщенности и противопоставленности к единению и общности. Аналогично этой эволюции не могли бы избежать сами основы всех социально-экономических отношений – отношения собственности.
1. Все начинается с природного потребления и патриархально-деспотической собственности, где слабый находился не только в положении раба, но и мог стать жертвой каннибализма.
2. Закон силы и потребность в ценностях, создаваемых трудом, порождают беспредел в отношении их создателей – рабовладение. Далее на той же стадии военно-силовой конкуренции осознается потребность в работнике, способном самовоспроизводиться, – феодально-крепостническая собственность.
3. Потребность в работнике, способном на добровольно-принудительную максимальную отдачу. Экономическая конкуренция классов с признанием личностной свободы и независимости работников. Частная собственность.
4. Политическое столкновение классовых потребностей. Уступка предпринимателей в улучшении условий труда и жизни работников способствует их качественному росту. Зарождение социальных фондов, развитие социальной собственности и социальных государств.
5. Выделение в обществе создателей интеллектуального капитала, интеллектуально-информационных ценностей, интеллектуальной собственности.
6. В перспективе создание условий для свободного духовного общества через раскрытие информационных ресурсов внутренней человеческой природы, предполагающее общественное и личное самоуправление людей, общественную и личную собственность.
Среди различных функций денег называют меру стоимости, средство обращения, средство платежа и накопления, мировые деньги. Всякая суть сводится к главной функции. Маркс, в частности, называл двуединую функцию: мера стоимости и обращения. Остальные считал производными. На наш взгляд, главная функция денег – быть эквивалентом товаров. И поиск такого эквивалента – это история развития товарных отношений и денег как меры стоимости. Историческая задача сводилась к одному: начав со случайных, стихийно и приблизительно формирующихся эквивалентов, прийти к идеальному. На каждой ступени общества были свои недостатки по денежным формам эквивалента. Их легко представить, глядя на сами эти формы. Изначальный «бартерный» сводился к самым разным товарам, неудобство которых очевидно (скот, люди, морские раковины и т.д.). В наше время бумажные деньги выпускают не только фальшивомонетчики, но и государство. Последнее – рука-владыка. Именно государственная политика, злоупотребление властью – обычный источник инфляции. Поэтому парадокс – без бумажных денег не представить экономики и они же самое прямое и простое средство для злоупотреблений в любых масштабах. Электронные деньги открывают возможность избежать произвола в силу их математически точного эквивалента. Но историческое развитие не только в марксизме обещало исчезновение денег. Отживание денег – неизбежное следствие заключительной, но перспективной стадии развития человечества.
Отсутствие товарно-денежных отношений – отсутствие рынков. Развитие их неотделимо друг от друга. В эпоху военной конкуренции торговля всецело была делом риска. При такой специфике ограничивались ее размах и масштабы.
Комментарии