В процессе воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья проводится работа по формированию у них общественно ценных личностных качеств, исправлению тех недостатков их характера и поведения, которые возникли в результате неправильного воспитания. Однако возникает противоречие между необходимостью всестороннего воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и невозможностью полноценного усвоения ими нравственных норм и правил в силу недостатков умственного развития.
У детей с ограниченными возможностями здоровья в развитии имеются и биологические ущербные особенности, и вместе с тем социальные возможности формирования положительных свойств, которые составляют основу их личности.Воспитание может быть успешным, если учитывается уровень развития психических и физических возможностей детей.Цель моей программы – создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с опорой на личностно ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.Задачи программы в классе:1. Создание условий реализации концепции воспитательной работы с учащимися.2. Создание открытой воспитательной среды с использованием возможностей социума для обеспечения занятости школьников во внеурочное время, для дополнительного образования.3. Организация деятельности классного руководителя по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников.Личность ребенка формируется и развивается под влиянием повседневного быта, окружающей природы и других объективных факторов. Однако нельзя недооценивать и субъективные факторы, и прежде всего систему педагогического воздействия.Для формирования личности и коррекции дефектов развития учеников необходимы определенные благоприятные условия, среди которых наиболее существенные:1. Соблюдение режима дня, предусматривающего разумное чередование различных видов деятельности и способствующего формированию навыков культурного поведения.2. Осуществление индивидуального подхода к учащимся на основе их изучения.3. Систематическое проведение подробной разъяснительной работы по каждому порученному заданию.4. Обеспечение посильного участия воспитанников в различных видах деятельности.5. Осуществление тщательного и систематического контроля.Все перечисленные выше условия реализуются в детском коллективе, организованном на принципах частичного самоуправления и самообслуживания.Специальная задача воспитания личностных качеств в нашем классе – повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности.Принципы реализации программыПрограмма реализуется на основе принципов воспитания, позволяющих сформировать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:1. Гуманистическая направленность – отношение классного руководителя к детям как к ответственным субъектам собственного развития, признание личности ребенка высшей социальной ценностью.2. Природосообразность – воспитание детей сообразно их полу и возрасту, формирование ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.3. Культуросообразность – воспитание основывается на общечеловеческих ценностях.4. Эффективность социального взаимодействия – расширение социально-бытовых умений и навыков.5. Коррекционная направленность подразумевает коррекцию, компенсацию или устранение недостатков в развитии ребенка с особыми образовательными потребностями при помощи специальных методических приемов.6. Личностно ориентированное воспитание – создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, реализация его духовных и познавательных потребностей.7. Деятельностный подход – развитие ребенка в игровой, досуговой и творческой деятельности.8. Целостный подход – воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.9. Обеспечение ситуации успеха – успех помогает раскрыть потенциал ребенка и открывает перед ним новые возможности.10. Компетентностный подход – воспитание направлено на формирование у ребенка способностей правильно оценивать ситуацию, достигать ожидаемых результатов.Реализация компетентностного подхода в воспитании предполагает формирование следующих ключевых компетенций:- ценностно-смысловых: учить видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в окружающей действительности;- общекультурных: развивать духовно-нравственные основы жизни человека, основы семейных, социальных, общественных явлений;- коммуникативных: учить детей работать в коллективе, группе, взаимодействовать с окружающими людьми;- социально-трудовых: приобщать к общественно полезной деятельности, формировать социально значимые навыки.Реализация целей и решение задач воспитательной программы предполагает активное участие детей и родителей в жизни класса, что требует применения технологий, активизирующих их деятельность.Ключевые понятия, характеризующие сущность программы:«индивидуальность» – проведение диагностик, анкет, опросов как родителей, так и детей, составление карты занятий по интересам;«самостоятельность» – выбор коллективно-творческих дел, подготовка к проведению, выполнение обязанностей в классе;«доброта» – проведение различных акций;«творчество» – развитие творческих способностей каждого ребенка, участие в школьных и городских мероприятиях;«активность» – повышение активности каждого члена коллектива;«коллектив» – выбор и работа актива класса, работа по сплочению коллектива.Эти понятия одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного коллектива. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его духа, а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно ориентированный и творческий характер.Основные направления в воспитательной программе сочетаются с общим планом школы, куда входят: социально-нравственное, общеинтеллектуальное и общекультурное направления. Содержание работы над этими направлениями составляет годовой круг традиционных дел: мероприятия, посвященные важным историческим датам; классные часы; беседы, викторины; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, походы; трудовые дела. В своей программе я добавила еще несколько разделов, где работа усложняется с переходом в следующий класс.Содержание воспитательной деятельностиСодержание воспитательной работы структурировано по направлениям:- «Я и моя семья»;- «Спорт и здоровье»;- «Мое Отечество»;- «Мир прекрасного»;- «Труд и порядок».В процессе их реализации создаются условия для понимания ребенком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликие ценности на земле и что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать духовно воспитанным и трудолюбивым человеком.Важное место занимает работа с семьей. Семья для ребенка – это место его рождения и становления материальных и духовных ценностей. Родители могут заложить в ребенке фундамент добра, предостеречь от зла, научить его порядочности. Многие родители уделяют недостаточно времени общению с ребенком, снижается уровень требований, предъявляемых семьей к ребенку. Я стремлюсь помочь и родителям, и детям преодолеть имеющиеся трудности.С первого дня знакомства с родителями стараюсь донести до них мысль о том, что источник благополучия ребенка в семье, условие его счастливого детства – любовь к нему. С самого начала работы с родителями осуществляю индивидуальный подход и к учащимся, и к их семьям. Важную роль в работе с семьей отвожу родительским собраниям, они проводятся в форме бесед, диалогов между классным руководителем и родителями, а также привлекаю родителей к совместному проведению внеклассных мероприятий.P.S. Планы работы на 2009-2010, 2010-2011, 2011-2012 учебные годы, презентация к материалу, дополнительные материалы к программе, сценарий внеклассного мероприятия опубликованы на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru/method_article/515Светлана КУКЛЕВА, учитель начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида города Карабаша Челябинской области, победитель VI Всероссийского конкурса «Мудрая сова»
Комментарии