История Нижневартовска насчитывает чуть более 30 лет. Предполагалось, что Север будут осваивать здоровые люди, рожающие здоровых детей и не потерявшие своих корней на Большой земле. Жизнь распорядилась иначе, и в последние годы специальные образовательные учреждения стали появляться и в нашем районе. Одно из таких учреждений – муниципальная специальная (коррекционная) средняя общеобразовательная школа №37 для неслышащих и слабослышащих детей и подростков города Нижневартовска. Открытие в 1995 году специальной школы с дневным пребыванием глухих детей – это огромное достижение администрации города в развитии системы образования.
Казалось бы, первый необходимый шаг в создании условий для обучения детей с проблемами слуха в городе был сделан, но одновременно и обозначился ряд новых проблем. Наша школа, вопреки общепринятым канонам, объединила под своей крышей глухих и слабослышащих дошкольников, школьников и детей со сложной структурой дефекта возрастом от 2 до 19 лет, что создало большие трудности в комплектовании классов и организации образовательного процесса. Педагогический коллектив оказался профессионально неподготовленным для работы со сложным контингентом детей с нарушениями слуха. У большинства детей отсутствовала дошкольная подготовка, что осложняло их учебу, так как дети не достигали того уровня общего и речевого развития, на который рассчитаны программы специального школьного обучения для слабослышащих и глухих. Школьники имели низкий уровень воспитанности, что затрудняло их интеграцию в общество.
Педагогам нужно было срочно принимать кардинальные решения и найти ответ на вопрос: «Как воздействовать на детей и построить жизнь школы, чтобы получить желаемые результаты?»
Мы обратились за помощью к директору Института коррекционной педагогики Российской академии образования Н.Н.Малофееву – доктору педагогических наук, члену-корреспонденту РАО, который предложил нашему коллективу проект создания региональной модели образовательного учреждения нового типа для лиц с нарушениями слуха.
Проект был направлен прежде всего на решение практических проблем города – оказание психолого-педагогической помощи детям Нижневартовска, на реабилитацию лиц с нарушениями слуха через образование.
С сентября 1997 года наш педагогический коллектив начал работать над созданием школы нового типа, в которой должно быть «все для всех». Научное руководство обеспечивали специалисты Института коррекционной педагогики РАО. С их помощью разработана программа развития школы.
На первом этапе сотрудничества (1997-1999 годы) ведущими специалистами ИКП РАО были проведены очно-заочные курсы повышения квалификации сотрудников школы, которые включали в себя лекционные занятия, практические семинары, разборы уроков и мероприятий, организуемых воспитателями, консультирование детей и их родителей, а также самостоятельную работу слушателей, включая разработки открытых уроков и рефератов. Повышение профессионального уровня всех без исключения сотрудников школы позволило нам приступить к эксперименту.
Структурно-функциональная модель школы нового типа для лиц с нарушениями слуха состоит из нескольких блоков.
Медицинский блок предполагает совместную деятельность администрации, педагогов, медицинского персонала, родителей в создании здоровьесберегающей среды для каждого ребенка.
Медико-психологическая служба школы состоит из врача-сурдолога, педиатра, невропатолога, процедурной и физиомедсестры, лаборанта-аудиометриста, психолога и инструктора ЛФК. Она обеспечивает обследование, контроль за физическим и психологическим здоровьем воспитанников и состоянием их слуховой функции; проведение лечебно-оздоровительной работы с детьми и родителями; обучение всех участников образовательного процесса методиками самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля.
В школе разработана программа «Здоровье», в реализации которой принимают участие все работники школы. Для проведения медицинского обследования, медикаментозного и физиотерапевтического лечения в школе имеется все необходимое: сурдокамера для обследования слуха и снятия аудиограмм, педиатрический, процедурный и физиотерапевтический кабинеты, зал корригирующей гимнастики, музыкальной ритмики, кабинет психолога, оборудуется комната гидромассажа. Все дети обеспечены индивидуальными слуховыми аппаратами. Кабинеты по развитию слухового восприятия оборудованы звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, установлены компьютеры для работы с программой «Видимая речь».
Два раза в год дети проходят углубленный медицинский осмотр, так как наряду с основным заболеванием у них выявлен ряд сопутствующих, и поэтому каждый ребенок-инвалид находится постоянно в поле зрения медицинских работников. Дети получают медикаментозное и физиолечение. Предпочтение отдается применению немедицинских средств оздоровления, использованию средств, стимулирующих защитные силы организма, формированию положительной мотивации детей к проведению оздоровительных мероприятий. В летний период наши воспитанники оздоравливаются по санаторным путевкам, выделяемым медицинским центром «Мать и дитя» в таких городах, как Сочи, Анапа или на юге Тюменской области.
В дошкольном блоке идет обучение детей с 2-летнего возраста в группах для неслышащих детей, для слабослышащих, со сложной структурой дефекта и кратковременного пребывания. Дошкольное отделение реализует две программы: программу воспитания и обучения глухих дошкольников и программу воспитания и обучения слабослышащих. Для группы детей со сложной структурой дефекта адаптируем программу воспитания и обучения слабослышащих дошкольников.
Для детей с нарушениями слуха, выявленными в раннем возрасте, организуем группы кратковременного пребывания, в которых с первых месяцев жизни за развитием ребенка наблюдают врач-сурдолог, учитель-дефектолог, невропатолог. Оказание ранней сурдопедагогической помощи неслышащему ребенку дает ему шанс продолжить обучение не только в специальном образовательном учреждении, но и в обычном детском саду.
У наших детей заметно повысился уровень самостоятельности, они стали более контактными, коммуникабельными и доброжелательными. Нас радует, что большинство родителей заинтересованы в успешном развитии своих детей, правильно воспринимают рекомендации педагогов, с пониманием относятся к начинаниям учителей и оказывают им поддержку.
Каждому ребенку в школе создаются условия для получения образования в пределах социальных образовательных стандартов и коррекции нарушений развития. На каждого ребенка заводится медико-психологическая карта, создается коррекционно-образовательная среда, соответствующая его зоне ближайшего развития. Для глухих детей со сложной структурой дефекта, которые нуждаются в особом структурировании жизненного и образовательного пространства, учителя разрабатывают индивидуальные учебные планы.
За последние годы было подготовлено и скорректировано 9 учебных планов. Основой для их создания является Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов. Инвариативная часть БУПа обеспечивает обязательную образовательную подготовку учащихся. Его вариативная часть представлена предметами: русский язык (в компьютерном варианте), трудовое обучение (компьютерная вышивка 10-11-й классы), физика, информатика. Введены также дополнительные коррекционные занятия с 1-го по 11-й класс для детей, испытывающих особые затруднения в изучении отдельных предметов. Для более продвинутых учеников, изъявивших желание поступать в специальные средние и высшие учебные заведения, предоставляем возможность серьезно изучать на факультативных занятиях такие предметы, как математика, информатика, физика, экология, биология.
Работая над проблемой повышения качества образования, педагоги внедряют в работу авторские программы, новые курсы и технологии. Например, в качестве инструмента изучения трудностей и возможностей школьников с нарушениями слуха используем специализированную компьютерную программу «Мир за твоим окном» (авторы О.И.Кукушкина, Е.А.Гончарова, Т.К.Королевская удостоены премии Правительства Российской Федерации в области образования за 1998 г.).
В школе отлажена система взаимодействия учителя класса, учителя-предметника, сурдопедагога и воспитателя группы продленного дня. Это позволяет нам не упускать из виду потенциальные возможности ребенка. Если у него были затруднения в восприятии нового материала на уроке (плохое самочувствие, повышенная возбудимость), с ним будет продолжена работа во второй половине дня или же на следующем занятии.
Мы внимательно следим за трудоустройством наших выпускников и видим, что уровень общей подготовки позволяет большинству из них получить специальность не только в профессиональных училищах, но и в высших или средних специальных учебных заведениях.
Профессионально-трудовой блок обеспечивает приобретение навыков по таким профессиям, как швея, плотник, декоративная керамика, компьютерный векторный дизайн, автослесарь; занятость школьников в кружках по интересам; получение обширной информации о профессиях, освоение которых доступно глухому и слабослышащему выпускнику; связь с социумом, получение информации о предприятиях и вузах города, принимающих на работу и обучение лиц с проблемами слуха.
Исходя из того, что возможности неслышащего ребенка в трудовой и профессиональной подготовке существенно ограничены, особое внимание мы уделяем ранней профориентации и допрофессиональной подготовке детей через дополнительное образование. Мы убеждены, что, занимаясь в кружках с подготовительной группой, неслышащий ребенок постепенно войдет в мир профессий, у него появятся свои предпочтения и наклонности, в старших классах он более осознанно подойдет к выбору профессии.
В школе работают 5 педагогов дополнительного образования, обеспечивающих занятость кружковой работой детей с подготовительной группы до выпускного класса. Кружки сформированы с учетом возрастных интересов воспитанников и пожеланий родителей. В настоящее время дети занимаются в кружках мягкой игрушки, цветоводов, кулинарии, декоративной керамики, резьбы по дереву, швейного дела, столярного и автодела, драматическом и танцевальном.
Наблюдая за впечатлениями наших воспитанников после кружковых занятий, мы поняли, что там их привлекает не только учеба и работа, за которые не ставят плохих оценок, но и свободное общение с педагогами и сверстниками. Об этом они пишут в своих сочинениях.
«Я люблю свою школу. В нашей школе меня учат шить, вышивать, готовить еду, лепить замечательные вещи из глины. У нас прекрасные повара, они вкусно готовят. В школе очень интересно проходят праздники».
Михалева Юля, 7-й класс
«Я учусь в школе №37 третий год. Я рада, что попала в эту школу. У меня здесь появилось много друзей. В кабинете биологии много цветов, есть аквариум с рыбками, клетка с попугаями. Я часто помогаю ухаживать за ними, теперь и дома у меня много цветов. За моим здоровьем следят школьные врачи, нам часто дают путевки в санаторные лагеря. Этим летом я отдыхала с ребятами в Сочи, там мне очень понравилось. Мама говорит, что такой школы нигде нет».
Боброва Дарина, 7-й класс
«Мне нравится кружок резьбы по дереву, потому что я научился делать вазы из дерева. У нас бывают разные уроки. Мне нравятся мои новые друзья и учителя, потому что они помогают мне хорошо учиться».
Метхиев Бахтияр, 9-й класс
Костюмы для художественной самодеятельности и танцевального кружка шьют старшие девочки, а обустройством классных комнат и ремонтом мебели занимаются мальчики.
Нас радует уровень качества трудовой подготовки учеников, умения и навыки которых не уступают, а в ряде случаев превышают умения здоровых сверстников. Например, в этом году две старшеклассницы, соревнуясь в городском конкурсе «Золотой наперсток», представили по три модели и заняли I и III места среди учащейся молодежи.
Большинство наших выпускников обучаются в профессиональных училищах, успешно защищают дипломные работы и получают повышенные разряды по профессиям швея, плотник, автослесарь. Преодолеть речевой барьер на начальном периоде учебы выпускникам помогает сурдопереводчик, находящийся в штате школы.
Если 5 лет назад наши воспитанники не могли найти работу, то сегодня проблема получения профессии и трудоустройства в городе решена. Заключены договоры о сотрудничестве с городским центром занятости населения, профессиональными училищами и обществом инвалидов.
Мне кажется, что модель нашей школы может служить примером для создания подобных школ для детей с особыми образовательными потребностями во всех регионах России.
Валентина ПОЛИШКО, директор муниципальной специальной (коррекционной) школы №37 для неслышащих и слабослышащих детей и подростков, заслуженный учитель РФ,
отличник народного просвещения, Нижневартовск
Комментарии