search
main
0

В мир танца есть только вход

Если вам плохо… танцуйте!

Хореограф, руководитель танцевальной студии «Блиц» Алина КОРОЛЕНКО считает, что танцы обладают огромной воспитательной и лечебной силой. А жизненный пример нашей героини показывает, насколько важно, несмотря ни на что, двигаться к своей мечте.

Мама отвела Алину в четыре года в балетную студию в Фергане, жили они тогда в Узбекистане. Но девочку не приняли из-за недостатка нужных физических данных. Однако через полтора года ее взяли в студию бального танца во Дворце культуры нефтяников. По словам Алины Валерьевны, успех ей давался ценой невероятных усилий и труда. Поэтому и характер закалился.

В доперестроечное время в Фергане действовала сильнейшая хореографическая школа, где преподавали педагоги мирового уровня. Девочка с головой ушла в танец, тренировалась до позднего вечера, танцевальный класс стал для нее вторым домом, а хореографы Анатолий Иванович Барбышев и Марина Юрьевна Базарбаева – вторыми родителями. В какой-то момент учеба в школе даже отошла на второй план, стала для девочки почти факультативом, хотя она и была хорошисткой. Все мысли ученицы, ее душа неотступно находились в танцевальном классе.

– Дело в том, что в мир танца есть только вход. Если в него погрузиться, назад пути не будет.

Со своим партнером Алина участвовала во всех важнейших соревнованиях по бальным танцам, которые проходили в Узбекистане. В начале девяностых, когда ей исполнилось четырнадцать лет, они с мамой вынуждены были уехать. Острогожск выбрали случайно, так получилось. В итоге все сложилось удачно.

В небольшом городе существовал на тот момент только кружок народного танца. Для того, кто занимался бальными танцами, это совсем иной стиль. Так что девушка продолжала тренироваться самостоятельно, выступала на школьных и городских мероприятиях. Ее талант и умение не остались незамеченными, старшие наставники пригласили школьницу вести кружок бального танца в Доме учителя. Поэтому свою педагогическую карьеру она начала, учась еще в десятом классе. Потом само провидение послало ей блестящего партнера. В Острогожск переехал из Казахстана Дима Варенников, тоже юный танцор, который имел категорию А, у Алины на тот момент была категория С. Они встали в пару, началась новая жизнь. Ребята выступали на всех школьных и городских концертах.

После школы Алина грезила о том, чтобы продолжить обучение танцам, но не позволяли финансы. Они с мамой буквально выживали, занимались сельским хозяйством, чтобы прокормиться. О том, чтобы переехать в Воронеж, снять там жилье, не могло быть и речи.

– У нас даже не было денег на билет из Острогожска до Воронежа, что уж говорить о том, чтобы снимать комнату и на что-то жить в областном центре, – говорит Алина.

Несмотря ни на что, она не сдавалась. Поступила в местный медицинский колледж, выучилась на фельдшера, сейчас считает, что это ей невероятно помогает в работе. Знание анатомии и физиологии позволяет грамотно подходить к обучению детей танцам, выстраивать занятия так, чтобы не навредить здоровью. Алина Валерьевна, накопив за почти тридцать лет опыт и знания, разработала свою методику преподавания. Сейчас она также занимается танцами со взрослыми людьми в лечебных целях.

В то же время танцовщица всегда продолжала совершенствоваться и развиваться самостоятельно. После службы в армии ее партнер вынужден был оставить танцы, а вот для Алины жизни без движения не существовало.

– Мой отец занимал в Узбекистане большую должность, был руководителем крупного предприятия. По приезде в Острогожск вскоре он умер. Мы с мамой оказались в тяжелом материальном положении. Гражданство получили не сразу, а лишь спустя два года, – вспоминает Алина Валерьевна.

Но свою мечту о том, чтобы добиться успеха в танцах, героиня не оставляла. Став студенткой медицинского колледжа, она продолжала преподавать в клубах и школах района, учила детей танцевать. Ей как воздух требовалась информация о новых течениях и направлениях, о том, чем живет богатый мир современного танца. Интернета не было, соответствующей литературы тоже. Все заработанные деньги Алина тратила на билеты до Москвы и посещение концертов знаменитых коллективов, которые продвигали современное искусство танца на отечественных просторах. Это шоу-балеты «Тодес» и «Рецитал». Алина с замиранием сердца все впитывала, смотрела на представления не просто как зритель, а училась, делала записи в тетради. Это ей тоже потом пригодилось. Сейчас со своими старшими воспитанниками в лаборатории танца они делают рисунки, эскизы движений, разбирают их «лексические кружева», делают анализ хореографических произведений.

В 1997 году в Доме культуры Острогожска появился коллектив «Блиц», который зародился еще в качестве самодеятельного кружка в Доме учителя. Начиная с 2000 года коллектив постепенно уходил в современную и эстрадную хореографию. В 2003‑м «Блиц» вступил в Общероссийскую танцевальную организацию, а в следующем году участвовал в своем первом чемпионате России в Воронеже. Дуэт Инессы Внуковой и Влада Терского с номером «Джангл» («Джунгли») в номинации «Танцевальное шоу» прошел в сборную России и поехал на чемпионат мира в Дрездене.

– Там случилась трансформация мысли. Сильнейшие коллективы со всего мира представили современные танцы самых разных стилей и направлений, а также с элементами акробатики, все это открыло окно в новый мир, – рассказывает Алина Валерьевна.

Острогожские ребята среди 80 лучших дуэтов – участников чемпионата мира заняли 41‑е место. Затем Алина Валерьевна сдала экзамен на судью в Общероссийской танцевальной организации, получила возможность посещать мастер-классы известных педагогов со всего мира, всероссийские танцевальные конференции. При этом она никогда не останавливалась на достигнутом и продолжала свое образование. После медколледжа поступила в Воронежский экономико-правовой институт, получила специальность психолога. И это ей тоже очень помогает в работе с детьми.

Коллектив «Блиц» успешно выступил на чемпионате России в номинации «Уличные танцы». В соревнованиях начиная с 2005 года «Блиц» трижды проходил в сборную России. Это итог того, что балетмейстер глубоко изучала стрит-направления, которые и представляла на соревнованиях. Появился замысел начать строить танцевальные шоу, зрелищные композиции. Так, в 2009‑м родилась постановка «Тайны древнего Эфеса», которая на соревнованиях в Мордовии получила серебряный кубок.

Алина Валерьевна вскоре осуществила свою мечту – поступила в Белгородский государственный институт искусств и культуры.

– В 29 лет я встала к станку с 17‑летними ребятами. Если не имеешь крепкой школы классического танца, в работе будет чувствоваться непрофессионализм. Корпус, голова, кисти, стопа – все это должно грациозно донести содержание танца, – делится педагог.

Пример Алины Валерьевны является ярким образцом того, что учиться никогда не поздно, а осуществлять мечту тем более. В 2013 году ее дипломная работа «Ласточка» была отмечена на Воронежском кубке за лучшую балетмейстерскую работу. Алина Валерьевна открыла в Острогожске балетную студию, занимается стилизованными народными танцами, продолжает работу в области современного танца.

В работе с детьми Алина Валерьевна добилась замечательных результатов. Она включила в занятия лабораторию танца, где каждый ребенок становится соавтором, творцом. Сейчас в коллективе занимаются 110 человек.

– Воспитательная функция танца огромна, – считает педагог с 27‑летним стажем.

Для нее задача номер один – воспитать личность средствами хореографии, на втором месте – привить чувство благодарности, прежде всего к своим родителям. И только потом любовь к танцам.

Как призналась балетмейстер, до 12 лет в обучении танцам лежит жесткая система иерар­хии, назидательность – воспитанник должен чувствовать авторитет педагога. А вот уже в 12-13 лет отношения начинают строиться на дружеской основе. Для Алины Короленко воспитать танцора не самоцель, хотя многие выпускники «Блица» получили хореографическое образование и уже открыли свои студии. Цель – воспитать сильную личность, способную к эмпатии, понимающую, знающую основу, которая составляет ядро танцевальной драматургии. По мнению педагога, очень важно научить детей справляться с психологическими проблемами, уметь восстанавливаться после сильных по накалу страстей выступлений.

Так, к примеру, одной из самых мощных по силе воздействия на зрителей стала историческая композиция «Поезд памяти». Шесть спектаклей прошли с аншлагом, каждый раз зал вставал. Поскольку дети вживаются во взрослые, серьезные роли, их нужно научить выходить из образа. И тут пригодилось образование психолога.

– Мы часто выступаем с детьми и в жару, и в холод, они должны уметь танцевать и на крошечной площадке метр на метр при необходимости. Зато потом, во взрослой жизни, они, закаленные трудностями, готовы преодолевать сложности и тяготы, – замечает педагог.

Танец дисциплинирует детей, приучает к ответственности, а еще к выносливости. И это очень важно. Сейчас Алина Валерьевна занимается изучением телесных практик. Она разработала и внедрила в образовательный процесс собственную методику занятий станком в гамаке. Это позволяет мягко растягивать позвоночник, сводит к нулю травмоопасность.

А еще она просит танцоров передать движением запах сладкой ваты, шепот волос, ветер в волосах. Это дает возможность раскрыть не только духовную составляющую движения, но и творческий потенциал личности. Композиция «В объятиях мамы» была отмечена наградой на лучшую балетмейстерскую работу. Именно в ней проявилось сочетание техники танца с духовной, эмоциональной составляющей.

У Алины Валерьевны есть педагогические секреты, которыми она охотно делится.

– Я не стараюсь менять детей. Я меняюсь сама. Современные дети имеют клиповое мышление, поэтому каждые двадцать минут стоит предлагать новые темы, род занятий, – говорит она.

Всем независимо от возраста Алина Короленко советует избавляться от стресса с помощью движения:

– Протанцовывайте сложные моменты, танцуйте свою жизнь. И тогда никакая депрессия вам не страшна.

Ольга БОТКИНА, Острогожск, Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте