Игорь Альбертович Карачевцев – замечательный директор одной из известных гимназий Санкт-Петербурга. Об обаянии его личности следует сказать особенно. В своей молодости я, начинающий учитель, всегда заходил в кабинет директора, испытывая некоторую неловкость. Мне было неудобно отвлекать, казалось бы, очень занятого и важного человека. Не исчезала эта неловкость и в последующие годы уже моего научно-методического сотрудничества с директорами школ. Хотелось профессионального и даже личного общения, но чаще всего я видел перед собой администратора, функционера, которому некогда оторваться от груды дел. И это понятно: разве можно в этой школьной текучке найти время для радости, эмоционального восприятия жизни?
Совсем иное впечатление произвел на меня Игорь Карачевцев, директор гимназии №166 Санкт-Петербурга. Когда я в первый раз вошел к нему в кабинет и представился, он как-то особенно тепло поглядел на меня, пожал руку и завел разговор о нашем любимом институте, теперь университете – Герцовнике, как неофициально выпускники называют РГПУ имени А.И.Герцена. Через несколько минут мне показалось, что мы давно знакомы и нам интересно общаться как профессионально, так и дружески, говорить о нашей альма-матер, театре, русской литературе, Достоевском, который жил в соседнем здании, доме Струбинского, с сентября 1875 по май 1878 года. Я сразу почувствовал необыкновенную притягательность личности Карачевцева, передо мной был умный, эрудированный человек, профессионал, а не администратор, озабоченный добрым десятком нерешенных проблем. Игорь Альбертович не утратил интереса к жизни, людям, искусству, профессии, он умеет увлекаться, отвлекаться от насущных забот, и это не только спасает его от профессионального выгорания, но и способствует теплым, человеческим отношениям в педагогическом коллективе, который он возглавляет. И я в этом убедился, когда познакомился с некоторыми его коллегами, прежде всего с его заместителем Ириной Викторовной Пестряковой, награжденной, как и Карачевцев, памятным знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга». Эта награда очень точно определяет основное направление учебно-воспитательной деятельности гимназии.
Педагогическое кредо Карачевцева заключено в высказывании римского философа и поэта Луция Аннея Сенеки: «Уча других, мы учимся сами». В общении с Игорем Альбертовичем я убедился, что он в непрерывном поиске, ищущий, а не только нашедший. Хотя его послужной список и профессиональные достижения (заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат Премии Президента РФ в области образования, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2003, лучший руководитель образовательного учреждения) могли бы позволить ему расслабиться, почивать на лаврах, но это не для Карачевцева. Его гимназия является центром повышения педагогического мастерства в Центральном районе города, а он сам не только проводит открытые уроки и семинары для своих коллег, но и с неизменным интересом, как и члены его гимназического коллектива, посещает педагогические мероприятия в других школах города.
Но все же исключительность гимназии Карачевцева заключается в ее особой миссии – быть неповторимой гимназией северной столицы России. Свою образовательную деятельность она проектирует в культурном пространстве Санкт-Петербурга, и все ее выпускники получают особую петербургскую прививку. Для реализации научно-образовательной концепции гимназии Игорь Альбертович с коллегами ежегодно планируют систему работы, используя технологии погружения в культурную среду Петербурга. Она включает уроки петербурговедения, проектную деятельность учащихся, посвященную персонажам русской истории, писателям и общественным деятелям, проживавшим в Петербурге, а также учебные элективы, связанные с историей и культурой великого города. Как и Николай Анциферов, Игорь Карачевцев считает, что Петербург имеет не только свое неповторимое лицо, но и свою душу. Но эта душа открывается только тем, кто соприкасается с ней, озаряется ее светом. Поэтому не случайно установочным уроком в петербурговедении является открытый урок директора с символичным названием «Душа Петербурга». Урок размещен в свободном доступе в YouTube, его могут посмотреть все желающие (https://www.youtube.com/watch?v=yKSo9Q-W3tY). Он построен как диалог с современными школьниками и внутренний монолог учителя о неповторимости Петербурга, о красоте и таинственной притягательности города, в котором одновременно живут разные культурные эпохи, на каждом шагу встречаются персонажи русской истории, поэты, писатели. Урок включает воображение слушателей, приглашает в путешествие по «непостижимому городу», как его называл Николай Анциферов.
Значительными в жизни гимназии стали праздники, посвященные важным событиям в истории Петербурга. Разумеется, их инициатором и вдохновителем всегда является сам директор. В эти праздничные дни проводятся открытые уроки, учащиеся защищают свои исследовательские проекты, представляют инсценировки художественных произведений, театрализованные сценки. Так осуществляется энтелехия, погружение в историю и культуру Петербурга. На праздники приглашаются родители, педагоги из других школ города и даже страны.
Одним из ярких событий в текущем году явилось празднование 350-летия со дня рождения основателя Петербурга – императора Петра I. Праздник открыл депутат Госдумы РФ Михаил Романов, а затем состоялась педагогическая мастерская под названием «Трудно быть первым», на которой победители конкурса «Учитель года России» представили свои мастер-классы культурологической направленности, посвященные Петербургу. Учителя делились своими секретами педагогического мастерства и способами погружения учащихся в петербургский текст. Об этом интересно рассказал читателям газеты заслуженный учитель РФ, учитель истории и обществоведения Александр Воронцов («Учительская газета» №8 от 22 февраля 2022 года).
В преддверии Года педагога и наставника в гимназии намечено проведение открытого педагогического салона «Наставникам за благо воздадим». По словам директора, это мероприятие поможет каждому учителю осознать свое место в профессии педагога и роль своих наставников в своем творческом предназначении.
Уроки Карачевцева построены на концепции погружения в культуру, использовании приемов проблемного обучения, они часто носят интегрированный характер. Трудно однозначно определить образовательную технологию директора гимназии. Это главным образом культуроцентричность в преподавании истории и обществоведения, системное использование метода проектов. Однако яркую личность трудно подогнать под определенную технологию, потому что педагогическое творчество, как и искусство, невозможно рассматривать только с позиций науки. Игорь Альбертович петербургский интеллигент, человек высокой культуры, театрал, который не пропускает ни одной петербургской премьеры. И эта постоянная культурная подпитка ощущается в его одухотворенности, импровизаторском даре педагога, заражающего творческой энергией детей и коллег. Особо следует отметить и гражданственность Карачевцева, он всей душой болеет за состояние нашего образования и активно выступает против нравственного релятивизма и правового нигилизма. Своими мыслями об особой миссии педагога он делится в статье, посвященной празднованию в его родной гимназии 200-летнего юбилея Ф.М.Достоевского («Учительская газета» №17 от 26 апреля 2022 года). Позиция Карачевцева, педагога и гражданина, сформулирована в его жизненном девизе: «Быть совестью и голосом российского учительства, защитником детства в мире взрослых».
8 августа И.А.Карачевцев отмечает свое 60-летие. Это значительная веха в творческой судьбе учителя и директора гимназии. Хочется пожелать ему сил и творческой энергии, новых поисков и реализации намеченных планов.
Валерий ДОМАНСКИЙ, доктор педагогических наук, профессор, член Союза российских писателей
От редакции
Журналисты «Учительской газеты» присоединяются к поздравлениям профессора Валерия Доманского по случаю предстоящего юбилея Игоря Альбертовича Карачевцева. Мы искренне желаем замечательному директору, учителю, абсолютному победителю конкурса «Учитель года России»-2003, другу нашего издания творческого вдохновения, неиссякаемой энергии, здоровья, удачи и успехов во всех его делах, начинаниях, проектах, связанных с образованием и воспитанием нашего молодого поколения.
Комментарии