Нам, ученикам Талданской школы, по 13-14 лет, мы пытаемся «проглотить» весь мир, со всеми его соблазнами, недоразумениями, достоинствами и недостатками. А новая учительница предложила нам продолжить мысль Пифагора: «Боги дали людям две благодати…» Мы долго гадали, но оказалось, что это говорить правду и делать добро. Так Тамара Борисовна Калашникова, учитель русского языка и литературы, вошла в нашу жизнь. Она организовала в школе вечернее чаепитие, где мы учились быть откровенными перед собой. Нам разрешалось, точнее предлагалось, делиться своими впечатлениями, переживаниями, задавать неудобные вопросы.
От Тамары Борисовны мы впервые услышали незнакомое слово «рефлексия», что означало склонность к самоанализу. Слушая ее, я холодела от страха. Мне казалось, она знает, что происходит со мной… Учительница не уставала доказывать: можно и нужно смотреть на себя со стороны, надо видеть в себе тот самый «избранный сосуд» (по словам Герцена). И здесь без рефлексии не обойтись. А как мы благодарны ей за знакомство с Альбертом Швейцером! К нашему стыду, мы вообще не знали о нем ничего. Учительница принесла его философские произведения, пластинки с органными концертами, ознакомила с его подвигом. В марте 1913 года 37-летний Альберт, закупив оборудование для госпиталя (на это ушли все средства, собранные от концертов, и гонорар за книгу о Бахе), вместе с молодой женой отправился в далекий Габон. Мы перелистывали все энциклопедии, словари, справочники в школьной поселковой библиотеке, перелопатили домашние энциклопедии, откапывая хоть какую-то информацию о Швейцере. Потом кому-то из нас пришла идея создать драмкружок или театральную студию. Тамара Борисовна с удовольствием нас поддержала, нам показалось, она ждала этого. Мы сами пробовали писать сценарии. Так, рассуждая о письмах Лариной и Онегина, пришлось много анализировать, узнавать, интересоваться, «общаться» с героями произведения. Спорили, убеждали друг друга, цитировали героев, сопоставляли. Пришли к выводу: ее письмо – это письмо любви, его письмо – письмо страсти. В любви главное – «ты», а в страсти – «я». Как важно разобраться в этом в ранней юности, понять разницу, почувствовать ее! Для нас в то время не было важнее проблемы, чем разобраться, кто главный герой письма Татьяны, а кто – письма Онегина. Мы долго не соглашались с Тамарой Борисовной, что в письме Онегина главный герой не Татьяна, а он сам. Она убедила: в письме речь идет о его чувствах, о его переживаниях, письмо полно жалости к самому себе. Учительница предложила нам вести дневник своей жизни, дневник драмкружка, школы. Она сама вела дневник, а иногда делилась с нами откровенными мыслями. Как-то на классном часу она предупредила: «Сегодня будем говорить о смысле смерти…» Мы переглянулись: не рано ли? Она, уловив настроение, заметила: «Между прочим, Л.Н.Толстой задумывался о смерти намного раньше. И день, проведенный без мысли об этом, считал бесполезно потерянным днем. Что ж, поспорим с гением или согласимся?» Как-то, придя на урок в кабинет русского языка, мы прочитали на доске тему урока: «Задумчивый край, край таежный суровый, ты можешь о многом мне рассказать…» Кругом висели огромные записки. Вот некоторые из них: «Уруша» – в переводе с эвенкского означает то ли «чистая вода», то ли «холмистая местность»; «Талдан» в переводе с орочинского означает «шум подземных ключей» и т. д. «Давайте сегодня поговорим о малой родине, почему нас так тянет домой». Зажгла свечи, включила тихую музыку… А знакомя нас с этимологией названий сел Сковородинского района, она предложила рассказать об этом… живописью, поэзией, прозой, музыкой, графикой, вышивкой… «Используйте краски, стекло, бумагу, песни, украшения, мозаику, аппликацию. Главное, чтобы я вам поверила, что вы действительно любите свое село, дорожите им и не дадите никому в обиду…» С ее словами мы шли по жизни. Спасибо, наш главный учитель, за все уроки! Валентина АЛЕШКОВА, учитель-пенсионер, с. Игнашино, Сковородинский район, Амурская область
Комментарии