Пожалуй, нет сегодня темы актуальнее, чем бюджет страны на 2005 год. У Министерства финансов России свой взгляд на проект бюджета. К сожалению, именно это министерство во многом определяет сегодня политику государства, в том числе и в социальной сфере… Справедливости ради надо отметить, что Комитет по образованию и науке Госдумы РФ предпринимает колоссальные усилия для того, чтобы в новом бюджете было предусмотрено увеличение (или хотя бы индексация) зарплаты работников образования.
– Николай Иванович, с какими проблемами пришлось столкнуться при обсуждении проекта бюджета на будущий год?
– Не секрет, что общая проблема бюджета – изменение бюджетной классификации в этом году. В результате у нас возникли сложности с проведением сравнительного анализа бюджетов 2003-2004 годов с проектом бюджета на 2005 год. Сопоставимые цифры достаточно сложно рассчитываются. Те цифры, которые будут приводиться в разных документах, на мой взгляд, нуждаются в довольно жесткой проверке на их корректность. Мы стараемся пользоваться теми цифрами, которые можно проверить и которые позволяют понять некоторые позиции.
– А что это за позиции?
– Во-первых, нам хотелось бы, чтобы утверждения о том, что наука и образование – приоритетные направления, были более ощутимо подкреплены в проекте бюджета на 2005 год. Вместе с тем если мы проследим темпы роста расходов федерального бюджета вообще и темпы роста расходов на систему образования, то обнаружим две цифры, которые нужно иметь в виду. Темпы роста расходов федерального бюджета, планируемые в 2005 году, на 14,6% больше, чем в 2004 году. Если посмотрим на расходы в сфере образования, то увидим – здесь темпы роста более 20%. Таким образом, есть все-таки демонстрация приоритетности по отношению к образованию и науке.
– Разделяет ли ваше вполне оптимистичное отношение к бюджету образовательное сообщество?
– Недавно была встреча с ректорами вузов на заседании правления Российского союза ректоров под руководством Виктора Антоновича Садовничего, и мы вели довольно подробный разговор о бюджете на 2005 год. По оценкам ректоров, оснований для утверждения, что государство решило бросить систему образования и науки в самостоятельное плавание, нет никаких. В бюджете на 2005 год такой тенденции не просматривается. Все основные расходные статьи в нем имеют рост по отношению к 2004 году. Отмечалось несколько направлений, финансирование по которым увеличилось достаточно серьезно.
– Например?
– Впервые за последние годы существенно увеличен объем финансирования повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Эта статья всегда была в законе, но реально не исполнялась. Тот, кто работает в вузе, прекрасно понимает, что без повышения квалификации говорить о модернизации системы образования и о качестве преподавания очень сложно.
Вторая позиция – пополнение библиотечных фондов. Всегда считал и считаю, что в любом учебном заведении есть два главных кабинета – библиотека и спортивный зал. Сегодня библиотечный фонд учреждений, подведомственных Министерству образования и науки РФ, пополнится книгами на сумму полмиллиарда рублей.
– А что будет со вторым кабинетом – спортивным залом?
– Принятая три года назад программа обеспечения школ спортивным инвентарем будет финансироваться, предусмотрено выделить в 2005 году на ее реализацию 400 миллионов рублей.
– В прежние годы хорошую финансовую поддержку имела программа «Одаренные дети». Что будет теперь?
– Здесь надо сделать акцент на финансирование предметных олимпиад учащихся. Мы всегда подчеркивали, особенно в последний год, что предметная олимпиада – одна из очень важных и очень интересных форм итоговой аттестации учащихся, которая позволяет им (или во всяком случае должна позволять) поступать в высшие учебные заведения. Сегодня расходы на проведение олимпиад заложены в проект бюджета на 2005 год, и мы будем стараться провести законопроект, согласно которому победители региональных олимпиад будут иметь возможность поступления в вузы вне конкурса.
Нам говорят, что, дескать, появится еще одна льготная категория абитуриентов и что при этом будут ущемлены интересы других. Я с этим не согласен, потому что наши правила приема в вузы говорят, что поступать должен умнейший. Что лучше олимпиады позволяет выявить самого умного, самого грамотного?! Поэтому в бюджете этого года и заложены средства на проведение олимпиад.
– Учитель может подготовить победителя олимпиады, обходясь при этом мелом и доской. Предусмотрены в проекте бюджета средства на приобретение школьного оборудования?
– На это в проекте бюджета отводится дополнительно более 800 миллионов рублей. Эта проблема для всей системы образования (школ, ПТУ, ссузов и вузов) чрезвычайно серьезна. Как и капитальный ремонт – на него выделяется дополнительно миллиард двести миллионов рублей.
– Работников образования заботит еще одна проблема – повышение или индексация зарплаты.
– Мы отдаем себе отчет в том, насколько насущна проблема оплаты труда в наше трудное время. Пока предусмотрено повышение зарплаты в 1,2 раза с 1 января 2005 года, и оно обеспечено финансированием. Естественно, такое увеличение оплаты не всех сегодня устраивает. Не устраивает это и наш комитет. Мы считаем, что рост зарплаты в принципе мог бы быть более адекватным тому состоянию, в котором находятся сегодня и работники высшей, и работники общеобразовательной школы. В заключении комитета на проект бюджета отмечено: целесообразно рассмотреть вопрос о повышении зарплаты в 1,5 раза, что, на наш взгляд, вполне реально. Это позволит более или менее компенсировать уменьшение реальных доходов бюджетников.
– Когда шло обсуждение закона №122, возникало много вопросов о студенческих стипендиях. Согласитесь, что это весьма важный социальный показатель благополучия в образовательной среде в частности и в государстве в целом. Изменится ли он в лучшую сторону?
– Когда шло обсуждение законопроекта, мы провели поправку о том, что размер стипендиального фонда в части, направляемой на социальную поддержку студентов из малообеспеченных семей, возрастет с 5 до 25%.
– Еще одна позиция – Федеральная программа развития образования. Какова ее судьба в новом году?
– ФПРО получит финансирование в достаточном объеме.
– У вас такое благожелательное отношение к проекту бюджета, что возникает впечатление, что вы всем довольны, ничто не вызывает у вас тревоги. Так ли это?
– Разумеется, это не так. У нас вызывает тревогу то, что большая доля учреждений начального и среднего профобразования (178 ссузов и 2555 ПТУ) уходит на региональный уровень. В пояснительной записке к бюджету написано, что вместе с ними в регионы направляются более 23 миллиардов рублей. Нам сегодня пока не очень ясно, каков механизм распределения этих средств и гарантирует ли он региону, что пришедшие к нему учебные заведения профобразования будут обеспечены соответствующим финансированием. Есть опасность, что, если эти деньги не будут «окрашены», это дает возможность регионам рассуждать так: «Учреждения пришли, а финансирования на их содержание у нас нет!». Это может создать проблемы. Мы сейчас работаем с Министерством финансов РФ и хотели бы получить от него перечень регионов, перечень учебных заведений и объемы финансирования, которые уходят вместе с ними в регионы.
Естественно, должно быть принято решение о синхронизированном повышении зарплаты для федерального и регионального уровней. Учитывая, что это разные уровни (это отмечено в заключении комитета), мы убеждены, что должен быть проведен анализ возможностей регионов на предмет выполнения их обязательств по повышению зарплаты на уровне не ниже федерального. Однако мы понимаем, что не все регионы имеют для этого финансовые возможности. Поэтому мы хотим, чтобы федеральный бюджет имел дополнительные финансы для помощи субъектам РФ.
– На какой стадии находятся переговоры о повышении зарплаты работников образования на региональном уровне одновременно с повышением зарплаты на федеральном?
– К сожалению, механизма, который бы позволял этот процесс синхронизировать, нет. Есть ответственность региональной власти за ситуацию, и есть ориентир, который дает федеральный уровень. Мы разграничили полномочия и разделили ответственность разных уровней власти, прописали в законе вещи, которые все-таки позволяют соблюдать некое единообразие в том, что касается зарплаты в бюджетной сфере. В законе №122 четко прописаны функции Российской трехсторонней комиссии, и я надеюсь, что комиссия примет решение, которое позволит синхронизировать процесс повышения зарплаты. К тому же пока не отменена ЕТС, и, если будет увеличен размер минимальной оплаты труда по крайней мере до 720 рублей, не должно быть опасений по поводу повышения зарплаты на разных уровнях одновременно.
– Николай Иванович, бюджет 2005 года называют бюджетом безопасности. Будет ли финансироваться работа по обеспечению безопасности образовательных учреждений?
– Проблема обеспечения безопасности дошкольников, школьников, учащихся ПТУ и ссузов, студентов многолика – это пожарная безопасность, защита от терроризма и так далее. Именно из-за своей многоликости проблема требует больших дополнительных финансовых расходов. Несмотря на то что абсолютное большинство образовательных учреждений, в которых нам необходимо вводить систему безопасности, находится на региональном или муниципальном уровне, необходимо оказывать им и федеральную финансовую поддержку. Расчеты показывают, что для системного решения проблемы потребуется около 30 миллиардов рублей и соответствующую программу можно было бы реализовать за 3-4 года. Предложения комитета по этому поводу сформулированы и, я надеюсь, будут реализованы.
Комментарии