search
main
0

В Луку Клим луком кинул…. Не забывайте об играх и шутках

В этом выпуске «Методической кухни» мы продолжаем публикацию лучших материалов, присланных на наш экспресс-конкурс «Профессиональный совет». Напоминаем, что участникам конкурса надо было ответить на три вопроса: 1. Как разнообразить учебную деятельность? 2. Что делать, если на внеклассные мероприятия дети идут из-под палки? 3. Как организовать разумное общение ребенка с компьютером?

1. Я работаю в школе 32-й учебный год и скажу откровенно, самым увлекательным, интересным, активизирующим деятельность учащихся приемом считаю игру. В моей педагогической копилке их много. Назову те, которые мне и моим детям очень нравятся.

Игровые приемы в певческой работе на уроке музыки.

«Парад звезд»: ученик поет песню в характере известного исполнителя. Эти этюды готовятся вместе с учителем и проводятся в виде экзамена-концерта, не предусматривающего выставление оценок, но допускающего наличие зрителей, которые после «представления» могут поделиться впечатлениями.

«Узнай песню»: один ученик выходит за дверь, остальные выбирают песню и распределяют, кто какую строчку будет петь. Когда ученик возвращается, все одновременно начинают петь свою строчку задуманной песни. Ученику необходимо узнать песню. Можно разделить группу на две команды.

«Поем скороговорки»: игра заключается в том, чтобы нараспев произнести тексты скороговорок: «От топота копыт пыль по полю летит»; «Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала»; «Водовоз вез воду из-под водопровода»; «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»; «В Луку Клим луком кинул» и т. д.

Занимательные упражнения для тренировки подвижности губных мышц и мышц языка, участвующих в артикуляции (по Л.А.Венгрус). «Пятачок»: губами, вытянутыми вперед, рисовать окружность по часовой и против часовой стрелки. «Шпага»: рот закрыть, кончиком языка наносить быстрые «уколы» в правую и левую щеки.

Шутка и анекдот на уроке музыки. Анекдоты делятся на две группы. В первой группе есть проблемный вопрос. Например, «Квартет»:

– Как вам понравился исполненный вчера концерт? – спросили у человека, побывавшего на концерте.

– Квартет мне понравился, – важно ответил он. – Жаль только, что он не был сыгран целым оркестром.

В чем ошибка слушателя?

Во второй группе анекдоты и шутки для оживления урока. Например, «Рассеянность»:

Композитор сидит дома. Раздается стук в дверь.

– Простите, здесь живет инженер?

– Нет, – отвечает композитор. – Он живет двумя октавами выше!

2. В нашей школе существует долгосрочный проект «Наш новый дом». Проект состоит из пяти блоков: «Человек и природа», «Человек и здоровье», «Человек и труд», «Человек и национальная культура», «Человек и общество». Каждый блок разделен на мини-проекты. «Человек и здоровье»: «Добрые дела», «Путь к себе», «Театр здоровья»; «Человек и труд»: «Школьный сад», «Кормушки для животных», «Выращивание картофеля»; «Человек и природа: «Семена – будущий лес», «Школьный парк», «Помоги птицам»; «Человек и общество»: «Путь к себе», «Люди села», «Защити свою планету»; «Человек и национальная культура»: «Следопыты этнографическому музею», «Я хозяин земли», «Национальные праздники нашего края».

Наша школа – малокомплектная, учеников в классах немного. Мы разбили детей на пять разновозрастных групп и объединили в один Союз творческих групп. Каждая группа имеет свое название («Учебная», «Шефская», «Культмассовая», «Следопыты», «Экологическая») и своего руководителя из числа старшеклассников. В начале учебного года каждая группа получает задание выполнить два проекта. Один из них рассчитан на весь учебный год, другой – на одну учебную четверть. Некоторые проекты выполняют все группы вместе в течение нескольких лет, например, «Школьный сад», «Школьный парк».

Очень важен организационный момент. На собрании группы командир поручает каждому школьнику конкретное задание, при этом учитывается возраст. Каждый должен понимать, что успешный результат зависит от него и нужно серьезно отнестись к порученному делу. На некоторых этапах выполнения проекта подключаются и родители учащихся.

Как же выполняются проекты? Например, шефская группа выполняет годовой проект «Добрые дела». Ученики приносят ветеранам войны и труда воду, продукты из магазина, очищают двор от снега, благоустраивают тропинки к роднику, магазину, медпункту, берут у них интервью, фотографируют, пишут о них рассказы. Затем весь материал оформляется в виде альбома. В конце учебного года группа защищает свой проект на празднике, куда приглашается старшее поколение. Для гостей организуются экскурсии в школьный этнографический музей, в зал боевой славы, для них шефская группа проводит концерт. Каждому ветерану вручается памятный подарок.

«Помоги птицам» – проект на четверть. Задача – изготовление кормушек для зимующих птиц и скворечников. Выбирается модель, приобретается необходимый пиломатериал, выполняются чертежи, под руководством учителя технологии изделия выполняются в школьной мастерской. Проект защищается в форме устного журнала. Кормушки вывешиваются в школьном саду, а скворечники – в близлежащем лесу.

На вопрос «Что делать, если на внеклассные мероприятия дети идут из-под палки?» я отвечу так: их надо срочно занять проектной деятельностью, надо каждому поручить ответственное задание, дать возможность ребенку почувствовать, что именно от него зависит успех общего дела. Если все получилось, надо похвалить детей, можно об этом написать статью в газету или же сообщить родителям на родительском собрании.

3. Что делать, чтобы компьютер не превратился в монстра, а стал другом детей? Эту проблему надо обязательно решать совместно с родителями. Можно на родительском собрании провести беседу на тему «Компьютер и ребенок», пригласив медработника. Необходимо рассказать ребенку о том, к каким последствиям приводит чрезмерное увлечение компьютером. Учителю информатики следует более серьезно объяснять правила техники безопасности. Нужно составить режим дня совместно с ребенком, где будет предусмотрено время для работы с компьютером. Когда учитель задает домашнее задание, которое выполняется с помощью компьютера, он должен помнить, что время его выполнения не должно превышать двух часов. Общение ребенка с компьютером родители должны контролировать. Еще надо помнить: категорически запрещается размещать компьютер в детской комнате и в спальне. Родители должны больше гулять со своим ребенком на свежем воздухе и организовывать для него активный отдых; возложить на ребенка обязанности по уборке дома, по уходу за домашними животными, за комнатными растениями, за садом и огородом; найти для ребенка интересное занятие. Тогда время общения ребенка с компьютером будет ограниченным.

Римма ШАРАФЕЕВА,

учитель Матюшинской средней школы

Республика Татарстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте