Вряд ли есть в России человек, который бы не видел зеленую ель. Ведь это одно из основных деревьев нашей страны. Встречаются красавицы и до сорока метров в высоту и более метра в обхвате.
С елью связано огромное количество легенд и преданий, да и как могло быть иначе, ведь дерево по-своему уникально. Во-первых, ель относится к вечнозеленым растениям, во-вторых, она колючая в отличие, например, от кедра и пихты, у которых иголки более мягкие, а в-третьих, еловые леса достаточно мрачные, поскольку ветви пропускают мало солнца, а это традиционно давало лишний повод людям мысленно населить такой лес различными существами из загадочного мира.
На Украине еловые ветки с давних времен втыкали в канун купальской ночи перед воротами, хлевом, под крышу и в другие места, чтобы уберечь скот от болезней. Поляки первое полученное от коровы молоко процеживали через положенные крест-накрест еловые веточки, чтобы оно не испортилось. В Белоруссии освященные еловые ветки вместе с ладаном подкладывали при закладке дома под все четыре угла, чтобы предохранить его от грома. Ветки, которые были воткнуты в лед по бокам проруби на Крещение, приносили домой, клали за образа и втыкали в крышу – от ветра и грома; привязывали к яблоням в саду, чтобы предохранить деревья от бури; втыкали в стену, клали под дом, в подпол, чтобы буря не тронула.
В славянских языках ель – дерево женское. Именно с этим связан запрет сажать и вообще иметь его около дома, поскольку оно якобы выживает из дома мужчин. А если, по верованиям сербов, все-таки посадить ее, в семье будут рождаться мальчики. На Русском Севере ель у дома тоже не сажали, опасаясь, что иначе «мужики не будут жить, одни вдовицы останутся».
И тем не менее ель в России продолжали считать священным деревом. Именно на елях, по легендам, являлись чудотворные иконы, а в местах, где это происходило, строили часовни. Но это в христианский период истории, раньше в верованиях восточных славян ель была связана с народной демонологией. Согласно владимирской былине в большой еловой ветке, подвешенной где-нибудь во дворе, живет домовой, дети лесных духов лежат в люльках, висящих на елях, а дети русалок – под еловыми лапами.
Одна из самых распространенных легенд, связанных с елью, – счет хвоинок. В заговоре от детской бессонницы сказано: «Поди, заря, в лес, сядь на елку, считай себе иголки. Там тебе дело, там тебе работка. Моего дитятка сердечного знай не задевай».
Есть у этого растения и еще одна роль – новогодняя. У германских племен еще во времена язычества ель считалась особо почитаемым деревом. Именно здесь оно и стало сначала новогодним, а позже рождественским символом. Издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где их устанавливали на столе, прикрепляли к ним зажженные свечки, вешали на ветки яблоки и сахарные изделия.
После крещения народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее стали использовать в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый год, а накануне Рождества, отчего она и получила название рождественского дерева.
В Париже рождественское дерево впервые появилось в 1840 году при дворе короля Луи Филиппа. Инициатором этого события стала невестка короля, лютеранка герцогиня Елена Орлеанская, урожденная немецкая принцесса Мекленбургская. Дерево было воздвигнуто перед королевским дворцом Тюильри. В Англии первое рождественское дерево было установлено в 1841 году, когда королева Виктория вышла замуж за немца Альберта Саксен-Кобургского. Именно тогда в Виндзорском замке по настоянию принца и было устроено рождественское дерево для удовольствия его молодой жены и маленьких детей. В Америку рождественское дерево пришло примерно в то же самое время, когда оно было завезено в Англию.
В России обычай новогодней елки ведет свое начало с Петровской эпохи. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года предписывалось вести летоисчисление от Рождества Христова, а день новолетия отмечать 1 января «по примеру всех христианских народов». В этом же указе давались и рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование в день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украшать столицу хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветви на вороты или над храминою своей поставить …» Вот только Петр предписывал украшения из хвои устанавливать не в помещении, а снаружи – на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка должна была стать деталью новогоднего городского пейзажа, а не каждой квартиры. Если бы император видел, сколько елок после праздника оказывается на свалке, то, наверное, трижды подумал бы, прежде чем издать свой указ… Ведь Петру I принадлежит еще один указ – об учреждении «заповедных лесных участков» и объявлении «заповедных деревьев», – нарушение которого каралось казнью.
Но судьба праздничной рождественской ели в России была неоднозначной. В 1916 году на Русской земле она оказалась в опале. Как во время Отечественной войны дворянство отказалось от языка Наполеона, так и в войну империалистическую Священный синод призвал патриотов не ставить в домах колючие деревца, потому что эта традиция позаимствована у немцев. Затем в советское время украшение елки было объявлено чуждым, и возобновилась эта традиция только через 17 лет.
Ель не боится затенения и хорошо растет под пологом других растений, даже на болотистой почве. Это дерево исключительно морозостойкое, ему не страшны холода. Никакой снегопад не может поломать ель. Под тяжестью снега ветви ее пригибаются, и снег сползает с них. Так что у этого дерева только один враг. Городу с населением в 100 тысяч человек надо 20 тысяч елочек для украшения новогоднего праздника. Представьте, какой огромный лес вырубается ежегодно!
А ведь ель очень нужна человеку. Древесина ее мягкая и легкая. Она используется в строительстве, в целлюлозно-бумажной промышленности, незаменима при изготовлении музыкальных инструментов (это так называемая резонансная ель, годичные кольца которой имеют одинаковую ширину). Из еловой древесины вырабатывают деготь, канифоль, скипидар, смолу. Но это все делается из взрослых растений, если им повезет стать взрослыми. Плодоносить же ель начинает только в 35-40 лет, и из ее шишек разлетаются семечки на пленчатых крылышках, чтобы дать жизнь новым деревьям – новому лесу.
Олег КАМАКИН, учитель истории школы №3, Ноябрьск, ЯНАО
Комментарии