Алексей Несмелов, учитель истории и обществознания, заслуженный учитель Российской Федерации, работает в средней общеобразовательной школе №1252 с углубленным изучением испанского языка имени Сервантеса с 1 сентября 1995 года. В 1997 году он был награжден медалью «В память 850-летия Москвы» за большую учебно-воспитательную и общественную работу, в 2002 году отмечен грамотой Департамента образования, тогда же стал лауреатом конкурса «Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования». В 2003 году получил благодарственное письмо за плодотворную работу и диплом лауреата премии Департамента образования, а в 2006 году стал победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
Алексей Юрьевич – член методического совета учителей истории Северного округа, в своей школе он возглавляет совет, а также курирует ее взаимодействие в рамках проекта ассоциированных школ ЮНЕСКО.
С 1996 года Несмелов начал активно участвовать в экспериментальной работе по проблеме дифференцированного и индивидуализированного обучения истории, результатом стала публикация написанного с соавторами учебного пособия для учащихся 6-го класса «История средних веков. Сборник дифференцированных заданий для 6 класса основной школы».
Свои уроки Алексей Юрьевич строит на основе современных педагогических технологий, применяя в своей работе активные развивающие методики, используя проблемное обучение, практические занятия с историческими документами, устраивая семинары и дискуссии. Все это позволяет ему оптимизировать процесс усвоения знаний и формирования умений, необходимых для развития личности учащихся и их адаптации в современном мире. С 2002 года Алексей Несмелов вместе со своими учениками осваивает компьютерные технологии в обучении истории. Под его руководством ученики работают с мультимедийным учебником по истории России ХХ века, тренажерами ЕГЭ, выполняют различные проектные работы.
В системе двуязычного испанско-русского бакалавриата, которая развивается на базе школы №1252, Алексей Юрьевич ведет занятия по истории Испании. Эта работа носит экспериментальный характер и предполагает разработку методического обеспечения экспериментального курса «История Испании» для углубления знаний по всеобщей истории на основной ступени образования в рамках страноведческого компонента в билингвальной школе. В результате совместной проектной деятельности учителя и учащихся были разработаны учебное пособие по истории Испании с древнейших времен до конца ХV века и синхронистическая таблица истории Испании и России того же периода.
Несмелов – один из авторов методического пособия для учителей «Конспекты уроков по истории древнего мира» в трех частях («Древний Восток», «Древняя Греция» и «Древний Рим»), в котором учителям предлагаются различные варианты проведения уроков в 5-м классе по истории Древнего мира с использованием современных технологий (игровые уроки, уроки-путешествия, лабораторно-практические занятия). Материалы пособия соответствуют современным требованиям исторической науки и методики преподавания истории.
С 1995 года одним из ведущих направлений в педагогической деятельности Алексея Юрьевича стала организация археологических экспедиций. В 2007 году его ученики получили дипломы второй степени на ХVII открытой конференции исследовательских и проектных работ детей и юношества «Путь поколений».
В археологических экспедициях участвуют ученики 7-10-х классов школы №1252, а также московских школ. Ежегодно с 1995 года ученики принимают участие в работе Восточно-Крымской археологической экспедиции Института археологии РАН под руководством доктора исторических наук, профессора А.А.Масленникова. Количество участников в разные годы составляло от 20 до 40 человек.
Учащиеся работают летом на раскопках поселений древних греков на берегах Азовского моря, относящихся к V-I вв. до н.э. Заселение этих территорий связано с греческой колонизацией морских побережий Азовского, Черного и Средиземного морей. Своей работой ученики вносят существенный вклад в развитие исторической науки. По материалам раскопок разных лет начальник экспедиции А.А.Масленников опубликовал несколько монографий, где выражена благодарность А.Ю.Несмелову за участие в работе.
Особенностью данного вида внеурочной работы становится то, что в археологической экспедиции учащиеся одновременно проходят практику и отдыхают на берегу моря. Таким образом решается задача организации летнего отдыха учеников школы.
Для проведения археологической экспедиции составляется программа, в которой обозначены цели и задачи, формы работы и проведения досуга.
Во время экспедиции учащимся обеспечено углубленное изучение истории Древней Греции и греческой колонизации; они знакомятся с азами археологической науки, видят методы и приемы работы археологов.
Археологическая экспедиция – это особая предметно-развивающая среда, которая включает в себя организацию учебного и воспитательного пространства (работа на раскопе сочетается с отдыхом на берегу Азовского моря); разнообразные «учебные пособия»; специфический образ жизни и взаимодействие участников экспедиции в походных условиях.
В экспедициях проводится большая образовательная работа с детьми. Уникальность ситуации состоит в том, что ученики осваивают на практике некоторые приемы работы профессиональных историков-археологов. На раскопе они изучают основы археологической науки, изучают историю античного мира на территории СНГ (Крымский полуостров). В ходе экспедиции участники слушают популярные лекции по античной истории раскапываемых территорий и методике ведения раскопок. Посещая музеи Керчи, ребята знакомятся с археологическими находками, сделанными на территории города и прилегающих окрестностей сотрудниками различных археологических экспедиций, книгами, написанными по результатам раскопок. Тем самым школьники осознают значимость своего труда для исторической науки.
За прошедшие годы учащиеся принимали участие в раскопках святилища, где в больших количествах были найдены фрагменты терракотовых (глиняных) статуэток. Школьники стали свидетелями того, как ученые восстанавливают из отдельных фрагментов целые фигуры. Многие из ребят сами с увлечением включались в процесс собирания этой «мозаики».
Работали ребята и на некрополе, многое узнали не только о погребальных обычаях древних греков, но и об их повседневной жизни и быте, ведь в могилы клали посуду, орудия труда и оружие, украшения.
В последние три года отряд работает на раскопках хозяйственных построек. Здания находятся на некотором возвышении, улицы устроены так, что подтверждают «реальность» шестого подвига Геракла, очистившего Авгиевы конюшни. Действительно, в сильный дождь вода стекала по наклонным улицам раскопанного комплекса в специальные отверстия, сделанные в стенах, за пределы группы построек.
Важный воспитательный аспект этого мероприятия – то, что дети, живя в полевых условиях, работают, учатся самостоятельности, взаимопомощи, ответственности. Условия жизни в экспедиции – это еще один уникальный компонент предметно-развивающей среды.
Палаточный лагерь располагается на самом берегу Азовского моря, в живописной бухте. Условия жизни походные и достаточно сложные, ведь нет почти никаких удобств. Каждый день ранний подъем, вкусная, но походная еда. Несмотря на это, а может быть, именно благодаря этому, школьники с удовольствием выезжают в экспедиции снова и снова. Многие, впервые выехав еще в 7-8 классе, продолжают и после окончания школы работу на археологических раскопках.
В экспедиции проводится большая воспитательная работа. Уже сложились традиции проведения праздников, вечеров. Традиционными стали и поэтические вечера и песни у костра. Большинство песен и стихотворений были написаны участниками экспедиции в разные годы. Среди авторов есть и ученики школы: Ксения Белова, Ирина Иванова, Алексей Романов. А еще в экспедиции проводятся веселые конкурсы и праздники, в которых каждый проявляет все свои способности и таланты: ведь надо петь и танцевать, придумывать шутки и разыгрывать спектакли. И при этом никто не скажет, что у тебя не получилось, потому что главное – это настроение, которое «археологи» создают себе сами.
Экспедиция – это возможность для каждого почувствовать себя самостоятельным и почти взрослым. Родителей рядом нет, руководители отряда пристально следят за безопасностью ребят, но так, что это не заметно самим ребятам. Главное здесь – самосознание и самоконтроль ребенка, а также пример других участников экспедиционного отряда. Дети учатся ставить палатки, разжигать костры, готовить и мыть посуду, решать самостоятельно повседневные проблемы. Это своего рода «школа выживания», которая так необходима современным детям.
Необходим ребятам и неповторимый стиль общения, который установился и поддерживается в коллективе: дух равноправия и солидарности, взаимопомощь, без которых трудно выжить в походных условиях.
О воспитательной и образовательной результативности археологических экспедиций можно судить по тому, что у школьников многократно повышается интерес к изучению истории. Ежегодные отчеты об экспедиции, которые пишут ее участники, публикуются в журнале «Cervantinos», издаваемом школой №1252. Многие выпускники выбирают профессию историка, поступая на исторические факультеты вузов. Результаты работы с детьми в этом направлении были отмечены на окружном туристическом слете в апреле 2003 года, где команда «юных археологов» заняла первое место. Также ребята приняли участие в работе окружной ученической краеведческой конференции, проходившей на базе школы №1249 в 2004 году, где ученики – участники экспедиции представляли свой проект на тему «Античные поселения на берегах Азовского моря» и выступали с докладом о результатах участия в археологических раскопках. Именно в этих мероприятиях приходит осознание учащимися значимости того труда, который они вкладывают во время проведения археологических раскопок, а также тогда, когда видят описание или иллюстрации сделанных ими археологических находок в научных трудах руководителей экспедиции.
В кабинете истории выставлена экспозиция археологических находок, собранных учениками во время летних раскопок в Крыму. Эти уникальные материалы используются при проведении уроков по истории Древнего мира.
Ученики Алексея Несмелова ежегодно участвуют в окружных и городских олимпиадах по истории и интеллектуальных марафонах, где занимают призовые места. Например, в 2003 году ученик 10-го класса Денис Стукал занял I место в городской олимпиаде по истории; I место в городской олимпиаде по обществознанию; стал победителем Всероссийской олимпиады школьников по истории; ученик 11-го класса Владислав Инновенков занял III место в городской олимпиаде по истории. В 2004 году Денис Стукал занял II место в городской олимпиаде по истории и стал победителем Всероссийской олимпиады школьников по истории. В 2005 году ученица 11-го класса Анастасия Шахаева стала победителем городского этапа Всероссийского конкурса работ учащихся «Права человека глазами ребенка». В 2007 году ученик 10-го класса Артем Арутюнов занял 2-е место на окружной олимпиаде по истории.
Комментарии