Тема и цели: формирование представлений о семье как части общества, о роли и месте семьи в разные исторические периоды; формирование уважения к семейным ценностям; способствовать осознанному отношению к распределению семейных обязанностей; прививать чувство ответственности за свое поведение; готовить учащихся к семейной жизни; развивать навыки коллективной работы в группе.
Основные понятия: семья, психологический климат семьи, любовь, развод, неполная семья, неблагополучная семья.
Оборудование урока:
Учебник, ╖ 3 (“Граждановедение╩, Я. Соколов).
Е. Шабельник, Е. Каширцева. “Права на каждый случай╩. М., ВИТА-ПРЕСС, 1995.
Пословицы о семье.
Результаты анкетирования.
Фонограмма песен в исполнении Л. Долиной “Погода в доме╩ и “Хочу быть любимой╩.
Раздаточный материал (задания для групповой работы).
Репродукция картины П. Федотова “Сватовство майора╩.
План урока
1. Семья. Родственные узы.
2. Брак: расчет или любовь?
3. “Погода в доме╩. Психологический климат семьи.
4. Родители и дети.
5. От чего зависит счастье?
6. Почему семья бывает несчастливой?
7. Неблагополучная семья.
8. Развод.
9. Неполная семья.
10. Как помочь семье не только выжить, но и быть счастливой?
1-й урок: урок получения новых знаний.
Мотивация урока
1) Ребус: “7-я╩?
2) Пословицы о семье, которые учащиеся заранее написали в тетради.
Вопрос учителя: Как вы думаете, ребята, важна ли эта тема? Кого она может интересовать?
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.
Эпиграфы урока:
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома╩.
Л. Толстой
“Семья – это та сказочная пена морская, из которой рождается красота╩.
В. Сухомлинский
Работа в группе
1-я группа. Решите кроссворд. Каким понятием можно объединить всех людей, которым посвящен этот кроссворд? Объясните, что такое семья, из кого она состоит.
По горизонтали: 1. Родственники, родившиеся и живущие примерно в одно время. 2. Родственники, живущие вместе.
По вертикали: 1. Молодое поколение. 3. Ряд поколений, происходящих от одного предка. 4. Предшественник, основатель рода.
2-я группа.
1) Работа со словарем: Что такое брак?
2) Работа с документом: Всеобщая декларация прав человека, ст. 16 (см. книгу: Е. Шабельник, Е. Каширцева, “Права на каждый случай╩, стр. 21).
Кто и на каких условиях может вступать в брак и создавать семью?
Где можно зарегистрировать брак? Почему люди венчаются в церкви?
Почему вступление в брак возможно после достижения 18-летнего возраста?
Бывают ли более ранние браки? Как они заключаются?
3-я группа. Учебник, стр. 21, “На экране юная особа…╩ Выполните задание к тексту и ответьте на вопрос 5 на стр. 23. Используйте иллюстрацию на стр. 22. Выскажите свое отношение к браку по расчету.
4-я группа. Прочитайте текст “В зале суда╩ и подумайте, правильное ли, на ваш взгляд, решение принял суд. При подготовке задания используйте ранее полученные задания Семейного кодекса и Конвенции о правах ребенка (учебник, стр. 15-16).
В зале суда
73-летний пенсионер выслушал решение суда: “В иске отказать╩. Вытер рукой слезы, которые не смог сдержать. За что? Почему суд так несправедлив к нему? Да, он много лет назад ушел от жены. Кто не совершал ошибок в своей жизни. Несмотря ни на что, все пятеро его детей выросли, получили образование, стали достойными людьми. Теперь у каждого из них свои семьи. Живут хорошо. В домах достаток. Так разве убудет от них, если они станут выплачивать отцу пенсию? На стариковские гроши сейчас проживешь?.. Не повезло, плохой судья. И вопросы какие-то глупые задавал: “Почему не виделись с детьми все эти годы? Почему не помогали бывшей жене растить детей?╩
После обсуждения ответа на вопрос прочитайте ст. 38 Конституции Российской Федерации.
5-я группа. Текст из раздела “Прочитайте и подумайте╩ “Не в велосипеде счастье╩. Каков психологический климат семей, о которых вы узнали?
Подумайте, можете ли вы, дети, влиять на психологический климат семьи.
Не в велосипеде счастье
Алеша пришел с улицы понурый. Мама поинтересовалась, в чем дело. “Сережке велосипед купили и ковбойский костюм╩. И добавил: “Фирма!╩ Мама горестно вздохнула и вслух подумала: “И в кого ты у меня такой? Вроде рос нежадный и независтливый, а сейчас как подменили╩. И продолжила: “Ты же знаешь, какая у отца работа – много не заработаешь, нужно уметь жить по средствам╩. “По средствам, по средствам╩, – пробурчал сын. “Вон, у Васьки…╩ – начал было он. Но тут зазвонил звонок. Мама метнулась к дверям и тотчас повисла на отце. Его глаза сияли от счастья, как будто ему только что подарили новый велосипед. С диким криком восторга Алешка кинулся к ним и повис на отце с другой стороны. Десять минут в коридоре грохотали табуретки и слышался счастливый визг мамы и сына.
Вечером Алеше позвонил Сережа, чтобы сверить ответ к задачке. В трубке послышалось всхлипывание. “Ты чего?╩ – спросил Алексей. “Отец поколотил: с велосипеда упал, костюм порвал╩, – прошелестели едва различимые слова.
Обмен информацией
1. Семья – группа живущих вместе родственников. Вводится понятие родственные узы.
При проверке выполнения задания первой группы на доске рисуем схему “Семья╩. Учитель на доске, заполняя схему, делит круг на 2 “я╩: я, брат, сестра, мама, папа, бабушки, дедушки.
Каждый ученик заполняет эту схему в зависимости от состава его семьи.
В каждом сегменте записывается один из членов семьи и перечисляются их семейные обязанности. (В целях экономии учебного времени можно устно перечислить только обязанности детей в семье).
ЗАДАНИЕ. Сравните то, что вы написали, с перечнем обязанностей на стр. 22-23. Поднимите руку те, у кого список получился больше. У кого меньше? Обсудите, пожалуйста, это задание дома с родителями.
Можно организовать обсуждение последовательности изложения обязанностей детей в семье и предложить им самим расположить эти обязанности так, чтобы на первое место были поставлены те, которые кажутся им более приоритетными.
В прошлом учебном году, изучая “Введение в историю╩, мы изучали историю своих семей и знаем, что существует специальная наука – вспомогательная историческая дисциплина, которая помогает нам изучить историю своей семьи. Вспомните, как она называется.
Изучить свою семью, родственные связи поможет генеалогия. Генеалогия (от греч. qenos – род и loqos – слово) в переводе на русский язык означает “родословие╩.
Аристократы хранили в памяти, записывали и передавали своим детям имена и фамилии, точные даты и места рождения, особые факты биографии всех своих предков до 15-20-го колена (поколения).
А надо ли нам знать своих предков? Почему?
Для сегодняшнего урока я достала из нашего архива некоторые из ваших прошлогодних работ. Прошу их авторов подойти ко мне и взять их. Посмотрите, до какого колена ребята смогли восстановить свое родословие.
2. Брак – это законно оформленные супружеские отношения. Он регистрируется в отделах загсов, а сегодня многие молодые пары укрепляют свой союз венчанием в церкви. Почему? – “Браки совершаются на небесах╩.
Стр. 25. А. Шопенгауэр: “Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить обязанности╩.
Вступление в брак несовершеннолетних в исключительных случаях совершается только с согласия их родителей и соответствующих органов власти.
БЕСЕДА С КЛАССОМ
Почему при заключении брака недостаточно согласия только жениха и невесты?
3. На чем основан расчет? – Как правило, на стремлении легко и быстро достичь материального благополучия.
На Западе существует практика заключения брачного договора. Как вы относитесь к подобной практике? Чьи интересы будут соблюдены в случае развода? (Пример. Консультация юриста о разделе имущества между родителями после развода, при этом не учитываются имущественные интересы детей).
Выполнение задания 1 на стр. 23.
Демонстрация картины П. Федотова “Сватовство майора╩. Как вы думаете, какой брак заключается – брак по любви или брак по расчету?
Художник написал стихи к своему любимому произведению и сам читал их посетителям выставки.
“Вот купеческий дом,
Всего вдоволь в нем,
Только толку нет ни в чем…
Денег полный ларец,
Есть, что пить и что есть…
Уж чего же еще. Да взяла, вишь, честь:
“Не хочу, вишь, зятька с бородою!..
Мне, по крайности, дай хоть майора╩ – так рассуждает отец невесты. Мнение бедной девушки никого не интересует: престижно купцу породниться с дворянином.
У жениха – свой расчет:
“…Майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
“Я, дескать, до денежек доберусь!╩
Задание 1 на стр. 23. А. Чехов писал: “Жениться на девушке интересно только по любви; жениться же на девушке только потому, что она симпатична, это все равно, что купить себе на базаре ненужную вещь только потому, что она хороша╩.
Как вы понимаете эти слова?
Какой брак – по любви или по расчету – кажется вам более привлекательным?
Фрагмент песни Л. Долиной “Хочу быть любимой╩.
4. После ответа группы учитель обращается к классу: “Ребята, кто согласен с решением суда, поднимите руку╩. Согласны бывают все. Учитель напоминает, что членов семьи связывают не только теплые, нежные отношения, любовь, но и взаимные обязанности.
В разделе “В мире мудрых мыслей╩ (учебник, стр. 23, задание 4) познакомьтесь с высказыванием двух мудрецов – Исократа и Фалеса.
Как вы думаете, почему два философа, жившие в разные времена, высказали одну и ту же мысль? О чем она? Устарела эта мысль сегодня?
“Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходились со своими родителями╩.
Фалес
“К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе╩.
Исократ
Вопрос классу: Какую другую древнюю истину напоминают вам слова философа? (Дети могут вспомнить Нагорную проповедь Христа, высказывание Конфуция).
Мы с вами много спорим на уроках граждановедения и знаем, что истины и ценности каждый человек может понимать по-своему, но есть несколько абсолютных истин, абсолютных человеческих ценностей, которые одинаковы для всех времен и народов. Уважение к родителям относится именно к таким истинам. Плохо, когда дети, став взрослыми, забывают о своих родителях. Об этом нам напоминает даже одна из телевизионных реклам.
5. Учащиеся без труда выполняют это задание. Учитель предлагает: “Подумайте, можете ли вы, дети, влиять на психологический климат семьи╩.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Учитель еще раз привлекает внимание учащихся к эпиграфу урока. Лев Толстой говорил: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома╩.
От чего зависит счастье семьи?
ОТЧЕТ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ
Знакомство с данными социологического опроса: “От чего зависит счастье в семье?╩
Социологический опрос по заданию учителя проводила группа учащихся. Результаты опроса заносились в специальный опросный лист. Данные соцопроса накануне урока обрабатываются при помощи учителя.
Можно дать обобщенный анализ соцопроса:
На данном уроке эксперты знакомят учащихся с данными анкеты только по первому вопросу.
“Все счастливые семьи похожи друг на друга╩.
Л. Толстой
Делается вывод о важности психологического климата семьи. Звучит фрагмент песни в исполнении Л. Долиной “Погода в доме╩.
На этой оптимистической ноте мы заканчиваем сегодня наш урок. На следующим уроке поговорим о сложных проблемах, с которыми сталкивается человек в семейной жизни, познакомимся с данными анкеты о причинах несчастья в семьях и попробуем открыть формулу семейного счастья.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Обсуждение работы учащихся в группах.
2-й урок: урок применения знаний.
Беседа с классом:
– О чем свидетельствует рост разводов?
– Чем опасен распад семей?
– Кто больше всего от этого страдает?
Вводится понятие неполная семья.
Как правило, разводу предшествует период, когда семья переживает глубокий кризис. Льву Николаевичу Толстому принадлежат слова: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему╩.
РАБОТА ЭКСПЕРТОВ
Знакомство с данными социологического опроса: “От чего бывает семья несчастливой?╩
ЗАДАНИЕ КЛАССУ
– Какую семью можно назвать неблагополучной?
– Чем благополучная семья отличается от неблагополучной? (Учебник, с. 23, вопрос 1).
– Одинаковые ли это понятия: неблагополучная семья и неполная семья?
– Задание 3 на с. 23.
– Почему распадаются семьи?
РАБОТА В ГРУППЕ
В. Сухомлинский говорил: “Жить в браке – это большой труд, духовный труд, напряжение, для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости╩. Подготовка человека к семейной жизни начинается не тогда, когда юноша и девушка сообщают родным и близким о своем решении вступить в брак. Подготовка к семейной жизни начинается с детства и идет в процессе воспитания человека.
“Великолепная семерка╩
“СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ╩
Вам необходимо подумать и выработать свод основных правил семейного воспитания. Сформулируйте и запишите четкие и конкретные положения, которыми должны руководствоваться родители, бабушки и дедушки, а также тети и дяди, принимающие участие в воспитании ребенка в семье.
Любой из вас вправе вносить свои предложения, аргументируя их необходимость, приводя примеры из “своей практики╩ и т.п. Но принимает ваше решение вся группа общим голосованием. Тот, чьих предложений будет принято больше всего, объявляется главным специалистом по семейному воспитанию.
Время на обсуждение и принятие свода основных правил семейного воспитания – 10 минут.
После того как ваша группа закончит работу, главные специалисты по семейному воспитанию каждой группы соберутся вместе для выработки общего свода правил, в который войдут положения, встречающиеся в сводах каждой группы.
Общий свод семейных правил будет размножен и распространен среди ваших родителей.
ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
Составление и запись общего свода семейного воспитания.
Людмила БЕЛОВА,
учитель граждановедения
Москва
Комментарии