search
main
0

В кругу родных. С юбилеем!

1952 год. Мама, учительница немецкого языка, работает в первую и во вторую смену, а потом спешит в вечернюю школу (папа умер рано: жилось нелегко). Дома мы чаще всего одни. Только иногда случаются счастливые минутки: мама читает мне про белого пуделя, про Каштанку, про Филипка. Красивые большие книги стоят в шкафу, в них ответы на мой постоянный вопрос: «А что дальше?».

Для нас, учительских детей, самая  интересная игра  – «в школу». Старшая сестра пятиклассница Татьяна по-настоящему строга. Роль первоклассницы  играю, конечно, я. «Учительница» на  листочке   карандашом пишет  печатные буквы, а я их старательно перерисовываю…  Буквы у меня получаются какие-то кривые, надутые и молчаливые. Я уже знаю, как они называются, но никак не могу заставить их что-нибудь сказать, кроме «мама», «Нина», «Таня». На столе лежит мамина газета с крупным  заголовком. И вдруг я узнаю  знакомые буквы: «А», потом «Т», «И».-  Это какая буква? А это? Это?- тормошу я «учительницу». Сестра ведет карандашом по буквам и поет: «У-чи-те-ль-ск-а-я га-зе-та». Я пою вместе с ней, буквы наконец-то заговорили и со мной.И еще одно важное воспоминание  детства. Не просто важное, а определяющее. В те же далекие пятидесятые, которые многим теперь  кажутся чуть ли не доисторическими,  коллектив школы №3, где работала мама, кипел энергией, рождавшей самые  смелые идеи. Учителя зимними  вечерами собирались в чьем-нибудь доме попросторнее, чтобы  в лото поиграть, а в праздник и поужинать вместе. Но больше – чтобы поговорить о школе, учениках, решении самых разных проблем. И часто, чтобы убедить оппонентов в справедливости своих мыслей, кто-нибудь обязательно прибегал к самому весомому аргументу: «Об этом в «Учительской» писали!» Именно тогда я поняла:  газета способна  серьезно влиять на ход самых разных событий, быть  авторитетным мнением даже для тех, кто считал себя единственным авторитетом. Помню, как, научившись читать,  была поражена, прочитав на двери в маминой школе: «Учительская».- А где слово «газета»? – поинтересовалась  я. – Отпало?Рассмешила всех. А ведь устами  младенца глаголет истина: без «Учительской газеты» хорошей учительской быть не может. Но эту истину мне еще предстояло постигнуть позже… Вначале в Армавирском   пединституте, где преподавали  яркие ученые, умеющие увлекать студентов  своими идеями. Потом в разных, но одинаково интересных школах. «Учительскую газету» читала всегда. Она вдохновляла, подхлестывала, а порой спасала. Село Ново-Логиново  в Омской области, куда я получила направление после окончания института, показалось концом света, и я очень скучала по дому, по маме, по теплой родной Кубани. «Учительская газета» была частью привычного мира,  ниточкой, которая связывала прошлое и настоящее.  «Мамина газета» помогала чувствовать себя в кругу родных… А потом, в тяжелейшие годы перестройки, когда зарплату не платили месяцами и в учительской говорили только о том, как   выжить, где найти  другую работу, чтобы  семью прокормить, я часто читала коллегам материалы из  «УГ».  И как-то легче становилось  на душе: ведь  где-то такие же учителя не опускают руки, не бросают своих учеников, противостоят   черной волне  пессимизма.  Нельзя отчаиваться, мы  не  одиноки! Вон как смело и честно говорят на страницах газеты о проблемах школы, жизни учителей…Газету мою частенько «зачитывали», тогда я грозила, что буду читать ее дома, одна и шепотом. Помогало: затрепанный номер неожиданно находился… Я всегда обсуждала самые острые материалы с мамой. И сейчас это часто делаю: маме 94 года, но о проблемах образования она рассуждает  глубоко и интересно. Часто к разговорам присоединяется сестра Татьяна, тоже учительница с огромным стажем. Вот так мамина газета стала семейной. И не только!  С  90-летним юбилеем, дорогая газета! ​Нина СЕМИЛЕЙСКАЯ, читательница с 60-летним стажем,  ст.  Каневская, Краснодарский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте