В жизни нередки кризисные ситуации – особые состояния личности, психики, вызванные агрессивным (предельным) воздействием окружающей среды и особыми психофизическими воздействиями других людей. Системный кризис в нашей стране показал, что самая уязвимая сфера человеческих взаимоотношений – в школьных группах и коллективах. В ней отражаются экономические, социальные, возрастные, личностные и политические проблемы.
Поэтому школьное образование и воспитание призваны развивать общую культуру, формировать у подростков терпимое отношение к окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической и религиозной принадлежности, способность адекватно оценивать кризисные ситуации и вести себя в них, находить правильный выход, оказывать помощь себе и ближним.
Среда
Взаимоотношения школьника с окружающей средой и людьми проходят длительный и сложный путь развития. Для них характерна эмпатия – способность к сопереживанию, сочувствию другим людям, пониманию их состояния, или эпатаж – нарушающая принятые в обществе моральные и этические нормы сознательная выходка, вызов, скандальное поведение, шокирующее людей, вызывающее у них отрицательные эмоции.
У младших школьников складываются детские межличностные взаимоотношения, а у старших – почти взрослые. Период ранней юности, учебы в старших классах – самый опасный в школьном возрасте – занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Взаимоотношения в это время носят ярко выраженный детско-взрослый характер.
Отношения школьника с друзьями, педагогами, знакомыми и родителями зависят не только от его собственной социально-психологической зрелости, но и от обязательств или социального окружения, к которому он принадлежит или желает принадлежать. От этого будет зависеть его мнение об окружающих и людей о нем.
На поведение школьника очень большое психологическое влияние оказывает группа – дворовая компания, друзья по увлечению (к примеру, гитарой) или его класс. В зависимости от личных качеств школьник в группе может занимать одно из трех положений: «лидера», «балласта» (роль обожающей кумира толпы) или «аутсайдера». Психологи такую тенденцию в межличностных отношениях обозначают как закон эмоционального соответствия личности сложившимся отношениям. Он дает возможность оценить место школьника в этих отношениях. Например, классный руководитель увидел курящего Ж. и попытался поговорить с ним о вреде курения. Можно уверенно сказать, что пользы от беседы не будет, если в кино и в жизни, среди друзей Ж. видит культ сигареты. Курят любимый актер, лучший друг, один или оба родителя.
С другой стороны, известны многочисленные факты доверительных отношений между школьниками и родителями, учителями, психологами. Именно доверительная беседа порой способна свести на нет кризисную ситуацию – ссору с другом, разочарование в прежнем идеале, попытки употребления наркотиков и другие.
Причины и условия
Что может стать первопричиной или условием кризисной ситуации?
Во-первых, недостаток правдивой информации о человеке или ситуации, явлении. Их школьник может воспринимать и оценивать односторонне, только с положительной или отрицательной стороны. Естественно, эта оценка не всегда будет соответствовать действительности.
Во-вторых, сознательно искаженная информация с целью манипулирования сознанием и поведением школьника. Сколько мифов расскажут новичку о блаженстве от наркотика или исключительных качествах отсидевшего несколько лет в тюрьме за изнасилование или убийство? Чтобы предотвратить нарастание кризисной ситуации, взрослым следует советовать школьнику не спешить с окончательными выводами только на основе личного опыта, принимать единственно правильное решение на основе мнений нескольких близких ему людей.
В-третьих, это неспособность школьников правильно воспринимать и оценивать людей, ситуацию, в том числе кризисную. К сожалению, этим страдают практически все школьники. Специалисты установили, что ребята, которые много общаются за пределами семьи, класса, школы (в кружках, музыкальных, художественных, спортивных школах, театрах, кино, турпоходах), обладают более развитыми способностями правильного восприятия кризисной ситуации, оценки втянутых в нее людей.
Таким образом, условия формирования кризисной ситуации во многом зависят от самого школьника, его умения найти правильное решение и реализовать его. Сама кризисная ситуация не является неизбежным проявлением каких-то посторонних сил. Опыт и практика показывают, что школьник, попавший в кризисную ситуацию, часто способен выйти из нее самостоятельно. Но не всегда.
Помощь
Во многих кризисных ситуациях школьник не в состоянии сам найти выход. Ему на помощь должны прийти друзья, семья, школьные педагоги, специалисты, в том числе и школьный психолог-консультант. Оказывая ее, надо помнить, что в кризисной ситуации поведение и поступки школьника в основном строятся на эмоциях, далеко не всегда контролируются сознанием. Даже специалист почти никогда с первого раза не может определить процессы, которые происходят в душе школьника. Поэтому следует исключить из обращения с ним наставнический, назидательный тон и манеру поведения.
Да и само определение кризиса – состояния душевного расстройства, вызванного длительной неудовлетворенностью собой и взаимоотношениями с окружающим миром, требует длительного и всестороннего изучения. Зачастую даже специалисты могут принять возрастной кризис школьника за кризисную ситуацию, в которую надо вмешиваться им.
Очень трудно оценить специалисту и осознать самому школьнику импульсы, возникающие в центральной нервной системе, которые заставляют его курить, употреблять спиртное и наркотики, рано вступать в половую жизнь и другие. Даже если он чувствует вред (болит голова, рвота), все равно в кругу друзей вместе со всеми будет употреблять алкоголь и курить. Ведь он же не «белая ворона»!
Родители, педагоги и сам школьник часто задаются вопросом о возможности правильного ориентирования в кризисной ситуации, саморегулирования поведения, осознания последствий. Наблюдения показывают, что поведение школьников, ход мыслей и образы носят подчас непредсказуемый характер. Но они не возникают беспричинно, а зависят от обстоятельств и личной роли школьника в них.
Исключения составляют случаи, когда в результате болезни или серьезного физического воздействия (избиения) у школьника могут появиться бред, галлюцинации, способные привести к кризисной ситуации. Во всех остальных случаях мысли и образы, поведение школьника детерминированы – обусловлены причинами, которые можно выяснить и оценить.
Бессознательно возникающие мысли и образы, действия зависят от потребностей, которые в данный момент актуальны для школьника. Например, возникает непреодолимое желание выпить вина на глазах у сверстников или закурить сигарету рядом с любимой девушкой. Образы и мысли, действия могут сознательно порождаться самим школьником, волевыми усилиями. Он может сознательно заставить себя делать то, что хотят от него окружающие.
Формирование и течение кризисной ситуации зависят от обстановки и поведения втянутых в нее людей. Манера поведения школьника, его поступки могут спровоцировать ее усиление. Если, например, общение с криминальным авторитетом вызывает у него гордость, он сознательно будет участвовать в кризисной ситуации. То же самое можно сказать о стремлении получить дорогостоящую вещь, которую не могут купить родители. Отсюда кризисная ситуация – попытка воровства, незаконного ее приобретения.
Названные причины показывают, что в кризисной ситуации школьник проявляет толерантное или интолерантное поведение. Середина бывает очень редко. И склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой, которая способна провоцировать кризисную ситуацию.
Классный руководитель, школьный психолог и родители, готовясь вступить в кризисную ситуацию и помочь школьнику, должны оценить его достоинства и недостатки, позицию в оценке себя и окружающих. Нужно определить его способность быть ответственным за свои поступки и умение защищаться от негативных воздействий; настроить школьника на адекватную ориентацию в кризисной ситуации. При этом «черное» или «белое» исключается, нужна возможность полутонов.
Уровни оказания психологической помощи – личный, семейный, групповой (классный) или общественный. По опыту, самый эффективный из них – групповой, затем – личный.
Проблемы, связанные с формированием поведения в кризисных ситуациях, являются ключевыми для школьного и особенно подросткового возраста. Поэтому разрабатываются различные поведенческие тренинги, связанные с подготовкой подростков к вступлению во взрослую жизнь, предупреждению в их жизни кризисных ситуаций и выводу из них. Подросток, знакомый со сложной, кризисной ситуацией, правильнее реагирует на нее и находит целесообразное решение. На мой взгляд, следует более полно изучать кризисные ситуации, готовить школьников к пониманию их особенностей, оказанию помощи себе и окружающим. Не последняя роль в этой работе отводится психологу-консультанту, который может стать опорой и советчиком подростку.
Ирина БАРЯГИНА, психолог
Комментарии