Крутинский район, наверное, самый учительский в Омской области. Удивительным образом его символ совпадает с символом главного педагогического конкурса «Учитель года». Правда, пока в Крутинке хрустальных пеликанов не было. А вот кудрявые – самая северная колония в мире – водятся. Еще здесь «водится» немало педагогов, умеющих трудиться с душой. О том, как работается в новых условиях, рассказывает Светлана ТРУТАЕВА, председатель Комитета по образованию Крутинского района Омской области.
– Светлана Юрьевна, этот учебный год особенный – вступил в силу новый Закон «Об образовании в РФ». Насколько оказалась готова к нему система образования Крутинского района?- Начало начал в образовании – детский сад. Услугами дошкольного образования в прошлом году было охвачено 855 детей в возрасте от 1 года до 7 лет, 60% малышей района. Нынче в День знаний открылся новый детский сад на 100 мест, и это полностью ликвидировало очередь.Кроме того, одна из главных задач, которую мы решаем, – работа по охране здоровья детей. Очень важны для села и меры по развитию речи. Родители мало разговаривают со своими сыновьями и дочерьми: одни потому, что много работают, другие потому, что не работают. Решаем задачи комплексно. Малыши у нас талантливые, участвуют во всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах. В «Светлячке» весь год работала пилотная площадка для руководителей и педагогов по нормативно-методическому сопровождению введения ФГТ в дошкольных образовательных учреждениях района. Летом мы организовали курсы для педагогических работников по программе «Обновление деятельности педагогов ДОУ в условиях реализации ФГТ».- Как школы готовились к новым стандартам?- Еще два года назад мы нацеливали школы на серьезную подготовку, и уже 192 пятиклассника района приступили у нас к обучению по новому стандарту. Под руководством методической службы мы организовали стажировочную площадку для педагогов, они обучались также и на базе областного института развития образования. Директоров и замов школ готовили за счет средств муниципального бюджета вместе с Омским педагогическим университетом. Его преподаватели предложили руководителям сотрудничество в формате индивидуального консультирования, что сейчас востребовано. Педколлективы крутинских гимназии и школы №2 стали тьюторами для педагогов района по введению ФГОС.По данным анкетирования, сегодня все образовательные учреждения района полностью готовы к реализации ФГОС. Это свидетельствует об уверенности управленческой команды ОУ, но, с другой стороны, требует от нас систематического мониторинга.Наши учителя сами учатся много. Стали разрабатывать индивидуальные программы профессионально-личностного роста. Радует, что и молодые вслед за опытными с удовольствием участвуют в этом процессе. Евгений Пахмурный, Надежда Ростовцева – победители регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2013». Вера Васильевна Лапина – муниципальный тьютор по использованию электронных образовательных ресурсов в преподавании предметов – получила высокую оценку в заочном региональном конкурсе «Урок в условиях ФГОС».Развиваем мы и информационные технологии. Наша задача – максимально использовать оборудование. В прошлом учебном году все школы района начали работать в системе «Дневник.ру». Большое внимание уделяем сайтам, ведь это своего рода визитная карточка учреждения, к тому же дополнительный канал связи с родителями. И уже можем говорить о результатах этой работы – сайт Шипуновской школы вошел в десятку лучших сайтов общеобразовательных учреждений области.- Я знаю, что ваш район молодые любят…- Потому что мы их любим! Во всяком случае в 2013 году в образовательные учреждения района приняты 8 молодых специалистов, 3 педагога с высшим образованием, 5 – со средним профессиональным. Оклады приличные – с высшим образованием по 18000 рублей, со средним – по 12000, что для молодого человека, да и вообще для жителя села, немало. Плюс единовременное пособие в размере двух-трех окладов в зависимости от образования. В стимулирующих выплатах каждого учреждения предусмотрена ежемесячная выплата в размере от 10 до 30% зарплаты.Благодаря главе администрации нашего района в прошлом году в новом многоквартирном доме для работников образования выделено 7 квартир, из них 4 – для молодых специалистов. 10 лет действует общественное профессиональное объединение «Молодой педагог», где недавние выпускники обсуждают свои достижения, успехи, проблемы. Ну и, конечно, помогаем молодым людям состояться профессионально – с каждым из них работают сразу два наставника: один – в образовательном учреждении, рядом, другой – на муниципальном уровне, тьютор-предметник.- Светлана Юрьевна, их не пугает такая нагрузка? Ведь ваши педагоги и работают, и учатся…- Думаю, что учеба – это необходимая часть работы. Например, у нас много талантливых детей. В прошедшем году в олимпиадном движении по 19 учебным предметам участвовало более 800 школьников. В итоге у нас шесть призеров и один победитель на региональном уровне. Спасибо методической службе, которая по-новому подошла к подготовке детей: привлекала тьюторов – учителей разных школ.Вообще одаренных детей сегодня стало больше. Но интерес к учению, творчеству, который закладывают учителя начальной школы, на второй ступени обучения порой исчезает. Учителя основной школы не подхватывают олимпиадников, в которых вложен труд и их коллег, и родителей.- С чем сегодня меньше проблем в образовании: с кадрами или инфраструктурой?- Люди быстрее перестраиваются. Нам повезло – вопросы образования находятся на личном контроле главы администрации Василия Николаевича Киселева, педагога по образованию, в душе им и оставшегося.В этом году при ремонте мы старались обеспечить санитарно-бытовые условия и охрану здоровья детей. Школам выделено более 10 миллионов рублей из муниципального, областного, федерального бюджетов. Приобрели компьютерное оборудование на сумму более двух миллионов рублей. Закупили две новые полноприводные «газели», ПАЗ, трактор.- А зачем школам трактор? – Сельчане знают, что успешное воспитание возможно только в труде. Мы давно реализуем программы профильного уровня по социально-экономическому, естественно-научному, универсальному направлениям. Наш район аграрный, лидер в северной зоне по производству зерна, молока, мяса. В хозяйствах растет спрос на высококвалифицированных рабочих, и их руководители готовы участвовать в совместной подготовке кадров. Правда, дело в том, что в районе нет ни одного профессионального образовательного учреждения. А Крутинский лицей богат традициями опытнической работы на пришкольном участке, организации исследований, экологической дружины.Посоветовавшись с родителями и детьми, в сентябре 2012 года мы организовали в Крутинском лицее аграрно-технологический класс. Обучение происходит на основе взаимодействия трех образовательных учреждений: лицея, Омского аграрного университета и Тюкалинского сельскохозяйственного техникума. Вместе с аттестатом об образовании теперь можно получить специальность «тракторист», по договору с учебным центром «Ориентир» – «оператор ЭВМ», девочки учатся швейному делу.Сегодня лицей имеет в своем распоряжении два га земли, учебно-опытный участок, два трактора. Мы понимаем, что далеко не каждый ученик аграрно-технологического класса свяжет свою жизнь с сельскохозяйственным производством. Но эта деятельность все равно окажет положительное влияние – поможет грамотно и ответственно спланировать карьеру, овладеть новыми способами трудовой деятельности. И что еще важнее – заложит уважение к родной земле.- Эта работа имеет прямую связь не только с образованием, но и с воспитанием. Введение ФГОС придало новое звучание этому понятию в вашем районе?- К созданию единого воспитательного пространства нас подтолкнул не ФГОС. Мы в селе живем тесно, видим, насколько у родителей хватает, а часто не хватает сил, умений, желания воспитывать детей. Группа риска, к сожалению, не уменьшается. Причинами совершения правонарушений служат, увы, низкий материальный уровень, недостаточный контроль со стороны родителей и не всегда индивидуальный подход к детям «особой заботы». Поэтому с 2009 года мы реализуем районную целевую программу воспитания «Шаги к успеху». Забегая вперед, скажу – детей, состоящих на учете в ПДН, стало меньше, а на внутришкольном контроле – больше. И это серьезный результат, означающий, что внутришкольная профилактическая работа стала более адресной.Отношение к вопросам воспитания меняется. Гораздо больше участников у нас стало в ежегодном районном конкурсе «Друг детей». Теперь это новаторская площадка для обобщения, трансляции лучшего опыта работы педагогов-воспитателей. На базе школы №2 создана муниципальная площадка по духовно-нравственному воспитанию школьников. Классный руководитель Нина Александровна Воронова формирует социальный опыт воспитанников через научно-исследовательскую деятельность в области истории и культуры православия, она создала фольклорный коллектив «Вечерки». В Яманской школе Галина Анатольевна Ковальчук организовала клуб «Лира», который стал местом по воспитанию нравственности. Районная подпрограмма «Я – крутинец!» помогла вовлечь в работу всех детей без исключения. На базе школ работают восемь музеев, три музейные комнаты, более 28 кружков, секций, клубов патриотической направленности, три кадетских класса. Традицией стали почетные караулы в знак памяти защитников Отечества.Вообще мы стараемся выявить семейное неблагополучие как можно раньше. В каникулы кружки и секции у нас работают, летом организуем рабочие места для подростков. Пять лет назад создали палаточный лагерь «Авангард» для ребят, находящихся в трудной жизненной ситуации. Широко развернута волонтерская деятельность. В прошлом году удалось создать общественную организацию «Содружество детских объединений «Мы». Вообще на базе учреждений дополнительного образования работают 63 объединения, охват детей – почти 100%. И диагностика проблем межличностных отношений в семье и школе показывает, что с реализацией программы их становится меньше. Работаем мы много, но и мечтать умеем – надеемся, что наша крутинская колония пеликанов когда-нибудь все же пополнится хрустальной птицей.Омская область
Комментарии