search
main
0

В краю непуганых шакалов

За окном машины – верблюжьи колючки и жутковатого вида растрескавшаяся глина. Здесь нет ни желтого песка, ни барханов. Cерая пыль, разреженный воздух и палящее солнце…
“ГАЗик” останавливается. Спрыгиваем на землю как на раскаленную сковородку. Жар поднимается от земли по ногам и обволакивает тело. Если снять солнцезащитные очки, кажется, что зрачок вот-вот сожмется до размеров точки.
Поднимаемся на холм, чтобы увидеть, как по тревоге танки и БТРы ротной тактической группы 191-го полка займут заданные позиции. Пяндж и афганская территория отсюда – как на ладони. Многотонные бронированные машины взвивают столбы серой пыли…
Удивительно: как в них могут находиться люди? Когда на солнце более 60 градусов, сколько же внутри стальных “коробок”? Позже офицеры показали свой излюбленный фокус – поджаривание яйца на броне. Оно дошло до полной готовности буквально за 15 минут.
Сложно представить, как здесь можно прожить целый месяц. А ведь именно столько проводят на Нижнем Пяндже военнослужащие. Потом два месяца на базе в Курган-Тюбе, и снова в это пекло, где ничего не растет, да и не может по определению: испепеляющие лучи уничтожают все живое. Но ребята пытаются приукрасить свои окопы (люди живут исключительно в земле): высадили кактусы и бережно за ними ухаживают. “Колючки” на заботу отвечают взаимностью -мясистые, в многочисленных шишечках, активно цветут. Виноградная лоза в пору нашего приезда вся была усыпана маленькими черно-матовыми гроздьями: киш-миш созрел.
Возле винограда – блиндаж, пожалуй, самый важный на этой земле. Там спасительный душ. С холодной водой! Влага здесь ценится особо. Питьевой режим строгий – только полоскать рот, глотать воду не рекомендуется. Ребята утоляют жажду отваром из верблюжьей колючки. Замечу, весьма приятным на вкус. Он еще и при кишечных расстройствах помогает, а здесь это весьма актуально.
Если побродить по окопам, можно увидеть много интересного. Все постарались обустроить как можно лучше. Даже кур, свинок и барашков развели. У командира роты живут две сиамские кошки, одна поедает фаланг. Полезная привычка в этих краях, так как всякая ползучая гадость рыщет по лагерю. Ребята ядовитых насекомых в лак кидают, потом сушат и домой в качестве сувениров возят.
Кроме насекомых, донимают шакалы. Обнаглели до того, что лезут в лагерь даже среди бела дня, по окопам шарят. У соседей-пограничников утащили сало и много другого провианта. Поэтому пришлось завести щенка алабая (среднеазиатская овчарка). Имя ему дали боевое – Пуля. Собачке всего 3 месяца, но трусливых шакалов гоняет с полной ответственностью. Рядом с Пулей маленький котенок – Маська, подобранный связистом Олегом Каржавиным в соседнем кишлаке.
В общем, служба здесь не сахар. На досуг – лишь телевизор с одним единственным российским каналом. И местное “поющее”, радио.
Частенько поднимают по тревоге. Афганские наркокурьеры обстреливают наши погранзаставы, а мотострелкам приходится поддерживать коллег-пограничников – такая у них задача. Последняя “афганская атака” прошла незадолго до нашего приезда.

Тайна гор Нурека
Горы в окрестностях Нурека покажутся сказкой не только тому, кто побывал на безжизненных просторах Нижнего Пянджа. Там действительно рай душе, услада взору. Обилие цветов, густая зелень среди горных склонов. Такая пышность флоры объясняется просто – огромное водохранилище, созданное руками человека – Нурекское море. Синяя вода в обрамлении красных скал… Зрелище захватывающее.
Петляем по извилистому горному серпантину. Возле поста ГАИ нас встречает БТР. На броне офицеры в полной экипировке, обвешаны оружием. Они сопровождали нас туда, где на высоте 2300 метров над уровнем моря “открыто окно в космос”.
Ехать довольно далеко, но пейзажи за окном скучать не дают. В диковинных желтых цветах размером в человеческий рост глаза выхватывают табличку: “Территория Министерства обороны РФ. Въезд и проход запрещен”. Под проливным дождем, неожиданно обрушившимся на горные склоны, машина едет дальше. Это тоже проделки Нурекского моря, создающего свой, отличный от остальной территории Таджикистана, микроклимат. На горной вершине – цели нашего путешествия, сильно похолодало, что стало для нас, еще вчера жарившихся на Нижнем Пяндже, полной неожиданностью.
Поднимаемся на командный пункт. Там сплошные компьютеры и офицеры, прапорщики здесь особенные – математики, программисты. Ведь они отвечают за “Окно” – недавно поставленный на боевое дежурство оптико-электронный комплекс. Как рассказал командир части полковник Вадим Морозов, главная задача – контроль космического пространства. Отслеживается буквально все – от иностранных военных спутников до космического мусора. И выдается предупреждение космическим аппаратам об опасном сближении.
Когда-то роль наблюдателя за космическими объектами выполняли радиолокационные станции противовоздушной и противоракетной обороны. Но прогресс увел спутники вне зоны их досягаемости. Для того чтобы отслеживать их движение, там, в космосе, и существует комплекс “Окно”. Для сравнения: лазерный локатор может “увидеть” объект всего на расстоянии 300 километров, “Окно” – более 40 тысяч. Помимо этого, комплекс имеет значительно большую пропускную способность и более высокую точность измерения координат космических объектов на разных орбитах, что особенно важно. А расположено “Окно” в такой точке, что позволяет взять на сопровождение космический аппарат, запускаемый с любого полигона мира, буквально на первых витках.
Нам показали астробашню, где спрятаны глаза комплекса – огромный телескоп и много другого интересного, кстати, не только в техническом плане. К примеру, вместо обычной травки там посеян специально выведенный клевер, поглощающий пыль.
Город Нурек находится в узкой долине и зажат с обеих сторон горами. Наш военный городок кажется раем: у всех семей хорошее жилье, отличный бассейн, из которого не вылезает ребятня, русскоязычная школа, выдающая аттестаты на бланке подмосковной Ногинской школы, поскольку является ее филиалом.
И быт отлажен, и люди служат с удовольствием, но все же приедается и палящее солнышко, и красоты запечатанного трехсотметровой плотиной Нурекского моря. Люди тоскуют по обычной русской картошке. А из Москвы в качестве деликатесов везут черный хлеб и селедку.

Поддержка пехоты
Горбатый “Грач” (Су-25) с необычайной легкостью приземляется и неторопливо выруливает на стоянку. Фонарь уходит в сторону, появляется довольное лицо летчика – полетали!
На аэродроме в Душанбе стоит группа одного из самых старых полков наших ВВС – штурмовики-гвардейцы из Бутурлино Воронежской области. Командировка в Таджикистан для летчиков почти как награда – керосина хоть залейся, летай – не хочу. Каждый пилот ежемесячно бывает в небе по 10-15 часов. Сейчас в полку 14 абсолютно неподготовленных летчиков – “БК” – без класса. Чтобы натаскать их, командир авиаполка взял в Таджикистан одно звено такой вот, как он выражается, “зеленой молодежи”.
Задача авиагруппы в Таджикистане предельно проста: поддерживать российские войска с воздуха. Сейчас готовятся обеспечивать плановую замену сухопутных войск. Будут сопровождать колонны, чтобы никаких неожиданностей не возникло. Хотя обстановка там мирная, но таджикско-афганская граница недалеко, и там еще не все спокойно.
Температура на солнце – более 45. Дотрагиваюсь до самолета и отдергиваю руку – металл раскалился так, что можно получить приличный ожог. Как же они летают в такой душегубке? Летчики улыбаются: “Нормально!” Да уж, нормально: когда пилоты закрывают фонарь, в кабине возникает парниковый эффект, пока наберут высоту, не раз потом умоются. Чтобы быстрее привыкали к здешним условиям, командир ежедневно проводит занятия по физподготовке.
По аэродрому колесят французы. Из-за афганской проблемы их в Душанбе более 100. Местный аэродром они используют как аэродром подскока боевой авиации (“Миражи” стоят в Манасе), там же разместились транспортные “Геркулесы” серо-зеленого цвета.
Наши летчики наблюдали, как садились “Миражи-2000” – лакированные, вылизанные. У французов все самое-самое: новое, удобное, быт на “отлично” отлажен. По аэродрому на машинах разъезжают. Нашей техникой очень интересуются, в кабину норовят заглянуть. Да только кто ж их пустит. Это с виду самолеты старенькие, а внутри не хуже других.
Обосновались французы основательно. Но, наверное, из-за чрезмерной сытости не могут сделать элементарного – проявить смекалку. Совсем недавно подошел к нашим техникам иностранный коллега. Пытался объяснить, что у него в пневматике стравило давление. Нет ли у нас агрегата подкачать колесо? Подогнали воздушку, а системы-то не совместимы. Француз замучался перебирать переходники – ни один не подходит. Наши техники смотрели-смотрели на его страдания, отодвинули иноземца в сторону, обмотали клапан ветошью, придавили и накачали. Для наших умельцев – пара пустяков, а у француза глаза на лоб полезли…

Владимир ДРОБЫШЕВСКИЙ,
курсант Военного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте