Помню, как дождливой ночью во время пермской Межрегиональной экспедиции школьников России под сопение уставших от мастерских детей убедительным шепотом я задала нашему руководителю, московскому учителю химии Владимиру Нодаровичу Головнеру исторический вопрос: «А можно мы используем вашу идею и проведем школу «Учитель года» в Красноярском крае?».
В январе 2016 года я еще раз заручилась поддержкой идейного родителя межрегиональных экспедиций школьников России и зимних школ «Учитель года». Нашла единомышленников в Творческом Союзе учителей Красноярского края. Вот кто содействует всем «безумным» идеям в образовании – президент союза Галина Александровна Гуртовенко и соучредитель Светлана Николаевна Бордукова. По справедливости этот проект – региональная школа «Учитель года» – оказался вполне разумен и актуален для нашего региона.
Ведь столько прекрасных учителей края, прошедших конкурс «Учитель года России», готовы тиражировать свой опыт, а их ресурс никак не используется. Школа Владимира Нодаровича Головнера подразумевает именно школу для детей и учителей. Мы немного изменили формат и представили проект как школу мастерства и подготовки к профессиональным конкурсам. И всего двое суток отвели на работу. Победители краевого конкурса приехали из Красноярска, Кодинска, Назарово, Минусинска, Богучан, Бородино и Ачинска. Замечательных модераторов, готовых ежедневно проводить открытые уроки и мастер-классы, оказался 21 человек.
Особой гордостью нашей школы стало участие «свеженьких» учителей года 2016 года выпуска – Елены Мякишевой и Владислава Галимова. А гости, то есть учителя, планирующие участие в конкурсах, желающие посмотреть уроки, неравнодушные к инновациям, приехали со всех уголков нашего края, даже с северного Норильска, их число перевалило за 200 человек.
Когда я говорю «мы», я имею в виду нас с Татьяной Бернгардт, учителем года Красноярского края 2014 года и лауреатом конкурса «Учитель года России» 2014 года, и Галину Нефедову, представляющую управление образования Ачинска.
Танина кошка сфинкс, которую я обожаю за ее нежную бесшерстую кожу, пела мне по утрам песни, пока я пыталась вместить в отведенное мне время завтрак, прическу и мысли. А мысли были просто необходимы! Впрочем, как и прическа. На первом своем уроке я попросила детей посчитать гостей на задних рядах. «39 человек, не считая нашего учителя!» Весь раздаточный материал ушел с треском, зато было весело! Спасибо непосредственной Даше из 4 класса, оживившей взрослых, а еще спасибо норильским учителям, обратившим внимание на надпись на банке с водой для эксперимента: «Соленые огурцы». И ведь поверили надписи! А что бы мы делали без таких учителей, указывающих нам на ошибки? По земле надо ходить, а не в облаках витать! Кстати, вечером мы много спорили с другими учителями про то, каким должен быть открытый урок.
Татьяна Александрова, победитель 2013 года, вообще сказала: «Дайте мне урок с ошибкой! И тогда мне будет интересно о нем говорить». А я побывала у нее на уроке и была восхищена умелым использованием Smart-технологий для знакомства с египетскими царями. И была возмущена древними законами: жену отдать в рабство за долги мужа – совершенно обычное явление!
В связи с напряженным ритмом работы Школы мне удалось попасть еще лишь на один урок к Татьяне Анатольевне Вахромеевой, преподавателю педколледжа №1, которая погрузила четвероклассников в такое серьезное математическое исследование, что даже дымок от них пошел, когда выводили формулу умножения АВСх101.
Параллельно давали уроки учитель английского языка Ольга Цуканова, математик Марина Баранова, филологи Инна Борисова и Виктория Зуева, биолог Анна Ефимкина.
Лента мастер-классов позволила разделиться по интересам: узнать о художественных приемах построения публичного выступления от Алексея Потемкина или проверить, весь ли мир – театр, с Натальей Кокоулиной. Я пошла возвращать родителям детей, перепутанных в роддоме, на мастер-класс к биологу Светлане Павловой. Заодно узнала, как определить группу крови у ребенка. Наградой нам были слова: «Поздравляю, у вас – девочка!».
Удачным решением было провести интеллектуальные игры со взрослыми и детьми после уроков и мастер-классов. За идею игр спасибо Ирине Анатольевне Туенок, лауреату конкурса «Учитель года России»–2011. Одновременно в нескольких аудиториях учителя играли в «Собери слона» и «Живые буквы», в актовом зале в это время интеллектуалы сражались в «ДрузьЯ», аналогию игры «Что? Где? Когда?». На моей игре учителя пытались найти ЛОГИКУ в ИГОЛКЕ и сделали это за рекордно короткий срок.
В фойе параллельно проходили конкурсы стихов, слоганов и пожеланий. Учителя края приятно удивили своим творчеством.
Утро. Снег. Сосновый бор.
Настроение. Задор.
Завтрак и автобус. Сборы.
Спешка. Просто разговоры.
Удивления. Открытия.
Просто новые события.
5 уроков! Рефлексия.
Модераторы – вот сила!
Шок приятный. Темы. Даты.
Спешка. Все бегут куда-то.
Впечатления. Усталость.
Ночь. Кровать. Поспать бы малость.
Отдых. Сон. Снежинок рой.
Снова утро. Снова в бой!
Горбачева Н.В.
Современный учитель
В наш стремительный век –
Это двигатель мысли,
Это – сверхчеловек!
Он мобильный и гибкий,
Он готов ко всему,
И любые вершины
Покорятся ему!
Шваркова Н.А.
Одной из задач школы был методический анализ урока. Как быть, когда уроков идет одновременно семь, а методистов двое? Галина Александровна Гуртовенко умудрялась прослушивать несколько уроков одновременно из коридора. Я надеюсь, что видеосъемка, которая велась на некоторых уроках, позволит все-таки завершить этот методический гештальт.
Извечный в образовании дефицит мужского общества сделал героями дня, точнее двух дней, историка Василия Сутугина, информатика Алексея Потемкина, биолога Владислава Галимова и учителя ОБЖ Павла Сущенко. А еще в нашей группе модераторов оказались учитель и ученица: Марина Владимировна Учаева и Инара Матвиенко, обе учителя года. Вот это долгосрочный результат работы педагога, достойный уважения!
Очень увлекательной оказалась ежедневная дорога в профилакторий «Сосновый бор», где разместились все приезжие участники школы. Инесса Уваева и Елена Михалева, учителя года из Красноярска, мои «одногодки» по конкурсу, долго искали дорогу в гостиницу между труб Ачинского глиноземного комбината, в темноте приняв их за адские котлы с варевом. Но благодаря нашим ачинским друзьям и Дарье Выгузовой из управления образования все-таки оказались в чудесном лесу, усыпанном снегом (это в конце-то октября!). Дарья даже нашла гитариста, украсившего наш «взрослый час» в один из вечеров в этом сказочном лесу.
Отдельное слово стоит сказать о лицее №1, принявшем школу. Организация учебного процесса была настолько безупречной, что никто не заметил, что в лицее – каникулы. Накрытые столы в столовой, тишина в коридорах, дежурные возле каждого кабинета, отличная техническая поддержка, вежливые дети и лучезарная директор Светлана Юрьевна Спивак. Спасибо за то, что в нас поверили, Светлана Юрьевна! С почином, региональная школа! С рождением красноярского «ребенка», Владимир Нодарович! Ждем следующего года!
Надежда Князева, учитель начальных классов школы №137 города Красноярска, учитель года Красноярского края-2013
Авторы фото: Надежда Князева и Марина Баландина
Авторы фото: и Марина Баландина
Комментарии