О том, как живут детские сады в районе и на селе, я решила расспросить руководителей отдела по образованию Хохольского района. Здесь в 2005 году было принято постановление районной администрации «О введении предшкольной подготовки», и усилиями отдела по образованию разработана общеобразовательная программа развития и воспитания детей пяти-семилетнего возраста. Эта программа, по словам Анатолия Андреевича Дороша – начальника отдела по образованию, получила одобрение в областном институте повышения квалификации и предназначена для занятий в группах кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях и в группах с полным пребыванием детей на базе детских садов – структурных подразделений школ. Шесть разделов программы включают игровую и познавательную деятельность, охрану и укрепление здоровья детей и другие направления. Педколлективы восьми школ, в которых детский сад является структурным подразделением школы, начали апробировать эту программу с 2005 года.
Мнение
Татьяна БОДЯКИНА, заместитель начальника отдела по образованию:
– Мы организовали в школах подготовительные классы. Их посещают дети с пятилетнего возраста и до момента поступления в первый класс. Сегодня во всех 20 школах района есть такие классы. Заниматься дети могут ежедневно, а могут два-три раза в неделю, как кому удобно. С 2001 года мы проводим оптимизацию сети школ и садов. Располагаем садики в школах, это устраивает и начальство, и сельчан. Всего в районе 11 дошкольных учреждений: три самостоятельных детских сада (два в райцентре и один в селе) и восемь в зданиях школ. Причем эти восемь садов не являются самостоятельными юридическими лицами, они – структурные подразделения школ. И в уставе каждой школы прописано, что учебное заведение состоит из самой школы и детского сада как его структурного подразделения. Можно сказать, садик внутри школы. Три сада из восьми расположены в школьных зданиях, остальные пять – в отдельно стоящих. Сегодня эти сады посещает 181 дошкольник от трех до семи лет, при этом в подготовительные группы ходят 148 детей.
Я напросилась в гости в садик, расположенный в самом здании школы. Вообще-то детский сад в Костенках был и раньше, содержал его местный колхоз, который в 2002 году распался окончательно. История более чем обычная для очень и очень многих сел современной России. Однако сами Костенки – село далеко не типичное, некоторые ученые даже поговаривают о том, что, возможно, именно из этих мест пошла европейская цивилизация. Древностью тут не то что пахнет, ею буквально напитан каждый глоток воздуха, а взгляд не устает любоваться просторами, меловыми горами и изгибами Дона. Костенки до сих пор удивляют археологов и историков своими тайнами, а археологический музей-заповедник – костями и бивнями мамонтов и стоянками древних людей.
В 2005 году, когда Костенская школа отмечала столетие, садику в ее стенах исполнилось три года. Прежде чем привести сюда малышей, часть школьного здания реконструировали, сделали дополнительные санузлы и капитальной стеной отделили помещение сада от школы.
– Не было только детской игровой площадки, – рассказывает Лилия Аралова, директор Костенской школы. – Колхоз не мог помочь, сельсовет тоже. И тогда мы решили действовать сами: школа стала участником конкурса социальных добровольческих проектов. Свой проект мы назвали «Подари мне детство» и рассказали в нем, какую детскую площадку хотим построить для нашего детского сада. К счастью, мы выиграли! Тысячу долларов. За эти деньги купили металл, доски, брус. И взялись за строительство все вместе.
К началу нынешнего учебного года помещение сада снова отремонтировали: игровую комнату, спальню, обеденный зал, лестницы и коридоры. А веселые сказочные персонажи на стенах, обои с бабочками и нарисованные пингвины – творчество воспитателей Натальи Юрьевны Сиухиной и Ларисы Николаевны Полтавской, а также их помощницы Марины Владимировны Чернышевой. Купили новые паласы и детскую мебель. Как говорит Лилия Алексеевна, глава района Павел Васильевич Пономарев уделяет большое внимание дошкольникам, в марте провели специальное совещание, на котором обсуждались потребности детских садов. И сейчас выделяются деньги на новое постельное белье, телевизоры, стиральные машины.
– В 2005 году, – продолжает директор, – мы создали класс предшкольной подготовки, и наши дети с удовольствием занимаются в нем, а учителя проводят занятия. У нас прекрасные педагоги! Например, учитель музыки Жерлицына Наталья Зиновьевна окончила Латвийскую консерваторию, и дети в восторге от ее занятий. Всего у нас в школе сейчас 104 ученика, из них 20 ребятишек – дошкольники, семеро посещают класс предшкольной подготовки. Мы просчитали численность ребят до 12-го года, она примерно на этом же уровне и останется. Родительская плата за сад – 500 рублей в месяц, предшкольная подготовка бесплатно. Многодетные семьи получают компенсацию за садик, и для них плата меньше. Конечно, мы стараемся обеспечить полноценное питание, даем детям фрукты, мясо, рыбу, молоко.
По словам Лилии Алексеевны, сложнее всего с продуктами – цены выросли, все подорожало. На помощь приходит школьная учебно-производственная бригада, в чьем распоряжении 100 гектаров земли, где выращивают подсолнечник. А на пришкольном учебно-опытном участке растят капусту, перец, помидоры, свеклу. Подсолнечник продали, купили сахар, муку, крупы и макароны.
Самое интересное – это отношение родителей. Сейчас уже с ясельного возраста стараются определить ребенка в сад. Даже если родители не работают, но заняты на своем подворье, все равно стремятся отправить ребенка в садик. Там и учеба, и развитие, и праздники. Дети учатся общаться, жить в коллективе, привыкают к школе.
Комментарии