search
main
0

В королевском саду за мольбертом

Мир, который прекраснее любой мечты

ГМИИ имени А.С.Пушкина представил новую большую выставку-эксперимент «Всеобщий язык». На ней посетитель найдет далеко не только произведения изобразительного искусства. «Всеобщий язык» – проект о другом.

Питер Пауль РУБЕНС переосмыслил отношения живописи и дипломатии
Фото с сайта timeout.ru

Известны миф о Вавилонской башне и планы Франсиско Гойи по созданию одной картины. Сейчас ее все знают под названием «Сон разума рождает чудовищ». Первоначально же офорт должен был называться «Всеобщий язык». Это название стало и отправной точкой выставки. Здесь важен поиск не только слов и фраз, способных объединить людей, но и исторических событий в разных странах, в разные эпохи. Для столь масштабного проекта музеи, библиотеки, архивы России предоставили экспонаты и документы. Выставка «Всеобщий язык» нацелена на размышления, на обдумывание того, что видишь. Живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, графика, видеоинсталляции – все в едином замысле, но очень разнообразно.

Тангутское письмо – вымерший тибето-бирманский язык, пиктограммы древних ацтеков, тайнопись, шифр, руническое письмо, иероглифы – все было, многое ушло безвозвратно, но каждое оставило след в мировой истории. Итак, в путь! Слова Рэя Брэдбери нам помогут: «Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир. Он прекраснее любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя – такого зверя нет на свете» («451 градус по Фаренгейту»).

Наш мир всегда был многообразен и многолик, именно поэтому в залах музея представлены как русский портрет купеческого сословия или эпохи Северного Возрождения, так и изображения правителей Каджарской династии, правившей в XVIII-XX веках в Иране. Каждый из изображаемых занимал свое место в то время, в которое жил. Никогда оно не было простым, но человечество всегда жило, торговало, испытывало немало как потрясений, так и больших прорывов, успехов во все века. Персия, Маньчжурия, Российская империя времен Петра Великого, Испания и Португалия эпохи Великих географических открытий – многоголосие языков, одежд, принятие нового и отмирание старого.

Дипломатии, взаимодействию с разными странами посвящен отдельный раздел выставки. Церемониал, ритуалы, благодарственные письма и грамоты, подарки королевских особ представлены в разделе выставки. 30 документов специально для данного проекта предоставил Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Есть и экспонаты из собрания Музеев Московского Кремля. Немало интересного можно прочитать и узнать, если провести у витрин больше обычного. Питер Пауль Рубенс и Федор Тютчев не только художник и поэт, но и дипломаты. Прелюбопытная история из жизни фламандского художника описана в книге «Жажда жизни» Ирвина Стоуна: «А вы не слыхали анекдот о Рубенсе? Он был голландским послом в Испании и имел обыкновение проводить время после полудня в королевском саду за мольбертом. Идет однажды по саду разодетый в пух и прах придворный и говорит: «Я вижу, что наш дипломат иногда балуется живописью». А Рубенс ему в ответ: «Нет, это живописец иногда балуется дипломатией!»

Священные книги – Библия, Коран, Тора, Веды – в них мудрость, накопленная веками. Изучают их вплоть до сегодняшнего дня, и это тоже поиск всеобщего языка. Какими бы разными ни были столь уважаемые источники, общее в них всегда можно найти. Следует отметить, что и переводы древних книг всегда имели огромное значение. Благопожеланиями при встрече гостей, начале нового года всегда обменивались представители разных народов. Изысканные и дивные сосуды, тарелки, керамические и бронзовые изделия с выгравированными приветственными словами представлены в еще одном разделе выставки.

Конечно, нельзя обойти вниманием и раздел «Миф о Вавилонской башне». Сколько ее метафорических воплощений видели в изобразительном искусстве, архитектуре, чертежах! Некоторые из этих воплощений можно увидеть и в музее. Башня Татлина – проект памятника III Интернационалу – один из примеров тому. К слову, на место храма Христа Спасителя предполагалось поставить башню, но не случилось, конструктивизм и футуристические устремления у большевиков оказались не в большой чести, впрочем, здания в стиле конструктивизма сохранились до наших дней в городах России.

Путешественники, первооткрыватели многих земель, сделавшие множество открытий, были теми, кто тоже искал и находил общий язык с представителями других культур и народностей. Материалы о круго­светном путешествии Ивана Крузенштерна, поездках по Африке поэта Николая Гумилева представлены в экспозиции в числе прочего. Безусловно, нужно вспомнить писателя и купца Ивана Гончарова, а также его плавание на фрегате «Паллада». «Описания дальних стран, их жителей, роскоши тамошней природы, особенностей и случайностей путешествия и всего, что замечается и передается путешественниками – каким бы то ни было пером, – все это не теряет никогда своей занимательности для читателей всех возрастов. Кроме того, история плавания самого корабля, этого маленького русского мира с четырьмястами обитателями, носившегося два года по океанам, своеобразная жизнь плавателей, черты морского быта – все это также само по себе способно привлекать и удерживать за собою симпатии читателей», – рассказывал позже в книге писатель.

Всеобщий язык между народами и культурами найти непросто, но это не умаляет возможности его поиска. Думается, что искать его нужно, не забывая и об индивидуальных различиях в восприятии.

Выставка открыта до 15 марта 2023 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте