search
main
0

В контакте со школой и детьми

Нелинейная история Григория Сузи

Григорий Сузи – выпускник Петрозаводского госуниверситета. Шестой год он работает учителем истории. В 2014 году окончил аспирантуру Европейского университета в Петербурге. В 2016 году учитель занял второе место в финале Всероссийского конкурса «‎Мой лучший урок», а в 2018‑м – в номинации «Педагогический дебют» регионального конкурса «Педагог года». Григорий в период самоизоляции выступал с открытыми лекциями по истории для всех желающих на онлайн-площадке Agriculture club.

Без поправки на дистанцию

– Я на конкурсе болел за Григория. Мы на дистанте пробовали разные форматы, обменивались идеями, – прокомментировал региональную победу педагога Максим Иванов, учитель истории и обществознания Державинского лицея Петрозаводска, участник конкурса «Учитель года России»-2014. – Для меня это глоток свежего воздуха – увидеть коллегу, который и с учениками прямые эфиры ведет, и выступлений вживую не боится.

– Когда дети говорят, что с вами они заинтересовались историей, это дорогого стоит! – делится впечатлениями от участия Григория в российском финале Юлия Громова, учитель года Карелии-2008, ныне учитель начальных классов московской школы №1518. – Мы в школе ради детей. Они главные судьи.

Григорий Сузи работает в 10‑х и 11‑х классах, то есть в этом учебном году он вел занятия и дистанционно, и очно. В Карелии многие школьники осенью и зимой несколько месяцев не ходили в школу из-за пандемии.

– В удаленной работе с 10‑ми классами помог весенний опыт, когда два месяца все предметы велись только удаленно, – уточняет учитель. Уже тогда Григорий поставил задачу – сохранить контакт с учениками.

Как и многие педагоги, во время дистанционного обучения прошлой весной Григорий создал группу ВКонтакте, в которой размещает материалы и задания. По его словам, на сообщество подписаны выпускники и родители школьников.

Григорий Сузи с самого начала увлек аудиторию, предлагая гимназистам оставлять ответы в комментариях. Таким образом, ученики уверились, что можно работать коллективно, дополнять друг друга в режиме онлайн.

– Чтобы ученики не забыли, как я выгляжу, записал видео по темам, которые мы должны были изучать, – рассказывает Григорий. – Конечно, в Интернете есть видеоуроки, которые смонтированы профессионалами. Но мои ученики видели, что учитель осваивает новые технологии, учится вместе с ними. Сейчас, если я даю задание по учебнику, записываю небольшое видео, в котором пытаюсь замотивировать на самостоятельное изучение материала, поставить проблемный вопрос.

В прямом эфире

В качестве эксперимента педагог освоил прямые эфиры в соцсетях. Когда ребята изучали декабристов, учитель провел эфир, на котором разобрал тему на примере фильма «Союз спасения». Настала очередь темы про 90‑е годы XX века – заставкой прямой трансляции он выбрал километровую очередь в первый в России McDonald’s. По словам учителя, эти эфиры смотрели не только школьники, но и те, кого интересует история страны.

– В изменившихся условиях мы вынуждены учиться работать по-новому. Главное, на мой взгляд, со стороны учителя сохранять контакт и поддержать интерес к учебе, – резюмирует Григорий Сузи.

Новые технологии помогают ему организовать учебный процесс именно в таком ключе.

– Победа в региональном конкурсе и участие на федеральном уровне расширили круг знакомств, – признается учитель. – За последний год я получил много приглашений выступить как перед учителями, так и перед увлеченными историей. Недавно записал небольшой подкаст для Музыкального театра Карелии о временах Ивана Грозного перед премьерой оперы «Царская невеста».

Работать в школе

– Пока я хочу работать учителем, – говорит Григорий. – Потому что именно работа с учениками позволяет видеть систему образования изнутри, чувствовать ее сильные и слабые стороны. Мне интересно создавать и что-то новое в плане методической работы. Возможно, в будущем мне захочется изменить карьерную траекторию, но сохранять связь с реальной школой необходимо.

Размышляя о проблемах преподавания, Григорий Валерьевич замечает, как баллы ЕГЭ учеников стали для него чуть ли не главным критерием успешности работы.

– Происходит деформация ценностей. Интерес учащихся, их мотивация к учебе, сам процесс обучения становятся второстепенными по сравнению с результатами экзамена, – уточняет педагог. – Чтобы этого не происходило, стараюсь постоянно задавать себе вопрос: «А урок прошел интересно?» К сожалению, не всегда могу ответить с уверенностью.

Говоря о проблемах современного образования, учитель не скрывает, что, для того чтобы обеспечить нормальный уровень жизни, многим коллегам приходится либо брать большую нагрузку, либо заниматься репетиторством. Это приводит к хроническому перегрузу.

– Мне пока удается работать и школьным учителем, и репетитором, потому что я не являюсь классным руководителем, – констатирует Григорий Валерьевич.

В старших классах остро встает вопрос выбора экзаменов и подготовки к ним.

– В каждом классе сразу появляются группа ребят, заинтересованных в предмете, и тех, кто не готов работать в полную силу. В итоге учителю приходится выполнять школьную программу, не перегружая тех, кто не сдает экзамен, и в рамках отведенных часов готовя к экзамену тех, кто его сдает. Соблюсти баланс между программой, интересами разных групп учеников сложно, – замечает педагог.

Образец учителя

Говорят, учителя делятся на конкурсных и неконкурсных. Григорий Сузи соглашается, что, возможно, доля правды в этом есть.
– Конкурс предполагает раскрыть самые яркие черты в учителе как профессионале и как человеке. Изначально харизматичному человеку легче обратить на себя внимание, запомниться. Но что бы ни говорили про конкурс, мол, это шоу, на нем оценивается не только эффектность выступления учителя, но и эффективность контакта учителя с учениками, – уверен педагог.

– Григорий молодец! Все по существу, четко и лаконично. Видно, что человек работает по технологии «Перевернутый класс», – прокомментировала выступление педагога старший методист Центра развития образования Петрозаводска Наталья Венгерова, уточнив, что коллеги смотрели трансляцию из Волгограда в режиме реального времени. – Знаю Григория Валерьевича шесть лет, в его победе на республике не сомневалась! Для меня он образец учителя.

– У него печать порядочности на лице! Он человек слова, сказал – сделал, без лишних слов, без мишуры. В педагоге чувствуются надежность, ответственность. Победа Григория в региональном конкурсе не случайность! – уверена старший методист ЦРО, отмечая, что сам Григорий не ищет внимания и избыточной публичности – работает на совесть.

– Таких серьезных молодых педагогов надо поддерживать во всем! – уверена Наталья Венгерова, отмечая, что даже на конкурсном уроке Григорию Валерьевичу удалось сохранить собственный неавторитарный стиль общения и создать атмосферу содружества и достижения цели вместе. – У меня иногда возникает такое ощущение, что преподаватель из университета пришел работать в школу и увлеченно ведет предмет, не отбивает охоту изучать историю, а, наоборот, здорово мотивирует учеников!

– Начать песней Стинга урок истории о холодной войне – это просто супер! Продолжение учебного занятия было под стать: там и работа с карикатурами, и размышления об альтернативной истории… – поделилась впечатлениями ведущий специалист службы научных коммуникаций КарНЦ РАН Мария Дмитриева. – Чувствовалось, что ребятам нравится. Притом что сама тема очень сложная и до сих пор актуальная. Поэтому открытый вопрос в конце – «Когда закончился XX век (и закончился ли вообще)?» – оказался логичным и заставляющим подумать и после занятия. Абсолютно заслуженные аплодисменты в конце!

В кругу «пеликанов»

Директор КРОПО «Учитель Республики Карелия», победитель конкурса «Учитель года Республики Карелия»-2019, учитель информатики Рабочеостровской школы Кемского района Евгений Кустов рассказал, что с Григорием он познакомился в Волгограде. До этого учителя общались в Интернете и по телефону.

– С первых минут настроились на рабочую волну. Иногда я ловил себя на мысли о том, что, несмотря на отсутствие предварительного знакомства, взаимопонимание было стопроцентное, – рассказывает Евгений, который сопровождал учителя истории во всех конкурсных испытаниях.

– Григорий терпелив и стоек! Умеет прислушиваться к советам и видеть перспективу. Мне понравилась совместная работа. Восхищен тем, как он раскрывается в классе с детьми, – говорит глава профессионального объединения педагогов Карелии.

– Конкурс – это командная работа. Во время творческих испытаний рядом должен быть человек, который подбодрит и выслушает.
На своей шкуре знаю, что один в поле не воин. Нужно работать командой. Надеюсь, введу такую традицию, и члены жюри увидят силу и уверенность в нашей команде, – говорит Евгений, уточняя, что его идею поддержали в Карельском институте развития образования (КИРО).

– В этом году будет юбилейный, 25‑й, конкурс. Мы пересмотрели подходы к организации конкурса, актуализировали некоторые задания в соответствии со временем, – рассказал о региональном конкурсе министр образования Карелии Роман Голубев, уточнив, что этот год является годом 90‑летия высшего педагогического образования в республике.

– К конкурсу мы относимся с должным вниманием и уважением, – уточнил министр.

Роман Голубев пояснил, что конкурс встроен в канву единого образовательного пространства и преемственности. Поэтому конкурс «Воспитатель года» и «Учитель года» проходят на одной неделе.

Григорий Сузи стал моим внештатным советником на 2020‑2021 учебный год. В течение этого непростого года мы с Григорием постоянно поддерживали контакт, обсуждали проблемы организации учебного процесса и пути их оптимального решения, – поделился Роман Голубев, уточнив, что конкурс, который состоится 28‑29 апреля 2021 года, подготовлен совместно с победителями конкурсов «Учитель года Карелии» и «Воспитатель года Карелии» 2020 года, которые также вошли в состав жюри.

Учитель нового поколения

– Так получается, что уже три года подряд я фотографирую классы на уроках Григория Валерьевича Сузи,- рассказал фотограф из Петрозаводска Виктор Давидюк. – И каждый раз я иду на съемку с воодушевлением, потому что знаю – независимо от темы урок будет увлекательным. Непременно состоится яркая дискуссия с учениками, во время которой так здорово запечатлевать эмоциональные портреты!

Виктор поделился тем, что пишут об учителе родители выпускников. «Лучший представитель своей профессии, нового поколения, увлеченный профессией и предметом. Прекрасный педагог, во всех смыслах. Преподает не только предмет, но и правила поведения, уважения, внимания», – уверены папы и мамы гимназистов.

С таким мнением солидарны родители, выпускники и коллеги Григория Валерьевича Сузи. Они верят, что многие важные победы учителя еще впереди!

Мария ГОЛУБЕВА, Республика Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте