С 4 по 8 декабря 2011 года в московском Доме кино Союза кинематографистов РФ проходил XVI Международный кинофестиваль «Радонеж». С утра до позднего вечера двери Дома кино были открыты для всех желающих – в Белом и Малом залах показывали документальные фильмы и телепередачи участников фестиваля. В этом году в конкурсной программе было заявлено 92 фильма из разных городов России, ближнего и дальнего зарубежья.
«Радонеж» – это фестиваль православных, духовно-нравственных фильмов. Стоит отметить, что в конкурсе участвуют фильмы не только церковной тематики. Это фильмы-размышления о добре и зле, войне и мире, жизни и смерти, о человеке в современном обществе. Сразу отмечу, что это не те фильмы, которые мы привыкли смотреть в кинотеатре или дома по телевизору. Для просмотра нужен душевный настрой. Один преподаватель в институте все время повторял нам: «Научитесь медленному чтению». Конечно, это не означает чтение по слогам. Пробегая глазами строчки и быстро перелистывая страницы, выхватываешь содержание, поверхность текста, но не суть. Быстро перещелкивая каналы телевизора в поисках чего-нибудь поинтереснее, подинамичнее, мы не становимся лучше, не задумываемся о себе и своей жизни, мы просто хотим отдохнуть от тяжелого рабочего дня. Здесь, на фестивале, учишься медленному просмотру – это труд, но труд, который приносит плоды.
Теперь о самих фильмах. Существует мнение, что православное кино – это, по выражению одного из членов жюри, сплошной «мармелад». Но это вовсе не так. Фильмы разные. Подобного «мармелада» хватает и в светских фильмах (хотя, там скорее больше обратного). В православных картинах тоже достаточно трудностей, конфликтов с миром, с самим собой. «Если бы снимали фильм о человеке, который пришел в монастырь и сразу стал святым – это было бы неинтересно», – говорит герой одного из фильмов. Это была бы и неправда. Труден путь человека к вере.
В одном из фильмов – «Пасха на Лысой горе» – показано монастырское подворье, где трудятся люди, «потерявшие себя», те, кого в народе называют бомжами, алкашами, ворами… Фильм о том, как они решили устроить концерт к Пасхе, и как много среди них оказалось людей поющих, талантливых, артистичных. Утром после концерта они служили литургию в новом храме. В этот момент можно подумать: вот, наверное, это и есть «мармелад» – неправедные стали праведными. Вовсе нет. Фильм построен как письмо заключенного, вспоминающего о прошлом. Он пишет: «Сразу после службы ушел и напился один, через три дня – другой, через неделю ушел я, через месяц из пятнадцати артистов на подворье осталось четверо». Тут сразу другая мысль: «Неужели как об стенку горох была им эта вера, этот концерт и эта Пасха?» Заканчивается фильм фразой: «Только не думайте, что все это бесполезно, все впустую. Нет, мы все изменились. Я изменился – я жить хочу, жить в полную силу. И с Богом».
Этому изменению, повороту в душе человека посвящены многие фильмы фестиваля. Не все делают шаг вперед, кто-то полшага вперед и два назад. Это фильмы не о святых, а о нас с вами.
Солгу, если скажу, что понравились все фильмы фестиваля. Все они очень разные: в плане тем, взглядов, судеб – и в плане художественного воплощения. Даже по времени – от семи минут до двух с половиной часов. Это как бы разноголосье в едином хоре. Но точно могу сказать, что не было пустых, проходных фильмов. Все они направлены на то, чтобы заставить человека приостановиться, оглянуться на свое прошлое и решить, каким будет будущее.
Что касается воплощения, тут тоже целая палитра. Режиссера, решившего снять духовно-нравственный фильм, поджидает много опасностей. Первая из них – скатиться в дидактику, что моментально оттолкнет зрителя, тем более молодого, только начинающего задумываться над сложными вопросами… К счастью, таких фильмов на фестивале я не встретила.
Кинофестиваль завершился 8 декабря. Торжественное закрытие состоялось в Доме Пашкова. Победителей выбрали писатель Владимир Крупин, режиссер Владимир Хотиненко, актриса Валентина Теличкина, ответственный секретарь Патриаршего Совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) и другие деятели культуры.
Лучшим фильмом признан «Русалим» режиссера Александра Казакевича. Лучшей режиссерской работой – фильм «Здесь русский дух… Скит» Игоря Шадхана. Награду за лучший сценарий получила картина Валентины Гуркаленко «Спас-камень, остров надежды». Лучшей операторской работой стал «Армянский хлеб» Армена Гаспаряна.
В этом году на фестивале также работало молодежное жюри, куда вошли юные журналисты и кинематографисты. Свое предпочтение они отдали фильму Галины Адамович «Инокиня».
Президент Международного фестиваля «Радонеж» Евгений Никифоров отметил, что «ни одна страна в мире не может собрать такой национальный фестиваль, нигде так много не снимается фильмов духовно-нравственного содержания. «Радонеж» стал объективным свидетельством духовного возрождения России. Когда смотришь эти фильмы – хочется жить, несмотря на все мерзости и неприятности, которые с нами происходят».
Победителей в остальных номинациях, а также фильмы фестиваля можно посмотреть на сайте: http://fest.radonezh.ru/
Комментарии