Урок… Казалось бы, это обычное, повседневное занятие учителя и ученика не может быть чем-то непонятным и наполненным непривычным смыслом. Тем не менее по всему городу проходили ставшие уже традиционными профсоюзные уроки.
Уроки проводятся по инициативе Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования и Московской федерации профсоюзов, согласованной с Правительством Москвы и Департаментом образования, уже не первый год. В образовательных учреждениях Северо-Западного округа в этом году открытые тематические уроки прошли с 7 октября по 7 ноября 2012 года.Педагоги образовательных учреждений №86, 769, 1056, 1210, 1515, 1619, 1673, 1943 серьезно подошли к подготовке уроков, основательно проработали целый комплекс специальной литературы, который позволил понять глубину проблемы для представления и разъяснения учащимся. Учителя социально-гуманитарных предметных дисциплин проявили креативный подход при разработке своих сценариев уроков, мультимедийных презентаций и раздаточного материала, ведь одновременно шел и конкурс на лучший профсоюзный урок.Старт конкурса прошел 16 октября 2012 года в Центре образования №1619. Конкурсному жюри было приятно видеть, как сплоченно коллектив историков и обществоведов взялся за выполнение поставленных перед ними задач: популяризировать историю возникновения, разъяснить деятельность и роль профсоюзных организаций. Учителя Г.Семшова (история) и Д.Соколова (география) представили бинарный урок «Российские профсоюзы. История и современность». Урок был проведен в актовом зале, объединив не только два разных предмета, но и три 9-х класса! Учащиеся в разной форме знакомились с историей профсоюзов в прошлом и настоящем. Не менее содержательный и интересный урок представила Е.Некрасова в 10-м классе на тему «Трудовые права несовершеннолетних». Ученики смогли продемонстрировать умения анализировать материал и применять полученные навыки при рассмотрении типичных договоров при трудоустройстве несовершеннолетних. Уроки Н.Хлыстовой и С.Валиевой, проведенные в 11-х классах, подчеркнули не только творческий подход учителей к обучению, но и серьезность будущих выпускников в аргументации выбранной позиции.Эстафету приняли учителя школы №86 им. М.Е.Катукова Е.Лагошная и О.Шпилёва. Несмотря на юный возраст участников (8-й класс), Е.Лагошная продемонстрировала живой, содержательный и креативный урок. На занятии по теме «Что такое профсоюз?» помимо теоретической части дети смогли опробовать свои знания в деловой игре «Я ищу работу». Восьмиклассники побывали в роли не только соискателей различных вакансий, но и работодателей. По итогам урока был написан синквейн, который подтвердил вывод: к любому выбору надо подходить осознанно и со знанием дела. А ученики 10-го класса совместно с учителем истории О.Шпилёвой на уроке по теме «Труд: право или обязанность. Трудовые права несовершеннолетних» проработали нормативные акты РФ, закрепляющие права подростков при трудоустройстве. В результате аналитической работы учащиеся смогли подробнее узнать о роли профсоюзов в достойном обеспечении трудовой деятельности несовершеннолетнего работника.Учитель истории и обществознания школы №1943 Т.Хлебникова показала прекрасно структурированный урок в 11-м классе. Здесь учащиеся не только работали в группах, но и творчески справлялись с заданиями на интерактивной доске. Отличная подготовка урока педагогом позволила ребятам даже на таком тематическом уроке прорабатывать задания, аналогичные КИМам ЕГЭ.Не растерялись и учителя социально-гуманитарных дисциплин из школы надомного обучения №1673 «Поддержка» Н.Самошина и Г.Круглов. Несмотря на специфику обучения, педагоги творчески решали поставленные задачи, а закрепление новых знаний на уроке сумели разнообразить использованием кроссвордов, тестов и заданий, позволивших глубже понять роль профсоюзов в России.В школе №1056 сразу два учителя – И.Наумова (10-й класс) и Л.Бондарь (9-й класс) – представили совершенно разные содержательные и интересные уроки о профсоюзах. И.Наумова акцентировала внимание на работе с федеральными законами и решении ситуационных задач. Блестящее знание экономических и социальных аспектов темы позволило учителю неформально и креативно провести урок на одном дыхании. Учащиеся не просто задумались, а уверились в необходимости вступления в профсоюз при поступлении на работу. Учитель истории Л.Бондарь раскрыла исторический аспект возникновения профсоюзов, не забывая о работе с сегодняшними средствами массовой информации.Учитель ОУ №769 Ю.Никитина представила серьезный урок-беседу о роли профсоюзов в современном мире и России. В ходе совместной деятельности учителя и учащихся беседа переросла в диспут о необходимости вступления в профсоюзные организации граждан нашей страны. От участия в диспуте и выступлений не удержались даже представители Московской федерации профсоюзов. Ученики 11-го класса еще раз показали взрослым свои знания и умения в ведении диалога на равных. Этот урок отразил большое желание ребят знать как можно больше о современном мире.Молодой и перспективный педагог из школы №1210 Е.Кошелев продемонстрировал креативный подход к организации работы учащихся на уроке. Творческие задания в группах позволили не только закрепить предложенный материал, но и при показе презентаций подкрепить новые знания о профсоюзах, усвоенные на уроке.Учителя гимназии №1515 Г.Карапетян и Е.Купцова на своем уроке-дебатах совместно с учащимися решали проблему «Труд – это необходимость или потребность?». Две команды из одиннадцатиклассников представляли свои позиции в споре, демонстрируя прекрасное знание проблем, связанных с рынком труда. Ребята с большим интересом обсуждали ответы на поставленные вопросы, делали выводы и смогли доказать «необходимую потребность труда».Открытые уроки прошли на высоком уровне – методически грамотно выстроенные, разнообразные по форме проведения, с использованием современных технических средств. Все это не могло оставить равнодушными членов конкурсного жюри, которые отмечали высокую степень подготовки учащихся, их умение вести беседу и диспут. Некоторые уроки поразили глубиной понимания учащимися процессов, проходящих в профсоюзном движении России.Проведение конкурса открытых уроков «Профсоюзный урок-2012» еще раз показало необходимость приближения теоретических школьных знаний к реальной жизни. Работа на таких уроках дает учащимся базовые представления об основополагающих ценностях и принципах социально-трудовых прав человека в современном мире, генезисе их развития с целью подготовки молодого поколения к самостоятельной трудовой деятельности.Победителями конкурса «Профсоюзный урок-2012» в СЗАО стали 11-й класс – Т.Хлебникова (ОУ №1943), 10-й класс – И.Наумова (ОУ №1056), а в 9-х классах победу разделили Е.Кошелев (ОУ №1210) и Г.Семшова, Д.Соколова (ОУ №1619).К сожалению, как и все хорошее, конкурс закончился, подведены итоги. Но радует то, что участники заинтересованы в том, чтобы традиция не прерывалась!Г.БОРИСОВА, председатель профсоюзной организации СЗАО;Т.МАРМИНОВА, методист МЦ СЗОУО по истории;Р.НАЗАРОВ, методист МЦ СЗОУО по обществознанию, экономике и праву
Комментарии