Выдающийся математик ХХ века А. Кошин публично исповедует: “Я христианин. Это значит, что верю в Бога и в Божество Иисуса Христа так же, как до меня верили выдающиеся ученые: Тихо-де-Браге, Коперник, Декарт, Ньютон, Лейбниц, Паскаль, Гримальди, Эйлер, Гюльден, Бошкович, Хершиль и прочие великие астрономы и математики прошлых лет”.
Пьер Тейяр де Шарден, знаменитый палеонтолог, занимавший кафедру геологии в Парижском университете, пишет: “Наука и религия – это две дополняющие одна другую стороны одного и того же познавательного акта, единственного акта, могущего охватить познание Высшего”.
Макс Планк (1856-1947), знаменитый профессор физики Берлинского университета, основатель квантовой теории, лауреат Нобелевской премии, в своих докладах, лекциях и сочинениях проводит мысль: “Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией; мы скорее констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука в конечном результате ищут истину и приходят к исповеданию Бога. Религия славит Бога в начале, наука – в конце всех мыслей. Первая представляет Его как основу, вторая – как конец всякого феноменального представления о мире”.
Известнейший русский ученый-физиолог И.П.Павлов, основатель науки рефлексологии, долгие годы друживший и состоявший в переписке с психоаналитиком Зигмундом Фрейдом, был глубоко верующим православным человеком.
Знаменитейший ассиролог и египтолог академик А. Тураев был преданнейшим сыном православной церкви и был похоронен в 1922 году по его желанию в стихаре причетника.
Иоанн Рейнио (1849-1931), профессор ботаники в Геттингенском университете, которому Боннский университет за его богословские знания присвоил звание “Гонорис кауза”, а Кельнский – то же звание за медицинские труды, оставил запись: “Наше сердце не может найти покоя, пока не успокоится в Боге”. Эти слова великого богослова, мыслителя и философа святого Августина, одного из самых глубоких знатоков человеческого сердца, важны для всякого мыслителя, ибо они выражают окончательный вывод бесчисленного множества людей, ученых и неученых, борющихся с сомнениями относительно существования Бога. Я, естественник, не могу отрицать Бога, напротив, вижу Его во всех проявлениях природы настолько, что для меня вся природа как бы дышит Божеством”.
Петр Термье (1859-1950), известный профессор геологии в Горном институте, член Французской академии наук, исповедовал свою веру в знаменитых трудах “Радость познавать” и “Призвание ученого”. В них он говорит: “Науки в их совокупности предрасполагают ум к познанию существования Бога, существования души, нравственного закона и нашего предназначения в сверхчеловеческой судьбе. В этом смысле можно сказать, что физический мир – природа – есть таинство Божие”. В доказательство последнего можно привести слова известного английского ученого и популяризатора научных знаний Джона Рескина, который однажды воскликнул: “Господи! Ньютон смело доказал, как и почему яблоко падает с дерева, но он, вероятно, не задумался над куда более сложным вопросом, как и почему это яблоко оказалось на дереве”.
Цитата
У человека есть органы чувств, если что-то не в порядке с одним из них – он инвалид. У общества есть форма общественного сознания. Совсем недавно мы думали, что главное из них – наука. Теперь ясно, что остальные, в том числе и религия, имеют такое же значение. Без них наука ничто.
Что такое религия? Это вера, в том числе в то, что мы являемся частью мироздания и должны жить по его законам. Если нарушены эти законы, хуже и нам, и обществу, человечеству в целом. А уж какова вера во все это – дело внутреннего убеждения и совести каждого. С этой точки зрения, атеизм – тоже вера, только со знаком “минус”.
Игорь Бестужев-Лада,
доктор исторических наук, профессор, академик-секретарь Отделения образования и культуры, кавалер ордена св. Даниила II степени.
Комментарии