Седьмое. Стержневой для социальной политики в сфере здравоохранения, образования, культуры и науки могла бы стать стратегия триединства здоровья нации – физического, психологического и духовного.
Острейшая проблема, решение которой требует объединения усилий государства и всего общества, – распространение наркомании, особенно среди молодежи. В развитие Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах” необходимо принять федеральную целевую программу “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту на 1999-2001 годы”, предусматривающую решение всех аспектов проблемы – медицинского, социального, правового.
Отечественную систему образования всегда отличали высочайший уровень, фундаментальность и широта. Отрадно, что за последние годы в области образования произошли существенные перемены: возрос престиж знаний, расширена самостоятельность учебных заведений, возродился дух университетских свобод, появились новые виды образовательных учреждений, в том числе и частные. Безусловным достижением можно считать небывалое еще в России число студентов высших учебных заведений – 246 человек на 10 тыс. населения.
В то же время ситуация в области образования становится все более тревожной. Бездействие властей приводит к хроническому недостатку финансирования, к росту социальной напряженности среди преподавателей. В среднем задержка с выплатой заработной платы учителям составляет порядка 2,5 месяца, а в отдельных регионах, таких, как республики Бурятия, Удмуртия и Свердловская область, она превышает эту отметку. На сегодня задолженность ликвидирована только в 9 регионах Российской Федерации.
Учитывая ключевую роль системы образования в подготовке интеллектуального и духовного потенциала России, правительству и Федеральному Собранию следует безотлагательно принять федеральную программу развития образования, отвечающую современным требованиям. Ее цель – вернуть уважение к учителю, обеспечить людям этой профессии достойные условия жизни. Совершенствование организационно-экономических механизмов жизнеобеспечения системы образования – общая задача властей всех уровней. Давно пора сделать шаг к разработке механизмов стимулирования внебюджетного финансирования. При этом следует особо подчеркнуть, что дополнительные источники финансирования должны вводиться только вместе с бюджетными, а не вместо них.
Сегодня ведутся серьезные дискуссии о реформе школьного и вузовского образования. Главные выводы: во-первых, политика России в этой области должна ориентироваться на доступность образования для каждого человека; во-вторых, надо сохранить качество образования и усилить его гуманистическую направленность; в-третьих, сделать систему образования мобильной, более восприимчивой к переменам. Требуют конструктивного обсуждения идеи введения системы независимой диагностики качества полученных знаний, экспертизы детских игр и игрушек, особенно “жестоких” компьютерных игр, внедрения таких стандартов образования, которые бы расширяли возможности школы, а не давили инициативу учителя.
Отношение к вопросам детства – лакмусовая бумажка всей социальной политики государства. Подростковая преступность и наркомания, беспризорность, отсутствие внимания к судьбе детей беженцев и переселенцев, к детям с трудностями в развитии – все это тяжкие реалии сегодняшнего дня. Проблема усугубляется спорами о том, какому ведомству отвечать за ее решение: системам образования и здравоохранения, службам социальной защиты, миграции или правоохранительным органам. Надо четко сказать: “ведомственных” детей не существует. И сегодня, как никогда, нужна конкретная программа действий, выполнение которой определит морально-нравственную планку страны, программа, которая должна объединить усилия всех государственных органов и общественных организаций.
Государственный протекционизм и бюджетное финансирование, как доказывает практика, всегда будут решающими для развития культуры. Культура – это признак цивилизованности государства, и именно государство несет ответственность за ее развитие. Нельзя допустить разрушения системы общедоступных учреждений культуры и искусства – библиотек, музеев и театров, а также культурной самоизоляции отдельных регионов России. Наш долг – сохранить особо ценные объекты культурного наследия, для чего должны как можно скорее принять соответствующий федеральный закон.
В то же время государство обязано участвовать и в развитии механизмов привлечения внебюджетных средств, а также новых методов работы учреждений культуры и искусства в рыночной ситуации, на что уже обращалось внимание в послании президента 1998 года. Для этого следует внести разумные коррективы в систему налогообложения, содействовать расширению сети негосударственных учреждений культуры, развитию меценатства и благотворительности, поощряя эту деятельность не только льготным налогообложением, но и специальными “дипломами меценатов”. Созданию дееспособных механизмов защиты авторских прав, получения доходов от коммерческого использования культурных ценностей помогут разработка и принятие соответствующего федерального закона.
Демократические преобразования освободили искусство от диктатуры идеологии. Но оно тут же попало под не менее жестокий диктат денег. Сегодня многие страны мира, оказавшись под жестким прессингом массовой культуры, стоят перед угрозой потери национального и культурного своеобразия. Эта проблема особенно серьезна для России, где десятилетиями в угоду превратно толковавшемуся принципу интернационализма подавлялось национальное своеобразие ее народов. Заклинаниями о высокой российской духовности, уникальности отечественной культуры не ликвидировать опасности вытеснения ее культурными суррогатами. Нельзя придавать забвению наши общепризнанные достижения в этой сфере, богатейшие традиции многонациональной российской культуры. Нынешний год для нашей культуры особенный – это год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина. И празднование его должно пройти на достойном уровне, как большой общенациональный праздник.
Одна из определяющих черт наступающего тысячелетия – бурное развитие новейших производств и глобальная информационная революция. Наука и технология, обеспечивающие стратегические предпосылки экономического роста, а следовательно, и улучшение качества жизни, сейчас превращаются в решающий фактор дальнейшего развития любой страны. То, что мы должны расстаться с беспечным отношением к этим вопросам, ярко демонстрирует компьютерная “проблема 2000 года”, которой уделяется первостепенное значение во всем мире.
– Человек, к счастью, по своей природе оптимист. Я уже умудренный жизнью и знаю, что ничего, кроме красивых слов, не увижу, а все же, как получил газету, нашел раздел по образованию и с надеждой прочитал. Набор оценок и предложений, с которыми вроде бы трудно и не согласиться. Да, за последние годы значительно больше молодых людей продолжают учебу. Образование – это мощный фундамент для построения нормальной жизненной схемы для любого молодого человека. Т.е. в послании вроде бы все и правда, но, к сожалению, не вся правда. Потому что красивых слов, лозунгов и деклараций про приоритетность образования мы, учителя, наслушались, может быть, больше, чем наши коллеги по социальной сфере.
Тут и печально знаменитый Указ ? 1 президента, Закон РФ “Об образовании” в двух редакциях, заклинания о приоритетности и значимости образования для нации.
Хорошо, что люди продолжают учиться. Но процент обучающихся выше только потому, что после школы сегодня нашим выпускникам нет работы. А ведь многие из них уже в школе, как и прежде, а в нашей области особенно, имеют квалификационные удостоверения на ту или иную профессию, прежде всего в сельском хозяйстве. Однако село сегодня уже не нуждается в кадрах по причине комы, вызванной развалом хозяйства. Я всегда задаюсь одним вопросом. Знают ли те люди, которые пишут уважаемому президенту очередные послания, о реальном положении дел в областях, краях, республиках? Спасибо я бы сказал многим губернаторам, главам администраций городов, районов, руководителям учреждений за то, что они в этих условиях, с каждым годом (уже восьмой год) ухудшающегося положения, прилагают все силы, чтобы держать сферу образования на плаву, а во многих вопросах и двигаться, и развиваться. Президент, мягко говоря, слишком оптимистичен, говоря о высочайшем уровне образования. Наше образование – отрасль, которая живет по сравнению с другими еще как-то профессионально и очень ответственно продолжает делать свое дело. Но как это дается?
За годы реформ была проведена стремительная децентрализация управления системой общего образования с передачей ответственности регионам, но без наделения их соответствующим объемом ресурсов. При этом обязанности и функции каждого уровня управления во многих случаях остались размытыми. Мало того, произошло разгосударствление в форме муниципализации всей системы общего среднего образования. Муниципализация образования во многом привела на практике к тем негативным последствиям, которые мы и пожинаем сегодня.
Зная бюджет образования области, я не вижу, что в этом году произойдут какие-либо положительные подвижки. Как в регулярной выдаче заработной платы, кстати, мизерной даже при условии повышения с апреля, так и в оснащении и ремонте образовательных учреждений. Хорошо, что признается бездействие властей в отношении образования. Каких властей? Видимо, всех уровней. Но надо разделить меру ответственности.
Трудно не согласиться с выводами Всемирного банка, что, если российская система образования будет доведена до состояния коллапса в результате дальнейшего урезания бюджета и неэффективного распределения бюджетных средств, потребуется очень много времени для того, чтобы восстановить ее до уровня, который воспринимается как само собой разумеющийся. Знаю, что бюджет образования России на 20% выше прошлогоднего, у нас же в области он на 12% выше факта 98-го года. Но не будем обманываться, август прошлого года не дает нам покоя и сказывается ежедневно. Вот почему “наш” раздел в послании президента не придал мне оптимизма…
– Первое. К Борису Николаевичу я отношусь с большим уважением. Он гарант Конституции, целостности нашей страны. Если бы не Ельцин, неизвестно, что с нами всеми было бы.
Второе. То, что творится в его окружении, действия, которые предпринимаются за его спиной, в правительстве, в Думе, по-моему, ужасно. Многие благие намерения блокируются. Зарплаты за февраль как не было, так и нет. А государственным чиновникам надо взять за правило: сказано – сделано.
Третье. В президентском послании – общие фразы. А между тем оглянитесь и, посмотрите: образование – едва ли не единственная сфера, которая работает. Вот наша Вичуга – действуют 13 детских садов, всего – 32 учреждения образования. А все остальное парализовано, и когда сюда вернется жизнь, неизвестно…
– С особой серьезностью прочитала в Федеральном послании Б.Н.Ельцина раздел об отечественной системе образования.
Какому учителю доверить своего ребенка? И вот здесь-то понимаешь: лишь тот учитель будет инициативен, интересен, будет работать творчески на основе научных программ, который имеет все условия для работы, чей статус высок, чья жизнь обеспечена хотя бы необходимым. Это, к сожалению, нормой не стало.
Через 2 года мой внук Данила пойдет в школу. И мне хотелось бы, чтобы школа шла рука об руку с семьей, чтобы мы смотрели в одну сторону, воспитывая ребенка. Семью надо учить, ведь, по моему глубокому убеждению, Учитель – это Врач души, именно он, и только он, подскажет, как воспитывать ребенка, как увидеть его индивидуальность, понять, на что он годен в своей будущей жизни…
– Меня шокировало выступление президента в той части, где он говорит о борьбе с привилегиями. Человек, который пришел к власти на этой волне, спустя десять лет – и каких лет – рассказывает нам, как это нехорошо – быть господином народа, а не его слугой. Мы не увидели в его послании и плана по выходу из кризиса. Живем ведь как – день да ночь – сутки прочь! А народ, особенно молодые люди, должен видеть перспективу, завтрашний день, “завтрашнюю радость”, если хотите, по Макаренко. Какая у нас “завтрашняя радость” – жить еще хуже? Увольте.
Текст, посвященный образованию, не хуже и не лучше всего остального послания. Он – никакой. Это мертвая бумага. Мне кажется, что Борису Николаевичу нужно без лишнего шума и сотрясений воздуха двигаться к пенсии, внуков нянчить. А люди у нас отходчивые – они его поймут и простят.
– Речь нашего любимого президента – новая редакция материалов ХХIV или ХХV съезда. За что боролись, на то и напоролись. Этакий “бодряк”, рапорт о достижениях. Чудны дела твои, Господи! Ельцин говорит о реформе образования. Вот я представляю свой десятый класс: русский язык – один час в неделю. В одиннадцатом – его вообще нет. Какая же это реформа?!
Меня тошнит от словосочетания “гуманизация образования” (это при том, что в какой вуз ни сунься, требуют деньги. Хороша гуманизация!). Небывалое число студентов – достижение. Ладно. Ко мне нет-нет да зайдут выпускники прошлых лет. Они закончили вузы, есть ребята очень способные. Никто не работает по специальности – устроиться невозможно! Сейчас у меня есть ученик – светлая “химическая” голова. Спрашиваю его: “Как ты видишь свое будущее?” Он говорит: “Выучусь, уеду на Запад”. Создается такое впечатление, что если у нас в образовании еще что-то и делается, то только для того, чтобы поставлять мозги за границу.
Не знаю, может, я узко мыслю? Может, люди наверху, которые собирают какие-то бумажки, видят реформы? Я – нет. Поэтому у меня к речам президента отношение иронически-усмешливое. Мели, Емеля… Мы как-то мало о Ельцине в учительской вспоминаем. Сейчас самые жаркие споры, размышления, тревога наша общая связаны только с одним: будет или не будет война?
– Вообще-то слушать речи и читать наших политиков неинтересно. Но я собираюсь поступать на факультет журналистики и должна быть в курсе современных проблем. Я прочитала послание президента. Мне кажется, про образование там почти ничего не сказано дельного. Я не верю, что учителя будут жить нормально, хоть президент и пообещал обеспечить им “достойные условия жизни”. Насколько я поняла, деньги на школу будут искать у спонсоров. Не знаю, как еще объяснить, что такое “внебюджетное финансирование”. Да ни один “новый русский” не поделится! И правильно – это же его собственные, кровно заработанные. Разве что учителя торговать начнут – вот тогда средства появятся.
Честно говоря, мне в этом послании особенно не понравилось, что Ельцин хочет, чтобы “система образования была более восприимчивой к переменам”. Сколько можно менять да реформировать? У нас и школу лицеем назвали, и профессоров позвали преподавать, и предметов новых напридумывали – этикет, риторика, даже бальные танцы! А что толку? Двоечников-то меньше не стало.
Я, конечно, не политик, но, по-моему, школе надо дать денег и перестать выдумывать новые нагрузки на учеников. И тогда все будут довольны.
Наш комментарий
Итак, мнения разошлись. Хотя вектор общественных настроений просматривается достаточно четко – “бумажные” президентские шаги мало кто воспринимает всерьез. Отрасль занята делом – школа Василия Подерягина купила (за собственные деньги) новый автобус и трактор. Учительница Ирина Семенова на каникулах вместе с родителями отремонтировала кабинет. Завроно Вячеслав Гусев занят ежедневной заботой о сохранении своего немалого хозяйства… Тысячи, десятки тысяч учителей, сотни тысяч студентов, миллионы школьников – этакая силища “держит” страну, скрепляя ее сотнями невидимых, прочнейших, почти неистребимых связей. Президентское “слово” – мимо образовательного “дела”, и если бы Борис Николаевич проходил аттестацию на манер учительской, то трудно сказать, какой бы разряд ему присвоили…
Отдел школ
Комментарии