Александр ВИКТОРОВ, директор образовательного комплекса «Лицей №1537»: В августе 2013 года наш образовательный комплекс объединил в себе ведущие образовательные организации района Ярославский: лицей информационных технологий №1537, Центр образования «Школа здоровья» №1099 и четыре детских сада. Возглавив образовательный комплекс, я сразу же приступил к формированию эффективной организационно-управленческой структуры по принципу устройства высшего учебного заведения. Во главу угла при этом была поставлена концентрация на уровне образовательного комплекса функций хозяйственного, финансового и правового обеспечения образовательного процесса с оставлением за педагогическими коллективами структурных подразделений содержательных аспектов образовательной деятельности.
Кроме того, мы создаем службы и отделы, объединяющие ведущих специалистов структурных подразделений соответствующего профиля с привлечением специалистов из вузов. Для обеспечения высокотехнологичной реализации московского стандарта качества образования на основе технологий организации единого информационного пространства как одно из первых специализированных подразделений комплекса был создан инновационно-технологический центр, объединивший в себе всех IT-специалистов структурных подразделений комплекса (среди них – системный администратор, программист, специалист по мультимедиа, электроник и инженеры вычислительной техники).Для обеспечения преемственности между ступенями образования сформирована психолого-педагогическая и социальная служба, основные направления работы которой сопровождение воспитанников и обучающихся, организация взаимодействия между специалистами всех ступеней образования. Кроме того, сотрудники службы проводят специальную диагностическую работу со старшеклассниками, для того чтобы помочь им определиться с выбором профиля обучения и будущей профессии, а также подготовить обучающихся к государственной итоговой аттестации. У нас создан специальный отдел для развития системы дополнительного образования нашего комплекса. Это позволило эффективно организовать работу объединений дополнительного образования, чтобы обеспечить художественно-эстетическое и интеллектуальное развитие детей, а также занятия физической культурой и спортом, выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей, профессиональную ориентацию, адаптацию детей к жизни в обществе, формирование общей культуры обучающихся.Как продолжение строительства мини-вуза в нашем образовательном комплексе было принято решение об открытии кафедр математики, русского языка, физического воспитания, в состав которых вошли педагоги из разных структурных подразделений комплекса, для формирования солидарной ответственности за предметные образовательные результаты обучающихся. Мы ведем работу по расширению мобильности педагогов, развитию сетевого взаимодействия между кафедрами и отдельными педагогами.Деятельность в режиме образовательного комплекса позволяет нам на основе концентрации материальных, кадровых и организационных ресурсов обеспечить совместное решение сложных образовательных задач, воплощая в жизнь перспективные идеи и проекты. Взаимный обмен накопленными наработками, учебно-методическими материалами и педагогическим опытом уже дает ощутимые результаты для вошедших в комплекс структурных подразделений:- опираясь на ресурсы и опыт лицея, присоединенная школа начала внедрять информационно-технологический профиль обучения: в сентябре мы открыли там первый IT-класс и в дальнейшем планируем такие классы в каждой параллели средней школы;- закупив необходимое оборудование, мы ведем в детском саду развивающие занятия по робототехнике и мультипликационную студию с привлечением педагогов дополнительного образования школьного отделения;- в лицее существенное развитие получили культурно-воспитательное направление, патриотическое воспитание, формируются условия для активной реализации музейной педагогики;- организуемая в масштабе комплекса спартакиада служит стимулом для вовлечения все большего числа обучающихся и педагогов всех структурных подразделений в участие в спортивно-массовых мероприятиях и приобщение к принципам здорового образа жизни.Таким образом, важнейшим результатом объединения становится перевод обучения и воспитания на качественно новый уровень с предоставлением каждому обучающемуся широких возможностей выбора направлений и форм реализации своих склонностей и способностей. Реализации этого способствует формируемый в рамках нашего образовательного комплекса общественный кластер, состоящий из таких элементов, как управление финансово-хозяйственной деятельностью, комплексная безопасность, организация и управление учебно-воспитательным процессом, дополнительное образование, здоровьесбережение и психолого-педагогическая поддержка, инновационно-информационая деятельность. Это позволяет нам на базе ресурсов образовательного комплекса формировать эффективное единое информационно-культурное пространство. Мы надеемся, что структура нашего образовательного комплекса внесет много положительного в развитие каждого школьника и дошкольника: высокое качество обучения и воспитания, общие ключевые дела, совместные научно-технические проекты, конференции и конкурсы, спортивные праздники, слеты, экскурсии, подготовка к олимпиадам, новые образовательные услуги для населения.Михаил МИНЧЕНКО, руководитель инновационно-технологического центра лицея №1537: Основной задачей инновационно-технологического центра (ИТЦ) стало сохранение и приумножение инновационного потенциала структурных подразделений нашего образовательного комплекса с активным использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности. Этим объясняется и достаточно широкий спектр функций, которые были включены в сферу деятельности ИТЦ: информационное обслуживание и программно-техническая поддержка педагогической, управленческой и инновационной деятельности; повышение ИКТ-компетентности субъектов образовательного процесса; развитие непрерывного научно-практического образования с применением ИКТ (ИТЦ служит базой для выполнения обучающимися научно-технических проектов с применением ИКТ); обеспечение работы образовательного комплекса в режиме базовой площадки в сфере ИКТ и научно-технического творчества для обучающихся и учителей других школ.Объединение в комплекс позволило нам приступить к построению системы непрерывного научно-практического образования по линии «детский сад – школа – вуз» на основе эффективной организации сетевого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, перейти к практической реализации формируемого на базе лицея образовательного кластера «Применение ИКТ в научно-техническом творчестве». В настоящее время мы активно развиваем сотрудничество с различными организациями и предприятиями в сферах организационно-методического сопровождения (ГМЦ, МИРО, ИннАрт, МГПУ, МГДД(Ю)Т), научно-технологического сопровождения (вузы и научно-исследовательские организации), экспертно-консультационного сопровождения (компании IT-индустрии), образовательного партнерства и трансляции опыта работы (организации основного и дополнительного образования). Знаковым для становления нашего образовательного комплекса стало успешное участие сразу после объединения в первом крупном совместном проекте – городском конкурсе «Школа новых технологий». Победа в этом конкурсе, с одной стороны, показала, как при объединении возросли возможности по реализации масштабных инновационных программ, а с другой – предоставила дополнительные ресурсы для информационной интеграции структурных подразделений комплекса. Мы получили дополнительные возможности для:- повышения мотивации и комфортности участия в образовательном процессе субъектов дошкольного и школьного отделений с поддержкой совместного планирования, обсуждения и принятия решений по вопросам функционирования образовательного комплекса (в том числе в форме вебинаров);- формирования единой информационной среды для реализации непрерывного образования по линии «дошкольное отделение – школа – вуз» с интеграцией основного и дополнительного образования;- развития системы научно-практического образования с расширением направлений и форм организации научно-технического творчества с применением ИКТ и дополнительных средств технологического сопровождения, формированием детско-взрослой общности, разновозрастных проектно-исследовательских групп с привлечением внешних специалистов и родительской общественности;- проведения сетевых межшкольных интерактивных мероприятий для учащихся и учителей (таких как интерактивная научно-практическая олимпиада «РоботСАМ»).В настоящее время образовательный процесс в нашем комплексе мы все больше ориентируем на то, чтобы в результате обучения в непрерывной системе «детский сад – начальная школа – основная школа – профильная старшая школа – вуз» обучающиеся имели возможность достичь уровня ИКТ-компетентности, соответствующего международным стандартам.В результате концентрации интеллектуальных и организационных ресурсов в конце прошлого учебного года наш образовательный комплекс вошел в первую пятерку школ – победителей проекта развития ИТ-образования в Москве, проводимого Минкомсвязи РФ совместно с Департаментом образования при участии ведущих компаний ИТ-отрасли. Реализацию этого проекта мы рассматриваем как возможность дальнейшего совершенствования образовательного процесса в структурных подразделениях нашего комплекса по следующим направлениям: развитие мотивации обучающихся; профессиональное самоопределение обучающихся; компетентностно-деятельностное направление; научно-практическое образование на основе сотворчества и формирования детско-взрослой общности.В процессе осуществления проекта предполагается тесное сотрудничество с ведущими IТ-компаниями в сфере:- разработки отдельных модулей программ основного и дополнительного образования по предмету «Информатика и ИКТ» с отражением современных тенденций развития IT-индустрии;- организации дистанционных занятий и вебинаров для обучающихся и учителей;- апробации модели внеурочной деятельности обучающихся, ориентированной на внедрение компетентностно-деятельностного подхода и расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся.
Комментарии