На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого обучающегося в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Современная педагогика инклюзивного образования также требует от образовательной среды гибкости и адекватности форм социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
В колледже автоматизации и информационных технологий №20 более 10 лет осваивают профессиональные образовательные программы с применением дистанционных образовательных технологий обучающиеся с тяжелыми выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Накоплен ценный опыт построения вариативных педагогических траекторий обучения, создания продуктивных алгоритмов социокультурной, психолого-педагогической, социально-педагогической адаптации и социализации обучающихся. Сформированы и апробированы уникальные форматы работы с обучающимися по всем указанным направлениям. Помимо традиционных мероприятий внеурочной деятельности (экскурсии в музеи, технопарки, участие в деловой программе конкурсов профессионального мастерства, проведение авторских мастер-классов в рамках дней открытых дверей) для тех ребят, кому очень трудно покидать пределы квартиры, разработаны и успешно реализуются программы виртуальных экскурсий по самым известным музеям России и мира, групповые виртуальные занятия арт-терапией с педагогом-психологом, коррекционно-развивающие занятия с дефектологом с использованием виртуальных интерактивных платформ.
С 2017 года студенты колледжа с тяжелыми выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата принимают участие в вахтах памяти, организованных Движением поисковых отрядов России. Это стало возможным благодаря тому, что в колледже в 2008 году был создан и успешно работает поисковый отряд «Дозор» под командованием преподавателя колледжа Владимира Ступакова. У Владимира Владимировича за плечами 15 лет службы в Советской армии, командировки в Афганистан, Чехословакию, более 200 прыжков с парашютом.
Каждый год в июне дозоровцы принимают в свои ряды нескольких студентов из числа инвалидов-колясочников и выезжают в поисковую экспедицию в места наиболее ожесточенных боев Великой Отечественной войны. Подготовка каждого выезда – неимоверно трудоемкая работа организаторов, прежде всего командира отряда. Со всеми участниками экспедиции до выезда работает педагог-психолог. Ребят с ограниченными возможностями здоровья необходимо психологически подготовить к условиям походной жизни, особенностям взаимодействия в процессе поисковой работы. Дозоровцы же получают важную информацию о тонкостях общения с людьми, в жизни которых есть физические ограничения.
Ребята выезжают в лес на несколько суток и погружаются в атмосферу походной жизни поискового отряда. За это время они переживают настоящее приключение: работа с металлоискателем, поиск и находки останков бойцов, военных артефактов, полевая кухня, вечерний костер, песни под гитару, ночевка в палатках. Этот опыт для большинства из них бесценен и неповторим. Эмоции побывавших на Вахте памяти ребят с ограниченными возможностями здоровья невозможно передать. Ощущение причастности к очень важному, значимому для каждого жителя нашей страны, пережившей потери и горе Великой Отечественной войны, делу сохранения памяти о павших в боях героях, делает ребят взрослее, самостоятельнее и сильнее. По своему социализационному потенциалу этот проект не сравним ни с какими другими мероприятиями.
Московское образовательное пространство – территория неограниченных возможностей. Опыт КАИТ №20 в социализации обучающихся с инвалидностью – отличный пример того, как эти возможности создаются и реализуются.
Наталья ВОЛКОВА, заведующая центром дистанционного и инклюзивного профессионального образования колледжа автоматизации и информационных технологий №20
Комментарии