Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения также являются важным направлением в правовом и гражданском образовании. Они позволяют: немедленно применить результаты обучения и связать обучение с жизнью; получить опыт позитивного решения общественных и личных проблем; вынести обучение за рамки учебной аудитории; сплотить группы учащихся за счет неформальной обстановки.
Социальные проекты
Под социальными проектами понимается деятельность учащихся (под руководством педагога), которая приносит реальный социально значимый эффект. Социальный проект является самым эффективным средством обучения. Конечно, проведение этого метода требует значительного вложения сил и времени, однако это непременно окупается теми плодами, которые приносит эта технология. При планировании и проведении социальных проектов необходимо широко привлекать общественность и прессу.
Соревнования
Различные соревнования, конкурсы, состязания, олимпиады – хороший способ применения знаний после занятий. Они могут быть внутри класса, между параллелями, между всеми классами школы, между школами города, района, области. Здесь возможны ролевые, деловые и образовательные игры (например, игра “Государство”, интеллектуальная игра “Формы государства”), дебаты, учебные суды, медиации, социальные проекты (например, проект “Гражданин”) и т.п. Для проведения таких соревнований, как правило, отбирается группа заинтересованных учащихся, и с ними ведется подготовка. Заранее нужно разработать критерии оценки, а также определить судей. Ими могут быть сами учащиеся педагоги, администрация учебного заведения, а также приглашенные специалисты. Желательно приглашать прессу. Это придаст определенный колорит и значимость, а также позволит поднять авторитет правового и гражданского образования.
Радио и газеты
Учащиеся могут писать статьи и готовить репортажи о всех событиях, связанных с ходом программы правового и гражданского образования, проведения любых социальных проектов. Одним из социальных проектов является создание школьного радио (или школьной передачи), а также школьной стенгазеты. Радиопередачи и газеты дают возможность проводить правовое просвещение учащихся и всего населения (прежде всего родителей). Например, в Кении радиопередачи на манер “мыльной оперы” были успешно использованы, чтобы обучать деревенских жителей правам человека.
Фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки
Просмотр фильмов, посещение театров, постановка школьных спектаклей и представлений, использование в преподавании песен, мотивов сказок оказывают очень сильный эффект на учащихся. Одним из возможных социальных проектов (или окончанием любого социального проекта) может стать организация выставки творческих работ учащихся – рисунков, плакатов, стенгазет, фотографий, фоторепортажей, поделок, докладов, схем, таблиц и т.д. Важно, чтобы эти выставки соответствовали изучаемым темам.
Применение подобных методов способствует мотивации учащихся, повышению их ответственности, позволяет им прочувствовать результат своего труда, соединить обучение с интересными событиями. Примером может служить создание “Стены прав человека” в Южной Америке, где стена бывшей тюрьмы была покрыта рисунками, посвященными различным правам человека.
Разминки
Разминки (ледоколы, энерджайзеры) – короткие специальные упражнения, которые имеют целью привлечь или сконцентрировать внимание учащихся. Разминкой может служить любое интересное упражнение или игра (часто в качестве разминки используются детские групповые игры). Ее можно проводить в начале, в середине и в конце занятия – в зависимости от цели ведущего. На семинарах, тренингах, где собираются незнакомые люди, выбирается вариант разминки-знакомства.
Кроме того, разминки могут служить в качестве мотивировки или “разогрева” к той или иной части занятия при соответствующем пояснении. Любая разминка (как и любая ситуация в жизни) имеет много разных подтекстов и может демонстрировать различные аспекты содержания занятия (например, ценность внимания, совместной работы, умения слышать друг друга и т.д.). У вас могут появиться свои собственные идеи о том, как можно обыграть эти упражнения для целей занятия.
“Гол-мимо”
Упражнение служит для разрядки, привлечения и активизации внимания обучающихся. Может проводиться неоднократно, в любое время.
Порядок проведения
1) Разбейте всех участников на две группы.
2) Проинструктируйте первую группу: “Если я махну правой рукой, то вы должны кричать “Гол!”. Прорепетируйте это с первой группой, добиваясь дружного крика.
3) Проинструктируйте вторую группу: “Если я махну левой рукой, то вы должны кричать “Мимо!”. Прорепетируйте это со второй группой, также добиваясь дружного крика.
4) Далее по очереди машите руками, а группы должны кричать: “Гол! Мимо!”
5) Когда группы освоились, начинайте путать их: машите левой рукой, направляя ее на первую группу, и наоборот.
6) Если группы ошиблись, обратите внимание на ошибку и начинайте снова.
7) В заключение подчеркните, что нужно быть также внимательным при выполнении следующего задания… Или: каждое решение может быть в чем-то удачным (гол) или неудачным (мимо); давайте посмотрим, какое из решений, предложенных группами, “забьет больше голов”.
Проверка энергии
Это упражнение, как и предыдущее, также служит для привлечения, активизации внимания и эмоциональной разрядки. Упражнение можно проводить несколько раз.
Порядок проведения
1) Научите участников следующему ритму:
прохлопать 2 раза по 5 хлопков;
прохлопать 2 раза по 3 хлопка;
два раза скрестить руки и прокричать: “Йо-йо!”;
хлопнуть один раз.
2) Скажите им, что так они должны делать, если вы крикните “Проверка энергии!”
3) Прорепетируйте.
4) Затем научите группу хлопать в обратном порядке:
хлопнуть один раз;
скрестить два раза руки, при этом крича “Уау-уау”;
затем хлопнуть 2 раза по 3 хлопка;
и наконец – 2 раза по 5 хлопков;
закончить упражнение громким вздохом “Уффф!”.
5) Скажите участникам, что так они должны делать после первой группы хлопков, если вы крикните: “Наоборот!”
6) Повторяйте, пока участники не смогут сделать это упражнение в одном и другом порядке.
7) Предупредите их, что вы можете сказать неожиданно: “Проверка энергии!”, а потом: “Наоборот!”. И тогда участники должны следовать за вашим ритмом хлопков.
“Прием-прием”
Это упражнение демонстрирует важность внимательности и совместности действий.
Порядок проведения
1) Предложите участникам встать или сесть в круг (либо по периметру аудитории).
2) Скажите, что сейчас они будут работать в качестве антенн для приема и передачи сообщений.
3) Покажите, как это будет происходить: поднесите большие пальцы рук к вискам и, поворачивая ладони по очереди вверх-вниз, произнесите (называя свое имя и имя того, кого вы желаете вызвать), например: “Я – Марья Ивановна, я – Марья Ивановна, вызываю Петю!” Участники слева и справа от вас также должны поднять свои смежные руки к вискам и поворачивать их наподобие антенн (участник слева поднимает правую руку, а участник справа – левую).
4) Порепетируйте это еще раз уже вместе с соседями.
5) Далее объясните, что тот, кому адресовано сообщение (Петя), обязан также поднять “антенны” и вызвать уже другого участника, кого он пожелает. Соседи слева и справа от Пети должны помогать ему, поднимая смежные руки к вискам. Другой участник только тогда отвечает на сигнал, когда все антенны работают.
6) Начните упражнение и закончите его, когда почувствуете, что обучающиеся вполне настроились и могут приступить к выполнению учебного задания.
Тридцать три
Это упражнение на внимание позволяет также физически размяться.
Порядок проведения
1) Предложите участникам встать в круг (или образовать иную фигуру, чтобы была видна очередность участников – кто за кем следует).
2) Объясните правила: Мы начинаем считать по кругу; один участник говорит – “один”, второй – “два” и так далее по очереди. Те участники, которым предстоит сказать число, содержащее 3 (например, 3, 13, 23, 33 и т.д.), а также число, кратное трем, то есть делящееся без остатка на 3 (6, 9, 12, 18 и т.д.), должны вместо того молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся и произнес вслух число, выбывает из игры. При этом счет начинается сначала со следующего за выбывшим участником.
3) Выполните упражнение несколько раз.
Африканский дождь
Это упражнение демонстрирует значимость совместных действий, умения слышать друг друга и всю группу как единое целое. Часто это упражнение проводится в конце мероприятия (или этапа обучения), когда участники хорошо узнают друг друга и могут почувствовать единство.
Порядок проведения
1) Предложите всем участникам встать в круг, а сами займите место в центре круга.
2) Объясните правила: Я буду показывать разные движения, поворачиваясь по кругу и смотря в глаза каждому участнику. Тот, с которым встретился мой взгляд, начинает делать это движение и не прекращает до тех пор, пока не встретится с моими глазами еще один раз, при этом сменив движение на новое, которое я показываю. Это упражнение должно проходить молча. Вы должны слышать друг друга и всю группу. Постарайтесь услышать, как начинается, усиливается, а потом прекращается африканский дождь.
3) Начните щелкать пальцами обеих рук, поворачиваясь (или обходя) по кругу и смотря по очереди в глаза каждого участника. Все начинают щелкать пальцами. Это – первые капли дождя.
4) Закончив первый круг, когда все участники уже щелкают пальцами, начните тереть ладони друг о друга – шелест дождя.
5) Третий круг – удары по коленям – усиление дождя.
6) Четвертый круг – топот ногами – ливень, гром.
7) Затем все движения повторяются в обратной последовательности.
8) Последний круг вы делаете, просто опустив руки. Все должны постепенно прекратить щелкать пальцами.
На основе идеи этого упражнения можно построить и другие шумовые оркестры. Модифицированный и усложненный вид шумовых оркестров превращает их в шумовые мини-спектакли.
Шумовые спектакли
Идея этих мини-спектаклей проста: участники разделяются на небольшие группы, каждой из которых дается задание изобразить следом за ведущим тот или иной звук, имитирующий что-либо (пение птиц, громовые раскаты и т.д.). Ведущий репетирует с каждой группой один-два раза, а затем начинает рассказ, давая знак той или иной группе для начала их “партии”. В заключение, как правило, все группы исполняют свои партии вместе. Ниже приводится несколько примеров мини-спектаклей.
1) Фейерверк. Этот мини-спектакль уместно использовать в канун приближающихся праздников или каких-то событий (например, даже чьего-либо дня рождения). Каждая группа может изображать один из видов фейерверков: кто-то кричит “ба-бах!”, кто-то хлопает в ладоши или бьет по коленям, кто-то кричит “ура!” (ведущий может придумать много других звуков, которые просто не изобразить на письме). После тренировки ведущий может начать рассказ о каком-то приближающемся празднике, о том, что готовится салют или фейерверк, показывая по очереди на ту или другую группу, которая вступает со своей “партией”. В завершение устраивается грандиозный фейерверк.
2) Штурм Зимнего дворца (придуман Ю.Майстровским, Самара). Этот мини-спектакль иллюстрирует шуточный рассказ ведущего об историческом событии – штурме Зимнего дворца в октябре 1917 года. “Прогремел выстрел “Авроры” (группа N 1: “Ба-бах!”, группа N 2 изображает ворон: “Кар-кар-кар!”). Вооруженные солдаты и матросы бросились на штурм Зимнего (группа N 3: “Ураа!”, группа N 2: “Кар-кар-кар!”). Кадеты, охраняющие Зимний, отстреливаются (группа N 4: “Тра-та-та-та-та!”; группа N 2: “Кар-кар-кар!”). Идет сражение (все группы). Зимний взят (группа N 3: “Ураа!”). Вы можете также проиллюстрировать любое из событий, которое имеет отношение к занятию или определенной дате.
3) Утро в тропическом лесу. Группы изображают ветерок, журчание ручейка, пение первых птичек, крики попугаев, рычание и топот диких зверей, ливень и гром.
Разминки-знакомства
1) Знакомство в парах (командах). Участники, образовав пару, знакомятся друг с другом, а затем представляют своего партнера всей группе, называя имя, место учебы (работы), а также упоминая по меньшей мере одно интересное качество, которое бы отличало партнера от всех других (либо хобби, событие из жизни и т.д.). Можно такое знакомство провести в малых группах-командах. Затем группы выбирают капитана команды, который представляет всех участников. Можно придумать название команды и девиз.
2) Круг имен. Участники образуют большой круг, и каждый человек запоминает имя сидящего справа. Ведущий называет имя сидящего справа от него человека и свое имя в качестве примера. Человек справа повторяет имя ведущего, свое имя и прибавляет имя человека, сидящего от него справа. Третий человек повторяет имя ведущего, имя второго человека и свое имя. Игра продолжается по кругу.
3) Карман или кошелек. Каждый вынимает какой-нибудь предмет из своего кармана или кошелька и рассказывает о себе в связи с этим предметом, объясняя, почему он характерен для него (нее).
4) Линия дней рождений. Попросите участников построиться в соответствии с их днями рождения. Они должны это сделать молча. Когда все построятся, предложите каждому участнику назвать свой день рождения, начав с первого или последнего в линии.
Мысленная прогулка
Суть этого метода – в воспроизведении обучающимися по памяти хода каких-либо событий (в том числе из личной жизни) при помощи наводящих вопросов педагога (вариант – сам педагог совершает такую “прогулку”, рассказывая обучающимся свою историю). Это упражнение может служить в качестве разминки-мотивации ко всему правовому курсу или к его различным темам (в частности, оно может иллюстрировать роль законов в нашей жизни, роль прав человека или роль определенной отрасли права в нашей жизни). Описание порядка проведения мысленной прогулки дано на примере занятия, которое демонстрирует, как многообразно закон затрагивает нашу жизнь. Это занятие знакомит обучающихся с правовыми нормами, влияющими на их жизнь, и показывает, как важно их знать. Обучающиеся осознают, что законы принимаются не только для контроля социального поведения, но также и для защиты граждан.
Порядок проведения
1. Скажите учащимся, что вы собираетесь рассказать им “историю” и что они должны будут вас остановить, когда, на их взгляд, вы затронули нечто, относящееся к сфере закона и права. Подчеркните, что под законом будут пониматься любые акты государственной власти – законы, постановления правительства, указы президента, акты министерств.
2. Начните рассказывать о вашей повседневной жизни. Например:
“Сегодня я проснулся в 7 часов утра. Я встал, умылся, почистил зубы, оделся, позавтракал гречневой кашей, выпил две кружки чая с бутербродом, а потом пошел в школу…” (Вы можете продолжить рассказ).
3. Участники должны были бы остановить вас несколько раз, чтобы указать на такие моменты, как:
А. Официальное время в России устанавливается и может изменяться в соответствии с законом.
Б. Вода для умывания инспектируется специальными службами и должна отвечать стандартам, установленным законом. Порядок оплаты за пользование водой и цена установлены законом.
В. Производство зубной пасты и щеток должны соответствовать стандартам, установленным законом. Процесс купли-продажи их также регулируется законом.
Г. Производство продуктов питания также регулируется стандартами, а их продажа – законом.
Д. Правила дорожного движения установлены законом.
Е. Трудовые отношения регулируются законом.
Если учащиеся не остановили вас, то объясните им, в каких случаях они должны были вас остановить и почему.
4. Вы можете продолжить это упражнение, попросив их рассказать, что они сегодня делали и как это соотносится с законом.
5. Вы можете продолжить это упражнение далее и попросить участников составить список основных юридических документов:
А. Свидетельство о рождении.
Б. Ученический/студенческий билет.
В. Водительское удостоверение.
Г. Аттестат о среднем образовании/диплом о высшем образовании.
Д. Свидетельство о браке.
Е. Военный билет.
Ж. Налоговая декларация.
З. Паспорт.
6. Подведите итоги, задав, например, следующие вопросы:
Когда мы сталкиваемся с правом?
Какие сферы жизни человека не регулирует закон?
Почему и для чего важно знать и изучать право?
Аркадий ГУТНИКОВ,
проректор Санкт-Петербургского института права;
Виктор ПРОНЬКИН,
ректор Санкт-Петербургского института права
Комментарии