search
main
0

В класс приходит… конфликтолог

Конфликты поджидают нас повсюду – дома, на работе, в общественном транспорте, в магазине… Школа в этом плане, увы, не является приятным исключением. Учитель, кричащий на ученика, директор, отчитывающий подчиненных, родитель, спорящий с классным руководителем, – все это картинки из школьной жизни.

В Центре человеческих технологий ИПКРО Московской области считают, что сегодня на первый план выходит проблема подготовки для школы нового специалиста – конфликтолога. Мы предоставляем слово старшему преподавателю Светлане баныкиной.

– Возможно ли в принципе неконфликтное общение?

– Это скорее не научное понятие, а утопическое. Но даже как идеал взаимоотношений оно сомнительно. Конфликт в переводе с латинского – столкновение. А это не обязательно откровенное хамство. Если сталкиваются две точки зрения, два мнения, что в этом плохого, нежелательного? Вся наша жизнь – это общение. А оно подразумевает столкновение интересов разных людей. Поэтому, если у вас конфликт с начальником, нужно не горевать, а радоваться – он доказывает факт вашего существования. “В мире существует лишь одно место, где нет конфликтов – это кладбище”, – утверждает французский социолог Б.Гурней.

Но следует различать конструктивные, созидательные конфликты, которые помогают нам решить наши проблемы, и деструктивные, разрушительные. Мы не умеем конфликтовать, потому что никто нас этому не научил. Существует специальная прикладная отрасль знаний – конфликтология, которая интегрирует в себе более 15 других наук – психологию, педагогику, этику, социологию, юриспруденцию и пр.

Долгое время считалось, что российское общество бесконфликтно. Поэтому сейчас нам многое приходится брать у западных коллег.

– А есть ли разница между тем, как конфликтуют люди на Западе и в России?

– Конечно. Национальный менталитет накладывает отпечаток. Мы очень эмоциональны, из-за этого многие наши конфликты переходят из деловой сферы в эмоционально-личностную. Мы забываем о предмете конфликта и “переходим на личности”. На Западе же лучше отработана практика деловых отношений, переговорный процесс.

Поэтому мы считаем, что учить человека цивилизованному общению надо начинать со школы.

– Как вы полагаете, сегодня школа справляется с этой задачей?

– Боюсь, что нет. Около 200 педагогов Московской области были нами опрошены по проблеме отношений в коллективе. Ответы респондентов показывают, что педагоги не владеют техникой разрешения конфликтов.

Так, на вопрос: “Кто чаще всего является инициатором разрешения создавшейся конфликтной ситуации?” 42% учителей ответили, что они сами, 19% – кто-то другой. Вместе с тем 34% педагогов не нашли ответа. Это говорит о том, что конфликтная ситуация в школе не всегда несет конструктивный характер, т.е. остается практически непреодоленной. Конфликт затухает, но обстановка не улучшается.

Именно для того чтобы научить учителей грамотно конфликтовать, уметь жить с конфликтом, культуризируя его, на нашей кафедре был разработан курс “Технология упреждения и разрешения конфликтов в школе”.

В основном мы рассматриваем 5 типов школьных конфликтов: учитель – администратор; учитель – учитель; учитель – ученик; учитель – родитель; учитель – группа учеников. Каждый из них имеет свою специфику.

– А есть ли что-то общее в том, как преодолевать такие ситуации?

– Любая конфликтная ситуация возникает не вдруг и не сразу.

Разумеется, лучше обнаружить его как можно раньше. Поэтому при первых же признаках “недомогания” у вас в голове должен загореться сигнал STOp. Проведите анализ ситуации. Не только перспективный, но и ретроспективный: затормозитесь, не дайте себе взаимодействовать с другими людьми, пока не разберетесь, что привело к нынешнему положению дел.

Очень важно не перепутать причину и повод. Когда долго зреет недовольство, достаточно маленькой искры, чтобы конфликт разгорелся. И часто этот повод, инцидент люди принимают за истинную причину конфликта, не удосуживаясь заглянуть глубже, проследить историю развития противоречия.

– Какими же могут быть истинные причины?

– Обьективные причины конфликтов – это неблагоприятные условия труда, несоответствие прав и обязанностей, нечеткое распределение обязанностей, низкий уровень трудовой исполнительской дисциплины. Субьективные – нарушение служебной этики, недостаточная информированность, индивидуально-психологические особенности личности. 19% опрошенных нами учителей обьясняют возникновение конфликтов заниженной оценкой их профессиональных качеств. Небезынтересно то, что наиболее часто возникают конфликты, связанные с личностными качествами педагога. Иерархию этих причин можно представить следующим образом: 47% – отсутствие такта; 33% – вспыльчивость; 25% – неумение постоять за себя; 15% – психологическая несовместимость; 14% – нетерпимость к недостаткам другого.

Причины личностного характера приводят к эмоциональным конфликтам, в которых предмет разногласий исчезает и регулятором поведения становится бессознательное. Такие конфликты часто имеют затяжной характер, и разрешить их очень сложно.

– Что необходимо для благополучного разрешения конфликта?

– Американские социальные психологи К.У.Томас и Р.Х.Килменн выделили 5 типовых стилей поведения в конфликтных ситуациях: избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество, противоборство.

Важно владеть разными стилями. К сожалению, их набор у нас, и особенно у педагогов, оставляет желать лучшего. Согласно нашим опросам, 40% учителей используют тактику защиты; 11% – нападения или внешнего безразличия, каждый третий вообще не смог обьяснить свою позицию в конфликте. Люди не знают своей доминирующей стратегии. Все считают, что они сотрудничают. А на наших ролевых играх учителя часто уходят от конфликта, многие “давят”, идут на конфронтацию. Это все разные тактики, которые нужно разумно применять в разных случаях.

Наталья БУНЯКИНА

Буратино и колбаса “салями”

Конфликт “учитель – родитель” нельзя отнести ни к вертикальному типу конфликтов, который подразумевает подчинение, ни к горизонтальному, возникающему между людьми равных статусов, так как учитель и родитель могут стоять на разных ступенях социальной лестницы. Это смешанный тип конфликта, и в этом заключается его трудность.

Попробуем в нем разобраться. И начнем, конечно, с причин.

Что ж, выслушаем обе стороны.

Многие родители видят причины конфликтов с учителями в следующем: “учителя делят детей на любимчиков и остальных”, “несправедливо занижают оценки”, “часто унижают детей, оскорбляют их”, “плохо высказываются о родителях при детях”. А вот какие причины в свою очередь называют педагоги: родители “слишком высокого мнения о своем ребенке”, “совершенно не контролируют ребенка, а приходят с претензиями к педагогу”, “опираются на свои случайные наблюдения за школой, поверхностно судят об учителях”, “часто вмешиваются в учебный процесс”.

Легко заметить, что каждая из сторон обьясняет возникновение трудностей в общении по-своему. Соответственно и усилия, предпринимаемые учителями и родителями в конфликтной ситуации, часто напоминают тактику героев известной басни Крылова.

А теперь посмотрим, что говорят специалисты об истинных причинах конфликта между родителями и учителями:

1. Обоюдная психологическая неподготовленность. Неумение упреждать конфликт и выходить из него достойным образом.

2. Разные уровни общей и педагогической культуры.

3. Несогласованность в стратегии и тактике воспитания ребенка.

4. Непонимание родителями сложностей воспитательного процесса.

5. Разное отношение к ребенку как к личности.

6. Отрицательное отношение родителей к школе. “Старые счеты”, неприязнь к учителю, взгляды высокооплачиваемых родителей на “бедного” учителя как на сферу обслуживания.

7. Cтолкновение двух лидеров – учителя и родителя, претендующих на принятие своей точки зрения.

8. Некомпетентность педагога.

Во многом все зависит от изначального обьективного отношения друг к другу. Иногда родитель видит учителя глазами своего ребенка, ибо судит о нем заочно по домашним рассказам. Учитель в свою очередь может услышать от коллег нелестное высказывание о ком-нибудь из родителей и позже вынуть его из контейнеров памяти: “Ах, это та самая скандалистка Иванова!” Поэтому нужно постараться сделать заслон негативной психологической установке, которую дают вам другие.

Будьте обьективны!

Подчас учитель знакомится с папой и мамой только тогда, когда их ребенок получит двойку или натворит что-нибудь. Не ждите этого. Спешите познакомиться с родителями до того. Установив хорошие отношения, вам потом легче будет вместе справиться с неприятностями.

Что можно и что нельзя

1. Педагогу необходимо знать знаки превосходства – запрещенные приемы общения, которые нельзя демонстрировать ни прямо, ни косвенно. К ним относятся снисходительное похлопывание по плечу, такие высказывания, как “Да бросьте вы!”, “Вы умный человек, а говорите…” “Разве вы не понимаете, что…”

2. Нельзя проявлять чрезмерную уверенность в себе. Любое предложение делайте в порядке обсуждения. Резкая подача даже правильной мысли действует отрицательно. Употребляйте слова “мне кажется”, “не ошибаюсь ли я, думая…”, “мне близка другая точка зрения”.

3. Не проявляйте категорического несогласия с родителями. Лучше сказать “это непонятно для меня”, чем “я с вами категорически не согласен”.

4. Критикуя, избегайте жесткости в высказываниях. Уберите “язвительное жало”, будьте конструктивны. Используйте “критику рикошетом”, т.е. направьте ее как бы на абстрактное лицо. Расскажите о похожем случае в вашей практике или придумайте его. Не помешает также аргументированная самокритика, признание своих ошибок.

Есть еще один прием критики, который называется детским психологическим принципом или “принципом Буратино”. Он призывает оценивать конкретные поступки человека, а не личность в целом: “Ты, конечно, хороший. Ты Буратино. Но в данном конкретном случае ты поступил, как Карабас-Барабас”.

5. Будьте осторожны с чувством юмора. Не острите на счет собеседника: “Вы что, шуток не понимаете?” Человек действительно может их не понимать. Направляйте юмор не на зачинщика конфликта, а на себя или на “нас”: “Какие мы с вами смешные!”

6. Существуют слова, которые действуют, как красная тряпка на быка: “вы должны” и “почему”. Не произносите их, найдите им замену. Помните также, что в состоянии возбуждения человек не воспринимает частицу “не”. Поэтому ваш призыв не волноваться и не беспокоиться будет для него прямым указанием нервничать. Старайтесь использовать только утвердительные выражения.

7. Соблюдайте гласность. Активно покажите человеку, что у вас от него нет тайн. Расскажите родителям, что вы собираетесь дальше делать, что вы хотите предпринять.

8. Помните о законе, сформулированном еще К.Д.Ушинским, – ни в коем случае не сравнивать ребенка с другим: “Посмотрите, как грамотно пишет его сосед по парте”. В родителях это может вызвать только зависть и раздражение. А если вам нужно привести пример, сделайте это абстрактно или сравните ученика… с ним самим: “Вчера он не допустил ни одной ошибки. Ведь может же!”.

9. Конфликт можно блокировать так: на время уведите родителя от разговора, попросив чем-нибудь вам помочь: “Как хорошо, что вы зашли! Столько дел, мне тут одному не справиться”.

10. “Да я 25 лет проработал в школе!” – восклицает иной учитель, взывая к своему авторитету. Между тем специалисты утверждают, что авторитет обьективный – стаж, возраст, квалификация, звания – не всегда действует, если он не подкреплен авторитетом субьективным, который складывается из нравственных качеств человека, деловых способностей и пр.

Карбышев назвал три слагаемых авторитета: доверие, которое достигается профессионализмом, уважение, которого можно добиться добросовестным и честным отношением к делу, и любовь, которую дарят человеку за чуткое, внимательное отношение к людям. Приглядитесь к себе: все ли составляющие налицо?

Светлана БАНЫКИНА

Тест

Любите ли вы ссориться?

1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т.е. к тому, чтобы подчинить своей воле других?

а) Нет; б) когда как; в) да.

2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

а) Да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

3. Кто вы в большей степени?

а) Пацифист; б) принципиальный; в) предприимчивый.

4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

а) Часто; б) периодически; в) редко.

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

а) Разработал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в ее целесообразности;

б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами;

в) чаще бы советовался с людьми.

6. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

а) Пессимизм; б) плохое настроение; в) обида на самого себя.

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

а) Да; б) скорее всего да; в) нет.

8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать?

а) Да; б) скорее всего да; в) нет.

9. Из трех личных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:

а) раздражительность; б) обидчивость; в) нетерпимость критики других.

10. Кто вы в большей степени?

а) Независимый; б) лидер; в) генератор идей.

11. Каким человеком считают вас ваши друзья?

а) Экстравагантным; б) оптимистом; в) настойчивым.

12. С чем вам чаще всего приходится бороться?

а) С несправедливостью; б) с бюрократизмом; в) с эгоизмом.

13. Что для вас наиболее характерно:

а) недооцениваю свои способности;

б) оцениваю свои способности достаточно обьективно;

в) переоцениваю свои способности.

14. Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего?

а) Излишняя инициатива; б) излишняя критичность; в) излишняя прямолинейность.

Ключ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте