Тема курса: «История России начала XX века в зеркале кинодокументалистики. (Великая война. Февральская революция)».
Отношение общества к прошлому – важное условие его жизнедеятельности. В прошлом – корни, основания каждой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое – обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям. Программа курса составлена с учетом следующего:1. Данный период российской истории является очень сложным, содержит много фактического материала.2. Материал недостаточно глубоко представлен в учебниках (особенно это касается Первой мировой войны).3. В последнее время появились уникальные киноматериалы – подлинные кинохроники Первой мировой войны; документальные фильмы, созданные российскими документалистами с привлечением кино-, фотоисточников, воссоздающие важнейшие события в жизни страны буквально по минутам.Цель курса: расширить представление учащихся о событиях Первой мировой войны, участии России в Великой войне, решающем влиянии войны на последующие события российской истории. Задачи курса Развивать историческое мышление учащихся на базе материала курса. Формировать у учащихся понимание исторического прошлого. Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей. Формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Формировать гражданственность на примерах жизни и деятельности известных людей данного периода.Курс ориентирован на проблемное изложение, на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, закрепление уже сформировавшегося интереса к истории.Основные умения и навыки Анализировать конкретные исторические сведения, касающиеся определенных аспектов истории России и Великой войны. Владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей. Владеть элементами исследовательских навыков (поиск, отбор, анализ, обобщение собранных данных).Условия для реализации: Мультимедийный кабинет (ноутбук, проектор, экран). Фильмы: – «Первая мировая война в цвете» (диск 1, 2);- «Исторические хроники с Николаем Сванидзе»;- «Российская империя. Проект Леонида Парфенова» (диск 3, фильм «Николай II»).Курс рассчитан на 8,5 часа.Содержание программы курсаТема 1. Причины и повод Первой мировой войны (1 час)Складывание военных блоков в Европе. Противоречия между ведущими европейскими державами. Сараевское убийство. Начало войны. Военные действия на Западном фронте.Тема 2. Позиционная война (1914-1918 гг.) (1 час)Особенности позиционной войны. Основные сражения Великой войны на Западном фронте.Тема 3. Новые технологии Великой войны (2 часа)Авиация Первой мировой войны. Использование воздушных шаров и дирижаблей. Самолеты-шпионы. Технические новшества. Появление истребителей. Использование авиации для борьбы с подводными лодками. Появление истребителей и стратегических бомбардировщиков.Танки Первой мировой войны.Морское вооружение: дредноуты, подводные лодки. Неограниченная подводная война.Тема 4. Россия в Первой мировой войне (1 час)Участие России в войне – возможность и необходимость. Отношение российского общества к войне в 1914 г.Восточный (Русский фронт) Великой войны – другая война.Тема 5. Февральская революция в России (2 часа)Причины революции. Война и революция. Отречение Николая II. Образование новых органов власти. Двоевластие. Возвращение Ленина в Петроград. А.Ф.Керенский.Литература:Проект «Военная литература»: militera.lib.ru Издание: Уткин А. И. Первая мировая война. – М., 2001. Книга на сайте: militera.lib.ru/h/utkin2/index.htmlПроект «Военная литература»: militera.lib.ru Издание: Зайончковский A.M. Первая мировая война. – СПб., 2002. Книга на сайте: militera.lib.ru/h/zayonchkovsky1/index.html Иллюстрации: militera.lib.ru/h/zayonchkovsky1/ill.htmlЭнди Вест. Первая мировая война. Иллюстрированная история.The Illustrated History of World War IСерия «Энциклопедия военной истории».Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне.Эрих Людендорф. Мои воспоминания о войне. Первая мировая война в записках германского полководца. 1914-1918.Meine KriegserinnerungenСерия «Свидетели эпохи».Тематика проектных работ учащихся к элективному курсу(проекты выполнены в программе PowerPoint)1. Начало войны. Военные действия в 1914 г.2. Позиционная война. 3. Битва на море.4. Военные действия в 1915 г.5. Военные действия в 1916-1918 гг.6. Итоги и последствия войны.Оценивание знаний, умений учащихся по элективному курсуВ образовательном процессе ребенок должен научиться отбирать исторический материал, обрести способность к творческому мышлению.Объект оценивания достижений учащихся посредством элективного курса – следующие компоненты:1) исторические знания как основа умений и навыков работы на уроке;2) конкретные умения и навыки работы с дополнительной литературой по истории, с другими источниками информации (документальное кино, ресурсы Internet).Оценивание должно быть полезным, обеспечить информацией всех заинтересованных: учащихся, педагогов, родителей.При оценивании достижений учащихся важно использовать взаимодополняющие методы. Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием полезно использовать индивидуальные и групповые выступления с творческими работами, а также самооценку.Наталья ПЕРЕЯСЛОВА, учитель истории средней школы №36 города Пензы, финалистка конкурса «Учитель года России-2009»
Комментарии