search
main
0

В кино – смотреть на одержимых

Помутнение или горение - вот в чем вопрос

Будем искренни: российский зритель и в безмятежные для отечественной киноиндустрии времена знал, что летний киносезон, как правило, скучноват. Ярких новинок ждать не стоит, они отложены на осень. И тем отраднее, что сегодня, когда прокат большинства западных лент на паузе, на широкий экран выходят интересные фильмы российских режиссеров. Сейчас кинотеатры предлагают две свежие картины, которые при всей своей несхожести условно связаны темой «одержимость».

Фильм Игоря ВОЛОШИНА доказывает возможность стильного нуара. Фото с сайта fotki.yandex.ru

Первая из них – психологический триллер «Одержимая» режиссера Игоря Волошина – убеждает в том, что у нас есть мастера стильного нуара. Актриса Лукерья Ильяшенко, исполнившая главную роль, в интервью «Кинопоиску» призналась, что ее в первую очередь привлек именно жанр. «Я сразу подумала про «Клетку» с Дженнифер Лопес, про «Щепку», «Основной инстинкт» или «Сердце ангела», – сказала она. «Клетка» Тарсема Сингха (2000 г.), безусловно, приходит на память при просмотре «Одержимой» благодаря схожим визуальным приемам, передающим погружение в глубины подсознания.

Что до самой истории: патологоанатом Лиза, дерзкая, красивая и дьявольски обольстительная (Лукерья Ильяшенко здесь особенно блистает физическим совершенством), легко и свободно вступает в интимные связи с разными, даже с малознакомыми, людьми. «Для тебя это как воды попить», – скажет ей позже один из новых знакомых, полицейский Гордеев (Георгий Кудренко). Девушка не будет отрицать очевидного. При этом она не чувствует себя виноватой: каждая новая встреча дарит ей радость и волну других эмоций, дающих ощущение полноценной жизни.

Однако героине приходится задуматься, когда в городе происходит серия убийств, в которых прослеживается почерк маньяка. Жертвы объединены двумя обстоятельствами: во-первых, на их тело в области груди мастерски перенесен фотоснимок (кожа использована как фотобумага), а во-вторых, незадолго до кончины у них было свидание с Лизой. Девушка потрясена: каждому из своих мимолетных возлюбленных она хотела дать исключительно тепло и нежность, а в итоге принесла несчастье. Она стремится помочь следователю Воронину (Олег Васильков), вот только он смотрит на нее все более пристально и подозрительно… Случайность ли?

И если с самого начала мы считаем, что у героини одержимость исключительно чувственная, то в финале вместе с полицейскими приходим к пугающей истине. К слову, страху нагоняют не только повороты сюжета, но и кровавая натуралистичность некоторых сцен, особо впечатлительным лучше воздержаться от просмотра. Хотя, если эта категория зрителей тяготеет к эстетике хорошего нуара, красивым и нестандартным операторским решениям (за это спасибо Тимофею Лобову), им, возможно, стоит пре­одолеть себя.

Что примечательно в привязке к одержимости: как нам сообщает Википедия, в 1970-х годах ученые провели масштабное межкультурное исследование почти 500 социальных обществ из разных уголков планеты, и в 360 (74%) из них присутствовало верование в одержимость (частичное или полное и всеобъемлющее подчинение разума человека чему-то, какой-либо мысли или желанию) в той или иной форме.

Поэтому неудивительно встретить отголоски этой темы в «Хроносе» Романа Просвирнина и Дмитрия Аболмасова – киноальманахе из трех историй, снятых по рассказам Кира Булычева. У молодого героя истории «Поломка на линии» (Дмитрий Ендальцев) страсть к книгам. Особенно его привлекают фантастические миры писателя Романа Черняева (Юрий Назаров). И мало с чем можно сравнить огорчение парня, когда он обнаруживает, что один из романов фантаста, «Проксима альфа», остался недописанным: Черняев не закончил произведение, потому что умер в 1942 году в блокадном Ленинграде. Узнав о представившейся возможности изменить прошлое, герой решает: нужно попытаться спасти талантливого творца, ведь тогда конец «Проксима альфы» откроется не только ему, но и миллионам других благодарных читателей! Может ли одержимость изменить прошлое? У «Поломки на линии» на это логичный, мудрый и красивый ответ.

Герой части «Временная связь» – зрелого возраста бизнесмен (Сергей Пускепалис). Он настолько увлечен своим делом, продажами, покупками, котировками, что не успевает уделять достаточное количество времени близким. «Некогда, потом, сейчас занят», – весело говорит им по телефону, спеша на фуршет по случаю приобретения нового ресторана. Серия случайных телефонных разговоров резко меняет его отношение к семье. Первый диалог с юной Ниной, потом второй, третий. Потрясение. Осознание того, что он сам и его друзья совершенно не ценят того, что у них есть: возможности спокойно жить и работать, радоваться солнцу и мирному небу, наслаждаться вкусной едой. В основе сценария один из самых пронзительных и известных рассказов Булычева. И, думаю, даже те, кто читал его не единожды, будут глубоко тронуты киноверсией.

В «Шуме за стеной» у каждого героя своя страсть. Семилетний Петя (Женя Писарев) очень хочет, чтобы из побежденной Германии приехал наконец папа – летчик, остающийся в 1948 году за границей по долгу службы. Его мама Елизавета (Анастасия Балякина) в свою очередь хочет, чтобы сын рос здоровым и крепким. А их сосед по коммуналке Роман (Иван Жидков) собственный «магнит» хранит в секрете, но потом объект одержимости у него поменяется, и тогда… Очень интересная, романтичная киноновелла с ноткой светлой грусти или радости в зависимости от того, как трактуешь финал.

Одержимость – это хорошо или плохо? Как всегда, дело в балансе, соблюдении золотой середины. Когда разум подчинен недоброй мысли – минус, а вот если речь о верном служении свету – разумеется, плюс. Тема одержимости в кино этим летом заслуживает внимания, имейте в виду.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте