search
main
0

В каждом ребенке – солнце. Только дайте ему светить

​Средняя общеобразовательная школа №35 с углубленным изучением отдельных предметов Приволжского района Казани по многим показателям уникальна и неповторима – дети тут буквально с первого класса начинают получать знания, связанные с космонавтикой. Пока что это учебное учреждение только делает свои первые шаги на пути становления, формирования команды педагогов, коллектива учащихся и родителей. Торжественное открытие школы с участием президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова состоялось 2 сентября 2013 года. Сейчас здесь обучаются 690 школьников в 26 классах. Главная особенность этого учебного учреждения, делающая его привлекательным в глазах большинства учащихся и их родителей, – это работа на базе школы уникального Центра аэрокосмического образования.

– Сейчас в авиационной и космической отраслях существует острый дефицит квалифицированных молодых кадров. Правильнее говорить даже не про недостаток кадров, а про недостаток именно мотивированных кадров, – рассказывает директор школы Елена Владимировна Глухарева, руководитель первой квалификационной категории, кандидат социологических наук. – Раньше дети мечтали стать космонавтами, а теперь все чаще юристами и экономистами. Однако сейчас интерес к инженерным специальностям начинает возрождаться. Решение об открытии на базе нашей школы Центра аэрокосмического образования было принято еще в 2012 году по итогам встречи с начальником ФГБУ «Научно-исследовательский центр подготовки им. Гагарина» С.К.Крикалевым. Этот государственный шаг дал возможность заложить фундамент в систему привлечения и предпрофильной подготовки школьников в аэрокосмической отрасли. Директор школы убеждена – профессионала надо готовить с раннего возраста – можно помочь ребятам сформировать личные цели для осмысления подхода к дальнейшему профессиональному обучению, через интерес выработать внутреннюю мотивацию для непростого пути к профессиональной самореализации.В этой школе учиться интересно, и это главное для ребенка. Особенно для тех ребят, которые учатся в среднем звене – 5-8-х классах, ведь в этом возрасте обычно мотивация к обучению падает, а здесь у школьников глаза горят…- Мы стараемся показать школьникам, что на самом деле космонавтика – это гораздо больше, чем быть космонавтом. Это еще и космическая медицина, космическая связь, космические технологии, биотехнологии, география, геодезия и многое другое. Точно так же, как есть «земная» география, есть география космическая, – рассказывает Елена Владимировна. – Люди обрабатывают космические снимки, собирают данные. Это интересные задачи, хотя они и не связаны с тем, чтобы надевать скафандр и выходить в космос. На фоне всего этого полеты в космос – лишь маленькая частица всего того, что называется космонавтикой. Понимание всей этой системы очень важно, особенно для формирования познавательного интереса. Ребенок находится в поиске – ему нужно показать все возможности, и тогда он обязательно найдет что-то интересное и для себя самого.Центром аэрокосмического образования руководит директор школы и инициативная группа педагогов, настоящих фанатов своего дела.- Основные направления работы реализуются через функционирование школы полного дня, которая включает не только углубленную подготовку по предметам физико-математического и естественно-научного направления, но и широкий спектр занятий в рамках дополнительного образования, – говорит директор школы Елена Владимировна. – В связи с этим школа приняла участие в республиканском конкурсе на получение гранта Министерства образования и науки Республики Татарстан «Школа после уроков-2013» и выиграла грант на сумму 1 миллион 400 тысяч рублей для развития системы школьного и дополнительного образования научно-технического направления. Эти деньги пошли на оснащение лаборатории аэрокосмических исследований, лаборатории авиакосмического моделирования и радиотехнической лаборатории.Лабораторией астрономических исследований руководит педагог дополнительного образования Григорьев Игорь Петрович. Этой лаборатории может позавидовать самая продвинутая школа Москвы, здесь есть мобильный планетарий с набором обучающих дисков.- Посмотрев диски «Земля и Луна» с цветной проекцией планеты Земли и спутника Луны, «Звездное небо» с проекцией Млечного пути и «Созвездия» с изображением созвездий Северного полушария, ребята просто влюбляются в космос, – улыбается Игорь Петрович.Лаборатория оснащена двумя телескопами, один из них суперсовременный, включающий в себя модуль цифровой фотокамеры, электронный компас-уровень, встроенный в телескоп аудио- и видеопутеводитель по просторам Вселенной и компьютеризированный пульт дистанционного образования. Кроме того, в телескопе имеется встроенная мультимедийная энциклопедия по космическим объектам.Оборудование лаборатории позволяет не только проводить цикл занятий в начальной школе «Мои первые представления о космосе», но и более серьезные научные исследования в среднем и старшем звене.Лаборатория авиакосмического моделирования включает в себя несколько направлений: авиамоделирование, занятия в рамках проекта CanSat (спутник в банке) и изучение квадрокоптеров. В радиотехнической лаборатории ведется разработка и подготовка схем, простейших приборов для использования в работе лаборатории авиакосмического моделирования. Лаборатория оборудована современными наборами «Знаток», «Амперка» и другими приборами и материалами. Все лаборатории объединены в одну сеть для формирования единого образовательного пространства. Это нужно для обмена опытом, обмена технологическими решениями. Заниматься научно-исследовательской деятельностью ребятам из 35-й школы помогает и тесное сотрудничество с Научно-исследовательским центром подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, Роскосмосом, КНИТУ КАИ имени Туполева, ДОСААФ, Федерацией планерного спорта России, Домом занимательной науки и техники Казани, технопарком «Navigator Campus».- В конце января в Москве на базе Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д.В.Скобельцева (МГУ имени Ломоносова) прошли Зимняя космическая школа МГУ и отборочная сессия Третьего Российского чемпионата «CanSat» в России», – рассказывает Елена Владимировна. – Чемпионат проводился в рамках VIII Всероссийских юношеских научных чтений имени С.П.Королева как одна из четырех секций. Там были 29 команд из разных городов России, в том числе и 4 команды из Казани. А одну команду «Навигатор» представляли наши школьники, ученики 6-го «А» класса Рауф Салихов, Тимур Ашрафзянов и Гадель Сагитов. Кстати, наша команда оказалась самой юной за всю историю чемпионата в России. Как правило, там участвуют ученики 9-11-х классов.Шестиклассники гордятся тем, что им довелось поучаствовать в чемпионате. Мальчики всерьез увлечены космосом, ходят на занятия в КАИ, изучают там азы программирования. Несмотря на юный возраст, они создают модели спутников.- Мы пришли в эту школу, потому что здесь есть Центр аэрокосмического образования, а все, что связано с космосом, нам очень интересно, – хором говорят ребята.Ребята помладше очень любят занятия с набором «Знаток» – электронным конструктором. Они знакомятся с ним в рамках кружка по радиоэлектронике.- Я заметил, что те ученики, у которых дома есть аналогичные наборы, сразу же включаются в работу. Кроме того, занятия по радиоэлектронике очень помогают на уроках физики, – говорит Игорь Петрович.Примечательно, что 25 марта во время посещения технопарка «Navigator Campus» c работой учеников 35-й школы ознакомился премьер-министр России Дмитрий Медведев. Ребята 8-го «A» и 6-го «А» классов под руководством Игоря Петровича продемонстрировали премьер-министру 3D-моделирование космического корабля «Восток-1», а ученики 6-го «A» показывали свои навыки радиоэлектронного монтажа микроспутника для участия в конкурсе «CanSat в России». Своими проектами ребята заинтересовали Дмитрия Анатольевича, он высоко оценил их работу.Под руководством Игоря Петровича Григорьева учащиеся школы приняли также участие в I Республиканском конкурсе по отбору проектов на участие в региональном технологическом мастер-классе «Мейкертон 3D-принтер для школьников». Мастер-класс представляет собой марафон продолжительностью 6 часов, в течение которых участники обучаются, собирают 3D-принтеры своими руками из готового набора, учатся настраивать и работать на них.В 35-й школе много молодых учителей, таких как Ксения Игоревна Кузьмина, учитель биологии, занимающийся космоботаникой.- Мои ученицы Камиля Шарафиева и Анна Володина в рамках работы «Изучение влияния невесомости на развитие стеблей растений» высадили салат сорта «Батавия» в хлопковую вату, смоченную питательным раствором, содержащим основные микро- и макркоэлементы. 21 марта эту закрытую экосистему мы передали представителям ЦПК имени Гагарина для доставки на космодром Байконур космонавту Олегу Германовичу Артемьеву. 26 марта стартовал корабль «Союз ТМА-12М» с растением на борту. Ночью 28 марта состоялась стыковка корабля с МКС. 7 апреля в Центре управления полетами в Королеве прошел сеанс прямой видеосвязи наших учащихся и руководителей проекта с МКС. Космонавты показали ребятам растение на борту и поделились своими наблюдениями за его развитием в невесомости. Как оказалось, вначале растение росло и развивалось, потом почернело: думали, что погибло, однако спустя время листья снова стали окрашиваться в зеленый цвет. Здесь есть над чем подумать. В дальнейшем планируем проводить опыты по выращиванию растений в специальном геле.Школа планирует и дальше развивать инженерно-техническое направление, летно-космическую подготовку на тренажерах, создать юношескую планерную школу, учить ребят летать на двухместных планерах. На базе школы планируется проведение регулярных семинаров и конференций для подготовки преподавателей школ и учреждений дополнительного образования Республики Татарстан. Реализация проекта «Школа – центр аэрокосмического образования» позволит ребятам получить не только углубленную подготовку по предметам физико-математического, естественно-научного направления, но и приобрести практические навыки, необходимые для успешной самореализации в современном обществе, – говорит директор. – Для нас самое важное, чтобы каждый ребенок пережил ситуацию успеха, нашел себе дело по душе. Миссию школы мы обозначили так: «В каждом ребенке – солнце, только дайте ему светить».Казань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте