search
main
0

В каждом человеке спит талант, но не все его могут пробудить

Говорят, самое захватывающее место, где вы можете обнаружить талант, – в себе. Но дотошные учителя не ограничивают пространство поиска и жадно вглядываются в своих учеников, пытаясь разглядеть за завесой непосредственности и любознательности одаренность. На съезде определили умение видеть способности другого как искусство. А искусство, как утверждал Бертольд Брехт, требует знаний.

Модератор секции – директор гимназии №1552, преподаватель философии Оксана Авилова – в преамбуле к заседанию определила одаренность как самую загадочную вещь на свете, но отметила, что без учительского умения разглядеть способности в детях разговоры о качестве образования пусты, что каждый должен иметь равные возможности для развития своих талантов. Нужно сделать так, чтобы повезло как можно большему количеству девчонок и мальчишек, которым на пути их развития встретился чуткий педагог, владеющий искусством увидеть те способности, раскрыв которые он поможет формированию поистине незаурядной личности.Профессор Московского городского педагогического университета Витольд Ясвин назвал одаренность живой водой, способной одолеть тех врагов, кроющихся внутри, что мешают жить, творить, преуспевать: лень, злость, раздражительность, стереотипность мышления. Витольд Альбертович убежден: неодаренных людей нет, а то, раскроются ли таланты ребенка, зависит от того, как выстроит свои отношения с учеником педагог.Почему ученый сравнивает вполне реальную вещь – талант – с придуманным эликсиром из волшебных сказок? В толковом словаре Ушакова понятие «жизнь» расшифровывается как «бытие в движении и развитии», а живая вода по определению фразеологического словаря – это все то, что одухотворяет, благотворно действует, пробуждает интерес. Для ее добычи в сказках часто надо рисковать и пройти через испытания, только тогда удается в полной мере осознать ее силу.«В чем смысл учительской профессии?» – спрашивает Ясвин. «Дать детям знания», – откликаются гости секции и тут же попадают в ловушку. Ученый лукаво их подначивает: «Это что коробочка, из которой один дал, другой взял?» И если кто-то что-то взял, то у того, кто дал, больше ничего не осталось? Научить добывать знания словно ценные природные ископаемые – вот задача педагога, у которого ученики вырастут в активных и эрудированных, креативных и работоспособных людей.«Все современное воспитание, – писал Януш Корчак, – направлено на то, чтобы ребенок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой ребенка, стойкостью его духа, силой его требований: «Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен». Витольд Альбертович вполне согласен с великим гуманистом: нельзя пытаться изменить детскую душу, в ней есть что найти, стоит только постараться. И напомнив делегатам съезда московских учителей знаменитую фразу Оскара Пешеля «…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем», пожелал педагогам, чтобы процесс образования прежде всего был для них радостным.Радость чаще всего все-таки скрывается в творчестве. И вот уже абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2008» учитель музыки и МХК школы №1060 Михаил Стародубцев выстраивает свой диалог культур… с Древней Грецией. «Илиаду» можно прочесть, а можно спеть, сыграть и станцевать. Вы не знали об этом? Вот и Михаил Леонидович говорит, что самое важное обычно происходит между уроками, когда не дают покоя мысли о том, что только что узнал, когда с этим ложишься спать и просыпаешься, когда ты становишься счастливым, что это узнал. «Знайки» этому музыканту не интересны, ему больше нравятся те, у кого глаза горят от любопытства, а уж он всегда найдет что-нибудь новенькое, впечатляющее, для того чтобы они горели.Лауреат московского этапа конкурса «Учитель года России-1997», автор проекта зимней школы, учитель химии школы №1259 Владимир Головнер тоже ценит эти моменты: горящие от любопытства глаза собеседников. На съезде, чтобы добиться от коллег этого эффекта, он рассказал о двух путях познания: привычном, академическом, и отринутом, избранном когда-то алхимиками. Они считали, что совершенство рождает совершенство, и вместе с поиском способов превратить свинец в золото пытались трансформировать и себя, став лучше и просвещеннее. И хотя многое в их философии чуждо современному человеку, но мысль о том, чтобы стать идеальным, по-моему, неплоха.Учитель года Москвы-2005, финалист конкурса «Учитель года России-2005», учитель русского языка и литературы школы №1741 Юлия Марчук убеждена, что помогает душе вознестись и облагородиться слово – умное, талантливое. Магия текстов способна и пробудить, и задуматься, и увести за собой, а что, как не личный пример, способно воспитать лучше?Таланты есть у каждого, но важно, чтобы и искусством их разглядеть владело как можно большее число учителей. Может, тогда мир действительно станет лучше, счастливее, совершеннее?Мнение по поводуДети должны развиваться комплексноИван ЯЩЕНКО, директор Центра педагогического мастерства:- Нам всегда нужно постараться выслушать ребенка, сделавшего ошибку, понять, что он думал, что имел в виду. Может оказаться, что, зацепившись за эту его мысль, можно дать ему гораздо больше, чем давая те или иные образцы решения. Ведь в погоне за формальным результатом под давлением разных обстоятельств мы совсем не так и не для того используем очень многие вещи, которые у нас есть в школе. Например, в математике есть так называемые текстовые задачи. Зачем они были придуманы? Для того чтобы ребенок прочитал условие, подумал, составил уравнение, что-то решил, подумал, что у него получилось. А мы ему придумываем технологические шаблоны, как решать те несколько типов задач, которые есть в школьных учебниках. Это дает нам формальное достижение формального результата, этот набор задач ребенок начинает решать чуть лучше, но зато он совсем не учится думать. Когда он попадает в ситуацию, когда ему нужно решить задачу гораздо проще, чем те, которые ему только что давали, но чуть-чуть другую, оказывается, что он ничего сделать не может, что у нас многое, самое существенное, что мы хотели бы от образования, почему-то считается той внеклассной, дополнительной, развивающей работой. Тот формальный объем знаний, который мы даем по большинству предметов, на самом деле нам нужен на порядок меньше. Пусть человек будет формально знать гораздо меньше, зато он будет уметь немножко думать в каждом предмете. Это относится не только к математике, это относится и к разным другим предметам.Нельзя сужать пространство работы человека. В этом смысле, когда говорят, что у нас специализированная физико-математическая школа с 1-го класса, в погоне за формальными результатами пытаются иногда их достичь не в пользу детей, а нанося им довольно существенный вред. Результаты международных олимпиад по разным предметам очень любят упоминать начальники. Действительно, наверное, это важно для того, чтобы давать какие-то яркие примеры успехов нашей страны и конкретных ребят. Но надо при этом понимать, что успехи китайцев на международных олимпиадах получают за счет того, что у них (как на спортивных, так и школьных) на несколько месяцев детей забирают из дома, они живут в специальных интернатах, где не учатся по остальным предметам и занимаются только основным. К сожалению, у нас иногда такие вещи тоже возникают, правда, не в такой формальной ситуации, но в ситуации, когда учитель, родители (да и сам ребенок) говорят: «Я занимаюсь только этим предметом, все остальное мне не нужно». У нас был анекдотический случай: мы везли сборную Москвы на Всероссийскую олимпиаду, договорились встретиться у памятника Ленину на Ленинградском вокзале, но встретиться с ним не смогли, так как он не знал, кто такой Ленин, то есть, изучая математику, он не учил историю. Эта ситуация показывает много разных моментов, в частности, то, что ребенок не учил историю, плохо, потому что любой талант должен развиваться комплексно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте