Расшифровка послания, оставленного Пушкиным своей остросюжетной повестью, для одинцовского лицея №6 дело обычное. Стоящее в череде премьер и волшебных превращений, удивительных находок и договоренностей с небесной канцелярией по поводу регулирования погоды. «Горит восток зарею новой. Уж на равнине, по холмам грохочут пушки. Дым багровый кругами всходит к небесам навстречу утренним лучам», – второклассник Миша Сучилкин рассказывает сюжет «Полтавы» так, словно воочию видит и сомкнутые полки, и отступление шведов, и как «Уходит Розен сквозь теснины; сдается пылкой Шлипенбах». А может, он и вправду совершает некое головокружительное путешествие в эпоху Петра? С ученика школы, в которой необычность норма, а вдохновение – привычное состояние, станется…
«Да Пушкин, оказывается, гурман!» – убеждаются юные исследователи лицея, листая привлекший их роман в стихах. Для проекта «Застолье с Онегиным» материала накоплено более чем достаточно. Рецепты выписаны, рефераты оформлены. Но гложет лицеистов шальная мысль: а не сделать ли самим что-нибудь, вкушаемое Лариными или «молодым повесой» Евгением на страницах одного из самых значительных произведений русской словесности? Ну, допустим, страсбургский пирог. Ведь мало кто из читателей отмечает, что речь в романе шла о паштете, который в те времена привозили из-за границы запеченным в тесте.
Или вот цветы у Пушкина. Появление «хладной красавицы» розы или навевающего мысли об античности нарцисса не случайно, за каждым лепестком кроется символ, загадка, докопаться до сути которой хочется многим лицеистам. Так, по крупицам они открывают для себя великого поэта.
Рассказывают со сцены пушкинские сказки. И волшебство слова превращается в волшебное действие, в игру, наполненную остроумными репликами и пропитанную философией основоположника новой русской литературы. А «Каменного гостя» в лицее превратили в легенду о Дон Жуане, окутав миф музыкой Дидюли. Затейливые костюмы, экспрессия фламенко лицейского ансамбля «Экзотика», романсы. Постановка стала настоящей сенсацией в районе.
Поступая в 6-й лицей, девчонки и мальчишки сразу понимают, что пришли в особое место. И не только потому, что здесь царит дух великого поэта, давшего свое имя этому учебному заведению. Здесь можно оставаться собой, не стыдиться собственных фантазий, не бояться выплеснуть наружу богатство внутреннего мира, раскрыться как личность, такая личность, которая способна думать, творить, действовать.
В 2008 году 6-й отметил свое тридцатилетие. За этот небольшой период лицей занял одно из ведущих мест среди школ города и района. Научно-практические конференции, интеллектуальные марафоны, всероссийские предметные конкурсы, Неделя науки, Ломоносовская ассамблея – это далеко не полный перечень тех возможностей, которые предоставляют здесь талантливым детям для проявления сил. Татьяна Филиппова помогает новичкам осваивать прописи. Ольга Северин руководит работой с одаренными детьми с 1-го по 4-й класс. А дальше их подхватывает бурное течение лицейской жизни и прибивает к берегу того или другого уникального педагога.
Географ Юлия Дворская, призер районных конкурсов «Педагог года» и «Самый классный классный», мнит себя дирижером. Ученики, словно инструменты многострунного оркестра, могут зазвучать в полную силу только тогда, когда стройную мелодию ведет за собой тонкий знаток гармонии. На ее уроках всегда есть чему удивиться: они проходят то в форме игры, то в виде «круглых столов», то в жанре костюмированного представления.
Заведующая кафедрой математики Вера Козлова предпочитает строгость и четкость – царица наук обязывает. Ее ученики могут похвалиться своими достижениями на олимпиадах, и они не дрожат перед сдачей экзаменов. К любым испытаниям готовы. Еще бы, Вера Александровна – тьютор и эксперт по ЕГЭ. Так что выпускникам от Козловой рады и в Бауманке, и в МАИ, и в МГУ…
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Лопатко увлечена изысканиями ребят, составляющими научное общество «Интеллект». Учитель русского языка и литературы Татьяна Горюнова продумывает с девятиклассницей Татьяной Матвиюк, как бы получше преподнести «Зою» Маргариты Алигер поколению, даже и не слышавшему о Космодемьянской и ее подвиге. Свечи, звуки музыки, слова. Вспомнить. Осознать. Почувствовать.
Вывести на чистую воду графиню, предсказавшую Герману выигрышные карты, способен человек, обладающий изрядной долей остроумия. Юных исследователей старая перечница волнует изрядно – она передает миру какое-то зашифрованное послание Пушкина. Бьются над ребусами этой загадочной дамы ребята. Думают, рассуждают, ищут доказательства. Познают. Творят. Потому что по-другому в этой школе нельзя.
Одинцово
Комментарии