– Борис Петрович, очевидно, что издание атласов и карт – это совершенно особенная отрасль издательского дела. Вы даже выделены в отдельное издательство при «Дрофе». Говоря военным языком, чем замечательно ваше подразделение? – «Издательство «ДИК», будучи дочерним предприятием «Дрофы», ведет свою историю с 1993 г. До этого времени карты и атласы у нас выпускала только «Роскартография», которая старалась сохранить в этой сфере свое положение монополиста. Чтобы выйти на рынок учебной картографической продукции, нужно было иметь соответствующую лицензию, а нам ее не давали, несмотря на то, что «Роскартография» на тот момент уже не могла обеспечить школы необходимыми наглядными пособиями. «Дрофа» пошла своим путем: она начала с того, что создала картографическое издательство для подготовки карт к ее учебникам. Как раз с 1992 г. Закон «Об образовании» разрешил учителям работать по альтернативным программам. Издательства получили возможность выпускать альтернативные учебники, и работы у нас оказалось – хоть отбавляй. Понадобились карты не только для учебников по истории и географии, но и для учебников английского языка и даже математики. Не знаю, как бы мы справились с такой задачей, работая по старинке, рейсфедером и ручкой. Но преимущество нашего издательства как раз и состояло в том, что мы сразу начали работать так, как тогда уже работали на Западе, с использованием компьютерных технологий. Через несколько лет нам удалось-таки получить лицензию на издание атласов и карт. А на сегодняшний день «Издательство «ДИК» является одним из ведущих производителей учебной картографической продукции в России. Ежегодный тираж наших атласов и карт составляет несколько миллионов экземпляров, а ассортимент насчитывает свыше 250 наименований.
Досье «УГ»ГРИГОРЬЕВ Борис Петрович, генеральный директор ООО «Издательство «ДИК», родился в 1939 году в г. Горьком (Нижний Новгород). После школы пошел в ПТУ, работал токарем. Был призван на срочную службу в Вооруженные Силы, где прошел путь от рядового до генерала, окончил училище, Академию связи, а потом и Академию Генштаба. После выхода на пенсию работает в «Дрофе» с 1996 г.
– Если вы первыми начали работать с компьютерными технологиями, где же вы взяли специалистов? Пригласили западных или обучили картографии наших программистов?
– Нет, мы предпочли иметь дело с нашими профессиональными картографами. К нам приходили люди, уже работавшие в этой области, и мы их обучали работе с компьютерными программами. Почти все наши сотрудники, 23 человека, – выпускники Института картографии, МИГАиКа. Причем если еще несколько лет назад нам приходилось обучать людей компьютерным технологиям, то сейчас студентов этому начали учить уже в институте.
– А как вы находите авторов для атласов?
– Нужно сказать, что все наши атласы и карты соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов и действующих школьных программ. Но поскольку у нас сейчас школы работают по разным программам и по разным учебникам, то и мы выпускаем несколько видов атласов и контурных карт. Нашими авторами, как правило, становятся авторы учебников. Сейчас вышли новые учебники: О.А. Климановой «География. Землеведение». 6 кл., «География. Страноведение» 7 кл., А.И.Алексеева «География России» 8, 9 кл. и др. – и мы создали новую линию атласов. Но перед авторскими коллективами О.А.Климановой и А.И.Алексеева мы поставили задачу, чтобы новые атласы включали в себя образовательные компоненты и традиционной линии, были универсальными. То есть атлас новой линии должен быть составлен так, чтобы ученик мог с ним работать независимо от того, по какому учебнику он обучается, а содержание его должно соответствовать требованиям новых стандартов.
– В наш век географические да и исторические реалии меняются так быстро, что самый современный учебник, едва выйдя из типографии, устаревает. Как быстро устаревают атласы?
– Атласы по сравнению с учебниками как раз находятся в более выгодном положении. Если учебник переиздается только раз в 4-5 лет, то атласы мы переиздаем каждый год и ежегодно вносим в них правку. Каждый год выходят статистические сборники, в них меняются цифровые данные по экономике, по населению. В учебник вносить эти изменения невозможно, а в атласах мы в каждом новом издании меняем цифры. Кроме того, меняются не только статистические данные, меняются географические названия. К примеру, на новых картах мы не найдем Калькутты и Бомбея, теперь они называются Колкатта и Мумбаи. Раньше не было Южного океана, а теперь мы видим его на карте. Происходят изменения в природе: высыхают моря, разрушаются горы – эти изменения тоже должны быть зафиксированы в атласах. Обратимся к карте: на старых картах береговая линия Аральского моря показана сплошной линией, а на новых – уже пунктирной, потому что море местами пересыхает.
– Кто же следит за всеми этими изменениями?
– Для этого существует специальная дежурная служба. В «Роскартографии» она есть, и при Генеральном штабе. Мы постоянно поддерживаем с ними связь и получаем своевременно сведения об изменениях, которые должны быть внесены в современные атласы и карты. Стараемся ничего не пропустить: на карте каждая, казалось бы, мелочь может оказаться существенной. Кроме того, все наши атласы проходят контрольное редактирование в Редакционно-издательском отделе топографической службы Вооруженных Сил Российской Федерации либо в «Роскартографии».
– Вносятся ли в атласы изменения с учетом замечаний или предложений потребителей, т. е. учителей?
– Безусловно. Например, раньше мы выпускали атласы, рассчитанные на два года пользования, 6-7, 8-9. Но поняли, что работать с такими атласами неудобно, так как большинство учебников составлено для изучения в одном классе. Теперь мы выпустили комплекты картографических пособий по истории и географии для каждого года обучения. В комплект входят атлас, контурные карты и рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь – это тоже наше нововведение. Она представляет собой сборник разнообразных заданий, помогающих реализовать практическую часть учебной программы.
– Занимается ли ваше издательство выпуском настенных учебных карт?
– Разработка настенных учебных карт – одно из основных направлений нашей деятельности. В 2000 г. к нам обратилось Министерство образования Российской Федерации с письмом о том, чтобы «Дрофа» подключилась к изданию карт. Был даже составлен перечень, какие карты нужны: старых карт было недостаточно, и, кроме того, они нуждались в обновлении. Существуют разные виды настенных карт. Есть, например, офисные карты, которые украшают кабинеты руководителей. Но учебные карты – это совсем другое дело. Такие карты являются тематическими, то есть готовятся строго с учетом изучаемых тем. Мы издаем отдельно карты для начальной, отдельно для средней и старшей школы. «Политическая карта мира», сделанная для начальной школы, будет существенным образом отличаться от своей «тезки», выполненной для старшеклассников: в ней будет использоваться другой шрифт (согласно санитарным нормам), другие обозначения. Также карта для начальной школы будет содержать значительно меньше информации. Благодаря современным компьютерным технологиям мы можем довольно легко преобразовывать карты, делать их более привлекательными для школьников, вводя разные интересные значки, комбинируя карты с фотографиями и т.д. Карта ведь – это наглядное пособие, цель которого – облегчить ребенку процесс запоминания и усвоения материала. На учебную карту должно быть нанесено только то, что помогло бы ученику раскрыть нужную тему – тогда она выполняет свою функцию. Нашим издательством выпускаются более 100 наименований карт по отечественной и мировой истории и примерно еще столько же географических настенных карт. Кроме того, мы выполняем заказы на изготовление карт, которые постоянно поступают к нам из регионов.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о региональных заказах.
– Региональные программы обучения, как правило, дополнены темами по изучению истории родного края. Этот региональный компонент может занимать довольно большую часть программы, до 20% от государственного стандарта. Именно для уроков по краеведению мы готовим исторические, географические, историко-культурные атласы. В эти атласы вносятся сведения по истории родного края. Карты отдельных областей сделаны так, чтобы каждый мальчишка, раскрыв их, мог бы найти на карте речку, мимо которой он ходит в школу; или узнать о том, куда поставляет продукцию фабрика, где работает его мама. Через такие атласы можно не только давать информацию, но и воспитывать любовь к своей малой родине. Мы делали отдельные атласы для Иркутска, Ярославской, Кировской, Пермской областей, Татарстана, Кубани и др. Всего для более 20 регионов. Регионы заказывают не только атласы, но к ним и контурные карты и рабочие тетради с заданиями.
– Насколько я вижу, вам не безразлична тема воспитания подрастающего поколения.
– Тема воспитания, особенно патриотического, мне близка как любому человеку, жизнь которого была долгое время связана с армией. Я считаю очень важным для молодежи знать и чтить славные боевые традиции нашего народа. Особым этапом нашей издательской деятельности стала работа над созданием Военно-исторического атласа России, вышедшего в издательстве в прошлом году. Это издание по своему замыслу, по подбору и подаче военно-исторического материала можно назвать уникальным. Атлас охватывает весь период отечественной военной истории от походов князя Олега до военных событий в Афганистане и Чечне. При этом он состоит не только из исторических карт, как это бывает в подобных изданиях. Военно-исторический атлас России содержит текстовую часть, где дается не только информация о тех или иных событиях, но и приводится их оценка с позиций сегодняшней науки. При подготовке атласа использованы результаты новых исторических исследований, основанных на никогда прежде не изучавшихся архивных документах и материалах. Текст и карты дополняют почти полторы тысячи иллюстраций. Особое место занимает Великая Отечественная война. К 60-летию Победы главу, посвященную Великой Отечественной, мы издали отдельной книгой. Получился еще один атлас – «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.».
– Какие еще издания вы могли бы перечислить среди новинок?
– Только что вышел из печати атлас В.М. Хачатурян «История мировых цивилизаций» для 10-11 кл. в дополнение к ее учебнику с таким же названием. Это практически первый атлас, где в основу отбора содержания положен цивилизационный подход, в отличие от привычного формационного. Также планируется дальнейшее сотрудничество с этим автором для создания атласа к курсу «История религий мира». Любопытен и атлас «Солнечная система. Астрономия» К.Б. Шингаревой и Б.В.Краснопевцевой, где авторы использовали уникальные фотоснимки, полученные из космоса. В учебнике представлена подробная карта Луны, а также приводится много новых данных современной науки о Вселенной.
– Не обделены ли вашим вниманием младшие школьники?
– Для начальной школы мы совсем недавно выпустили два атласа к пропедевтическому курсу «Окружающий мир». Это «Природа и человек» О.В.Крыловой и В.И.Сивоглазова и «Общество» Е.В.Саплиной и А.И.Саплина Для дошкольников мы готовим «Азбуку географии», где бы в наглядной форме малышам были представлены сведения о природе и обществе, расширяющие их кругозор и подготавливающие к школе.
Для меня очень важным является то, что наша продукция пользуется неизменным спросом. Ежегодно расходящиеся миллионные тиражи наших атласов и карт – это и результат, и награда.
Комментарии