Чтения, носящие имя выдающегося карельского педагога Исаака Фрадкова, с самого начала были задуманы как республиканская конференция для молодых педагогов. Здесь они знакомятся с новыми идеями, показывают свои наработки, получают консультации у опытных коллег. Конференция проводится с 2004 года.
На этот раз чтения собрали около 80 молодых педагогов республики. Прошли они в петрозаводском Державинском лицее, к созданию которого имел отношение Исаак Фрадков. Открывая чтения, министр образования Карелии Александр Морозов посоветовал читать Фрадкова: \”Он создал авторскую школу в те годы, когда и понятия такого не существовало. Многое из того, к чему приходит образование, было попробовано в 9-й школе\”.
В 60-е оттепельные годы школа работала по экспериментальному плану трудового обучения и профориентации. Здесь были созданы классы программистов-вычислителей, велись уроки машиноведения и электротехники, ручного труда. Ученики имели свои цеха на тракторном заводе и швейной фабрике, ремонтном заводе, изготавливали шахматы, шашки, работали в магазине. Ребята получали зарплату, 10-15 процентов от которой шло в фонд школы. 9-я школа имела ежегодный доход до 50 тысяч рублей – огромные по тем временам деньги. Школа была лидером в самоуправлении: старшеклассники входили в педсовет – ни одно решение не принималось без их участия, создали молодежный боевой отряд, который следил за порядком не только в школе, но и в районе.
Всех новаций не перечислить. Школа гремела на всю страну, о любви учеников к ней говорит такой факт: один из выпускников Владилен Ракушин, давно живущий и работающий в Москве, издал за свой счет книгу о 9-й школе. Есть в ней глава одного из самых известных выпускников – Валерия Хилтунена, названная \”9 школа – любовь моя\”. Владилен Ракушин стал гостем седьмых чтений, как и ученый-химик Владимир Лененко: коренной москвич, он хорошо знаком со многими выпускниками 9-й школы.
Исаак Фрадков был инициатором многих уникальных проектов и после вынужденного ухода из 9-й школы, в 70-е – 90-е годы. Последний, неосуществленный, – школа для трудных подростков. Воспитание – главная тема седьмых Фрадковских чтений. По общему мнению, событием стало выступление \”Противоречия как инструмент воспитания\” доцента кафедры развития образования АПКиППРО, кандидата педнаук Аллы Нестеренко, даже прозвучало: \”Браво!\”. Но она не смогла ответить на вопрос: \”А где вас можно послушать?\”. Уникальный специалист по ТРИЗ-педагогике, Алла Нестеренко сегодня больше, чем в родной Карелии, востребована в других регионах России и за границей.
На секционных заседаниях, мастер-классах молодые учителя рассказывали о своих наработках. Многим явно не хватает опытных наставников, хотя радует, что все в постоянном поиске, ищут новые формы, не боятся экспериментировать.
Учитель 9-й петрозаводской школы, носящей имя Фрадкова, Сергей Невский назвал мастер-класс северорусской загадкой – \”Курица на курице, а хохол на улице\”, заинтриговав, что разгадка будет в конце. Знакомясь с тем, как назывались части традиционного северорусского дома, участники мастер-класса штриховали и писали на выданном каждому рисунке дома: \”зуб» (угол дома), \”стопа\” (сруб избы), \”налобник\” (фронтон дома) и другими. Дорисовав дом и узнав, что в некоторых местах в старину дома ставили на пнях – \”курицах\”, пришли к отгадке. \”Курица на курице, а хохол на улице\” – это, оказывается, изба. Сергей Невский назвал свой проект по изучению со своими учениками говоров Карелии \”Диалектный словарь школьника\” и материализовал его в виде маленькой книжицы, которую мы подержали в руках.
Следующие Фрадковские чтения состоятся через два года.
Фото Марии Голубевой
Комментарии