Обществознание – одна из самых «вольных» школьных дисциплин, наука о нашем мировосприятии, жизни, обществе. В ней нет жестких формул и теорем, каждая мысль имеет право на существование. Поэтому и уроки в данной номинации были далеки от классических критериев преподавания: каждый своеобразен и неповторим, полон диалога и эмоций.
Почти все педагоги выбрали групповую форму работы. Так атмосфера в классе становилась более неформальной, дружеской, что придавало сил и уверенности учителю, смелости ученикам.
Первым в этот день был урок «Имя предков моих» Елены КИСЕЛЕВОЙ из Воронежской области для учащихся 3-го класса. Она смогла настолько увлечь ораву неуправляемых малышей, что они, позабыв о том, что вокруг столько незнакомых людей, наперебой стали рассказывать о своей семье: что готовит мама, в какие игрушки играл папа, что умеет бабушка. Елена Васильевна даже пожертвовала заключительной частью своего урока, чтобы позволить ребятам насладиться, возможно, первым в их жизни исследованием. Вместе они составили схему родословного дерева класса. Всего получилось более 90 имен всех тех, кого смогли вспомнить третьеклассники.
Один из наиболее ярких уроков был у Натальи СОКОЛОВОЙ из Пскова. Наталья Викторовна очень быстро смогла найти общий язык с девятиклассниками. То ли потому, что «заразила» их своей энергией и искренностью, то ли потому, что сама является классным руководителем 9-го класса, вместе с которым и готовила этот урок. Скорее даже не урок, а беседу о том, что вокруг нас: о духовной и материальной культуре, наследии и вечности.
Ребятам предлагалось выбрать символ современной культурной жизни России из предложенной экспозиции: книга, картины природы, журнал, реклама, билеты на концерт, Библия, плакат поп-звезды, икона и т.д. Ребята выбрали компьютер, книгу, мобильный телефон, газету и журнал. На вопрос Натальи Викторовны, почему именно компьютер, техника, а не нравственность, ученики ответили, что время сейчас такое. Потом каждый из них рисовал свой символ культуры современности, в основном – дерево, знак многообразия.
«Всегда есть выбор жизненного пути: остановиться или двигаться вперед, идти дорогой добра или повернуть в сторону зла», – таков был вывод урока. Напоследок Наталья Соколова прочитала ребятам стихотворение своей ученицы, пригласила в гости. А московские школьники, вопреки правилам, поставили «новоиспеченной» учительнице оценки на плакате в виде мишени. «Молодец! 5+! 10+! Так держать! Большое спасибо!» – написали они.
Виктор КОВАЛЕНКО (Псков) отличился своей манерой преподавания. Он встретил ребят словами: «Я не пришел сюда вас чему-то назидать. Меня сюда направили узнать ваше мнение, а не сказать свое. К тому же полезность моего еще не доказана. Урок – это не место для сна, урок – для удивления!». Десятиклассники слушали его сначала с интересом, а потом и с восторгом, хором отвечали на вопросы. Вместе с учителем, рассматривая труд крестьянина и жизнь пчел, они определяли различия между поведением и деятельностью, разгадывали парадокс: можно ли ничего не делать и осуществлять деятельность? На уроке слышался смех, присутствовал момент тайны, нашлась минутка и для игры, была рассказана даже древняя легенда. И на перемене дети не отпускали преподавателя, удивляясь его жизнелюбию, увлеченности и неиссякаемым нестандартным идеям..
Играла на своем уроке и Марина ТУЛОХОНОВА, начав знакомство с ребятами вопросом: «А вы умеете общаться?». Восьмиклассники разыгрывали ситуации непонимания между людьми, выстраивали цепочку нарастания конфликта, представляли себя на необитаемом острове – все, чтобы познать радости и сложности общения.
Урок Андрея ПАЛОУСОВА из Комсомольска-на-Амуре был похож на дружеский спор, дискуссию о том, что такое общение и как оно влияет на деятельность. Ребята шли методом от противного: искали противоречия, опровергали собственные тезисы и, оказавшись в тупике, получали помощь учителя. Андрей Аркадьевич выступал в роли актера, исследователя, руководителя, а в завершение урока поделился с учениками советом, как побороть страх перед общением с аудиторией.
В 11-х классах уроки обществознания были серьезны и содержательны, работа ребят – сосредоточеннее, да и темы – глубиннее. О цивилизации говорили на уроке Татьяны ВАСИЛЬЕВОЙ из Петрозаводска, которая представила данное понятие в виде каламбура букв разных цветов и размеров. Татьяна Владимировна использовала методику голосования. Одиннадцатиклассники единогласно выразили свою уверенность в развитии современной информационной цивилизации. Ведь она основана на знаниях, передавать и хранить которые в наше время становится все проще.
На уроке Натальи БОРИСОВОЙ ребята учились быть гражданами. Возможность прикоснуться к делам государственным вызвала бурный интерес: они смело высказывали свое мнение о власти, об избирательном праве и предвыборной кампании, защищали и аргументировали свою позицию, иногда вступая в спор с преподавателем. В качестве закрепления пройденного материала был инсценирован процесс голосования.
Урок-размышление о России в системе цивилизаций провел саратовец Сергей ШАРОВ. Каждый из ребят с помощью логики и анализа пришел к собственному выводу о том, по какому пути должна пойти наша страна.
«Восток есть Восток, а Запад есть Запад, не встретиться им никогда?!» – об этом говорили учащиеся на уроке Бато Баторовича ЦЫДЫПОВА, который, в отличие от своих коллег по номинации, использовал компьютерные средства демонстрации материала.
На уроке каждый учитель искал в глазах московских ребят поддержку и понимание и сам был чем-то похож на ученика, сдающего экзамен перед строгим жюри. Наверное, поэтому все уроки были такими душевными, светлыми, оптимистичными. За 20 минут педагоги смогли не только провести полноценный урок, но и показали себя тонкими психологами, знатоками детской души, которую не так-то просто вывести на диалог. Конечно, не все удавалось, не на все свои вопросы учителя получали ответ, не всегда им был понятен ход ребяческой мысли. Но это общение обогатило всех: и учителей и тех, кому их уроки были посвящены.
Комментарии