Наша школа накопила многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Они обучаются по адаптированным программам в компенсирующих и комбинированных группах, в коррекционном и инклюзивных классах.
Эта работа приобрела большую четкость и результативность благодаря стандарту деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Теперь образовательные организации получили особые возможности.
Третий год подряд в школе работает проект «Взаимообучение педагогов». Ряд встреч этого проекта были посвящены подробному знакомству педагогов и специалистов с особенностями организации учебного процесса для обучающихся с ОВЗ. Стратегию осуществления психолого-педагогического сопровождения осуществляет школьный консилиум. С момента предоставления родителем заключения ЦПМПК Москвы в школу и по мере дальнейшего обучения ребенка психолого-педагогический консилиум постоянно «держит руку на пульсе» каждого конкретного ученика.
По итогам триместров и года педагоги и специалисты в рамках консилиумов обсуждают успешность и намечают необходимые мероприятия в случае учебных трудностей. Это могут быть рекомендации по изменению, дополнению коррекционных занятий специалистов, рекомендации учителю в использовании конкретных приемов работы с учеником. Это может быть разработка индивидуального учебного плана. Это может быть рекомендация повторного прохождения ЦПМПК для уточнения/изменения вида или варианта АООП.
Все рекомендации и решения консилиума принимаются в процессе обсуждения с родителями ученика. Родители, исходя из своих семейных обстоятельств, со своей стороны могут просить об изменении тех или иных условий обучения ребенка. Естественно, коллективное решение принимается в интересах ученика, ради повышения эффективности его обучения. Это главный ориентир в работе консилиума.
Взаимодействие с родителями не всегда происходит легко и продуктивно. Некоторые родители находятся только в начале пути принятия проблем ребенка и на данном этапе эти проблемы отрицают. Некоторые родители соглашаются с доводами, выводами и рекомендациями педагогов и специалистов, но выполняют эти рекомендации крайне медленно, растягивая решение вопроса на триместр, полугодие и даже год. Естественно, что ребенок страдает в ситуации нерешенных проблем. Наш путь в таком случае – продолжать взаимодействовать с родителями, от встречи к встрече убеждая их в необходимости принятия правильных решений и выполнении нужных действий в интересах ребенка.
Работать с детьми с ОВЗ далеко не просто, но школа выбрала этот путь и делает все для его наилучшей реализации. Благодаря слаженной работе, тесному взаимодействию педагогов, специалистов, родителей удается оказывать результативную помощь детям с ОВЗ и инвалидам, давая им достойное образование и выпуская в жизнь.
Каринэ ШАФЕЕВА, учитель-логопед школы №2114
Комментарии