В Петербурге более 700 школ. Среди них есть ультрасовременные и есть типовые, постройки 1960-1970‑х годов. Также есть школы, которые принято называть историческими. Эти школы уникальны, поскольку за каждой из них целый пласт пережитого. И расположены они, как правило, в сердце города. Участникам стажировки «Управление образованием в изменяющемся мире: лидерство, новации, технологии», состоявшейся в рамках XIII Петербургского международного образовательного форума, очень повезло. Три насыщенных дня они провели именно в таких исторических школах, что позволило не только получить новый содержательный опыт, но и проникнуться духом старого Петербурга.
Участниками стажировки, которую организовали Общероссийский Профсоюз образования и Информационно-методический центр (ИМЦ) Центрального района Северной столицы, стали более 130 человек из разных регионов России, в том числе представители региональных и муниципальных органов управления образованием, руководители образовательных учреждений, профсоюзные лидеры.
Как рассказала директор ИМЦ Центрального района Ирина Липатова, это не первая стажировка, которая проводится в сотрудничестве с профсоюзом. Уже реализованы проекты, направленные на инновационную деятельность, связанные с корпоративной культурой.
– Каждый раз, получая запрос от партнеров, мы подбираем образовательные организации, которые могут поделиться своим опытом, – пояснила Ирина Липатова. – В этот раз управленческая стажировка посвящена вопросам социального партнерства. Поэтому мы выбрали разные школы Центрального района, которые имеют опыт взаимодействия с разными партнерами. Например, один из дней все участники стажировки провели в гимназии №209 «Павловская гимназия». Коллеги слушали выступления известных ученых, в том числе из РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Говорили о многом, в том числе о том, что родители и дети – это тоже наши социальные партнеры, и о том, что подобрать нужных социальных партнеров можно только тогда, когда у лидера-руководителя есть какая-то идея. Гимназия №209 представила гостям свой опыт сотрудничества с Союзом профессиональных фотографов Санкт-Петербурга. Результатом такого взаимодействия становятся интереснейшие проекты. Например, выставка «Из истории школьной фотографии», проект «Многогранность. Учитель». Последним проектом мы очень гордимся, потому что являемся его авторами. Суть его в том, что фотографы создают визуальный образ тех педагогов, кто является лицом района, города. Но это еще не все! На диптихе есть и второе фото, которое иллюстрирует увлечения педагогов. Например, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2003, директор гимназии №166 Игорь Карачевцев показан как тонкий ценитель театрального искусства, а победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2015, директор школы №127 Олег Катренко как человек, занимающийся боксом. Эти диптихи – своего рода рассказы об учителе как о живом человеке с разносторонними интересами. Такая замечательная совместная работа, конечно, влияет на формирование имиджа педагога. В Павловской гимназии действительно много примеров социального партнерства благодаря усилиям ее директора Дмитрия Георгиевича Ефимова. Здесь выстроена система духовно-нравственного воспитания, опирающаяся на традиции исторической школы. Ведь гимназия была основана в 1870 году, и это было второе учебное заведение для девочек в стране.
Дышите на здоровье!
Участникам стажировки посчастливилось ознакомиться еще с несколькими необычными школами Центрального района. Так, управленцы побывали в одном из старейших учебных заведений России – первой школе Санкт-Петербурга, школе №222 «Петришуле». Первое документальное упоминание о ней относится к 1709 году. То есть школе уже более трехсот лет!
В этих исторических стенах речь шла о профессионально-личностном здоровье педагога. И тема была выбрана не случайно. Как заметила секретарь – руководитель Департамента общественных связей аппарата профсоюза Елена Елшина, не секрет, что здоровье педагогов оставляет желать лучшего. Опросы показывают, что даже молодые учителя жалуются на синдром профессионального выгорания. Поэтому был запущен федеральный проект «Профсоюз – территория здоровья». По словам куратора проекта, советника председателя профсоюза по физической культуре и спорту Олега Меркулова, к здоровью легко привыкнуть, и, к сожалению, привыкнув, люди перестают его беречь. Однако сегодня ситуация меняется, и можно заметить растущий интерес педагогов к теме здоровьесбережения. Например, многие из них принимают участие в конкурсе «Здоровые решения», становятся инициаторами и участниками многочисленных спортивных и оздоровительных акций. Приверженность здоровому образу жизни должна стать неотъемлемой частью индивидуальной и корпоративной культуры педагогического сообщества, подчеркнул Олег Меркулов. Также он сообщил, что в 2022 году подписан Меморандум о сотрудничестве между профсоюзом и Минпросвещения, Минобрнауки, Минздравом и Минспорта России.
Как не разрешить стрессу одержать победу над тобой, показал председатель Совета молодых педагогов Красносельского района Санкт-Петербурга, учитель физической культуры школы №380 Антон Левцов. Многие из упражнений оказались просты в исполнении, поэтому участники стажировки с энтузиазмом повторяли их за педагогом. По совету Антона Левцова, чтобы преодолеть состояние, в котором хочется больше разрушать, чем созидать, прежде всего нужно настроить дыхание. Вдохните глубоко хотя бы три раза, и сразу почувствуете изменение настроения. А самые «бюджетные» и оперативные упражнения на снятие стресса – это сжатие и расслабление различных групп мышц. Главное, как заметил Антон Левцов, не снимать стресс у телевизора, как, увы, делают почти 30% опрошенных россиян.
Нет уважения – нет команды
Заведующие дошкольными учреждениями тоже провели стажировочный день в исторических стенах Российской гимназии при Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. В помещениях, которые ранее были музыкально-литературным салоном братьев Виельгорских и где бывали Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, произошло знакомство с технологией проведения городского конкурса в формате интеллектуальной игры «Брейн-ринг». По словам Ирины Липатовой, такие конкурсы – пример успешного социального партнерства, поскольку вопросы для игровых команд придумывают представители Совета молодых педагогов Центрального района, а членами жюри выступают преподаватели РГПУ им. А.И.Герцена, директора петербургских школ, специалисты ИМЦ.
После интеллектуальной разминки управленцев ждала бизнес-мастерская «Я – эффективный руководитель?!» от Елены Елшиной. Это было действительно полезное интерактивное общение на такую важную тему, как командоформирование. Эффективность работы любого управленца проверяется командой. Часто неумение делегировать полномочия приводит к провалам и неудачам. Елена Елшина считает, что причиной тому нежелание руководителей признать, что кто-то что-то может сделать лучше. Но в этом кроется серьезная ошибка. Давно замечено, что чем сильнее команда, тем сильнее руководитель, поскольку совместная продуктивная работа мотивирует на развитие, рост и самосовершенствование. По словам Елены Елшиной, можно прекрасно выполнять все управленческие функции, планировать, организовывать, однако ничто не будет эффективным без успешной коммуникации. С сотрудниками нужно общаться, максимально больше знать об их проблемах, учитывать особенности их характера, использовать их способности. Это поможет правильно распределить роли в коллективе. «Основа выстраивания работы в команде – это уважение к человеку», – говорит Елена Елшина.
С новыми идеями, с новыми друзьями!
Еще одной образовательной организацией, которая приняла участников стажировки, стал лицей №211 им. Пьера де Кубертена. Это также одна из старейших школ Санкт-Петербурга, открытая в 1860 году и известная как Александровская женская гимназия. Здесь прошло традиционное городское образовательное событие – Ярмарка педагогических идей. Как рассказала Ирина Липатова, начиналось все с общественной экспертизы инновационных продуктов, которые созданы в том числе при помощи социальных партнеров. Участники выходили, читали по бумажке, голосовали. Скучно? Скучно! Поэтому возникла идея проводить ярмарку. То есть те образовательные организации, у которых есть то или иное инновационное решение, должны были придумать завлекалочку, пригласить гостей к себе в аудиторию и поделиться своим продуктом: методическими разработками, информационными ресурсами и т. д. Такой формат оказался популярным, и Ярмарка педагогических идей, которая прежде была районным мероприятием, стала частью Петербургского международного образовательного форума.
По мнению участников стажировки, такие насыщенные дни в Петербурге – это чудесная возможность пообщаться вживую, проиграть технологии, найти новых социальных партнеров. Например, заведующая детским садом «Кораблик» поселка Березово (ХМАО – Югра) Людмила Обухович отметила, что все мероприятия, предложенные организаторами обучающей программы, были полезными и интересными.
– Мы увидели, в каких масштабах реализуется социальное партнерство в таком огромном городе, как Санкт-Петербург. У нас тоже большие территории, но опыта взаимодействия с другими образовательными организациями, предприятиями, вузами меньше, поэтому здесь мы получили новые знания. Будем с удовольствием применять полученный опыт на местах, – сказала Людмила Обухович.
И все без исключения участники стажировки признались, что за время, проведенное в Петербурге, нашли новых друзей и продумали новые варианты социального партнерства.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии