Давайте договоримся – на некоторое время закроем глаза и представим, что старая школа осталась там, в двадцатом веке. Это – фантастика, потому что ничего не меняют хронологические рубежи сами по себе. Но договоримся, потому что иногда полезно размышлять с точки зрения идеала. Итак, представим, что больше родителей не зовут в школу, чтобы собрать деньги на разные мероприятия, чтобы в индивидуальном порядке наговорить много гадостей про каждого ученика, чтобы высказать свое учительское кредо перед пусть не благодарными, но слушателями, чтобы призвать родительский “коллектив” на организацию очередного часто никому, кроме начальства, не нужного мероприятия и т.д. Все это есть, но мы представим, что нет. И вопрос наш будет звучать так: если не для этого, тогда для чего “созывать” родительские собрания? И – нужно ли? И – кому?
Подрастающее существо имеет две половинки: ребенок и ученик. Ребенок он дома, ученик в школе. И каждая половинка тяготеет к своей второй части. В школе ему трудно высидеть подчас, потому что стены серые, люди серые, книги серые, даже еда в буфете – и та серая, и все – официальное. А дом притягивает родным запахом кухни, заваленным разными бумажками, но таким своим столом, и тем, что можно делать что хочешь, и тем, что надеешься (и как жаль, что часто обманываешься) на понимание. Дома же, там где он – ребенок, так хочется почему-то ребенком уже перестать быть, и нужно готовить домашнюю работу, и мысль о завтрашней (сегодняшней, вчерашней) двойке не дает покоя.
Разорванность растущего существа – вот причина вечного беспокойства и страданий. Он хочет быть в глазах родителей уважаемым человеком, не детсадовским короткоштанишником. Но в портфеле – проблемы, о которых родителям знать НЕЛЬЗЯ. Так начинается развал и семейного МИРА: ведь чем больше существо вырастает, тем больше становится этот раскол.
Нам всем, учителям и родителям, нужно прежде всего понять, что это действительно так. Не школа в чем-то там виновата, и не семья виновата! Причина проблем – в том, что родители появляются в школе лишь в дни собраний. Или вообще не появляются. И даже за обеденным столом слушать о школьных проблемах УПОРНО НЕ ХОТЯТ.
Но даже просто выслушивать – хорошо, но МАЛО. Нужно – помогать. Находить время, чтобы элементарно помочь своим детям готовить домашнее задание. И не говорите, что “они не захотят”. Давайте, дорогие родители, не будем обманывать себя. Это мы очень не хотим им помогать. Потому что мы устали, потому что мало времени, потому что сами забыли школьную программу и лень вспоминать – МЫ НЕ ХОТИМ ПОМОГАТЬ. И очень искусно находим поводы этого не делать.
Я уверен, что в этом – ключ ко всем проблемам подрастающего существа (ребенка-ученика). Трудности учителя (это не я сказал) – это прежде всего трудности ученика. Учить трудно потому, что трудно учиться. Если бы дети лучше успевали, то и дисциплина была бы гораздо выше. Репетиторы не помогут, потому что любой уважающий себя репетитор нагружает ученика еще новой работой до тех пор, пока она не станет непосильной. Только родители, работающие в контакте с учителями, могут помочь им повысить успеваемость.
Я представил себе учительское собрание образца 2001 года, на котором учителя честно и откровенно сказали бы родителям: “Дорогие родители! Помогите нам учить ВАШИХ (НАШИХ) ДЕТЕЙ! Без вас мы не справляемся! Учите с ними уроки ВМЕСТЕ! Не просто проверяйте, а – ПОМОГАЙТЕ ПОНЯТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ. Ничего, если сначала многое вы будете делать вместо них, мы думаем, это лучше, чем когда уроки не делают вообще. Нам очень трудно, и в конце концов вы тоже заинтересованы, чтобы ваши дети хорошо учились. И если вы будете помогать делать их главную работу вместо того, чтобы ругать их за двойки, они ведь будут вам благодарны. Не будут прятать от вас дневники и тетрадки с контрольными. Давайте будем не ПРОТИВ детей, а ЗА них. Если он получил двойку, давайте будем считать, что это НАША ОБЩАЯ С НИМИ ВИНА. Потому что это так оно и есть. Давайте приучим наших детей, что учить уроки нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО, потому что это их долг. И если он сам не выучил уроки, то давайте договоримся – вы будете делать их вместо него. Потому что нам платят зарплату только за работу, и вам платят зарплату за работу, и он тоже должен кровь из носу – сделать свою работу. Если же он этому не научился, то мы даже не представляем, какой будет наша страна через несколько лет”.
Такое собрание, я уверен, имело бы важный смысл. Конечно, потом были бы другие собрания, на которых родители с учителями имели бы много общих тем. Потому что на нынешних собраниях обычно чего нет, того нет. Почему-то я уверен, что тогда и в школе детям будет не так все в сером официальном цвете: серого цвета только двойка, а пятерка – она синяя, зеленая, оранжевая… Потому что в классе хоть и будут сидеть все те же тридцать два ученика, но рядом с ними будут сидеть невидимые мамы и папы. И если ребенок вдруг скажет учителю: “А вот МОЙ ПАПА говорил…”, а учитель взовьется: “Ну я ему сегодня вечером позвоню, как это можно – так трактовать закон Паскаля!” – это-то и будет настоящая жизнь, не расколотая на школу и семью. Но мы рассуждаем с точки зрения идеала.
Евгений БЕЛЯКОВ
Комментарии