search
main
0

В ГТО не хватает закаливания. А в списке обязательных ЕГЭ – экзамена по физкультуре. Утверждают эксперты

Названия некоторых мероприятий нуждаются в расшифровке и интерпретации. Скажем, проходит где-нибудь конференция «Мы вместе!» или выставка «Дороги, которые мы выбираем», а ты гадаешь, чему они посвящены – дорожному строительству ли, проблеме сиамских близнецов или совместному обучению детей и родителей. Совсем другое дело – XI Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России». Тут, как говорится, все предельно ясно и понятно.

Одно из наиболее ярких событий форума – Всероссийская научно-практическая конференция «Совершенствование содержания образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и ВСФК ГТО». Как известно, новые стандарты, третий урок физкультуры и комплекс «Готов к труду и обороне» призваны в первую очередь сделать наших детей сильными и здоровыми. Но вот что конкретно для этого надо делать, как распорядиться предоставленными возможностями – вопрос. – Согласно нашим данным на сегодняшний день комплекс ГТО реализуется в большинстве школ, колледжей и вузов, а спортивные нормативы уже выполнили более 30 миллионов человек, включая не только учеников и студентов, но также преподавателей и родителей, – отметил начальник отдела развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ Александр Минаев. – И количество желающих подключиться к этому движению растет. Можно констатировать, что в молодежной среде все более популярны идеи здорового образа жизни, неприятия вредных привычек. Проведенные опросы показали: 84% школьников, 77% учащихся ссузов и 85% студентов вузов убеждены, что человек не может полноценно жить без занятий физической культурой. Это значит, что мы должны развивать инфраструктуру, строить спортивные объекты, проводить соревнования, чтобы стимулировать интерес и повышать мотивацию граждан к активному образу жизни. По словам Александра Владимировича, огромную роль в этом сыграло то, что теперь вузы имеют право давать дополнительные баллы абитуриентам, имеющим золотой значок ГТО, а также выплачивать повышенную стипендию студентам, сдавшим все нормативы на «отлично». Предусмотрены и иные формы поощрения. Как отметил начальник отдела Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО Департамента развития физической культуры и массового спорта Минспорта РФ Владимир Ерошов, стать участником движения может каждый, для этого нужно всего лишь зарегистрироваться на портале http://www.gto.ru/ и принимать участие в мероприятиях, проводимых его ведомством. На сегодняшний день на этом ресурсе зарегистрировалось более 6 миллионов граждан самых разных возрастов. – Хочу подчеркнуть, что незыблемым для нас является принцип добровольности сдачи ГТО, – особо отметил Владимир Витальевич. – Хочешь – сдавай, не хочешь – не сдавай, никто и никого не должен заставлять, это право каждого, а не обязанность. Любой гражданин может самостоятельно прийти в один из 2470 центров тестирования, созданных по всей стране, и проверить свои физические и интеллектуальные способности, ибо ГТО – это не только практика, но и теория. Руководитель аппарата Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» Денис Клебанов перечислил инициативы, с помощью которых можно успешно пропагандировать ГТО среди учащихся. Так, совсем недавно, 7-8 апреля, прошла акция «Сила РДШ», направленная на популяризацию дворовых видов спорта. В ходе нее дети выполняли упражнения на турнике, а общее количество заработанных баллов шло в зачет их школе. Акция объединила более 98 тысяч детей из 72 регионов страны. Не менее успешным было прошедшее в октябре прошлого года соревнование «Приседай на здоровье», для которого вообще не нужно было никаких спортивных снаряжений. Эту акцию поддержали более 46 тысяч детей из 80 регионов. А буквально в эти дни, 15 мая, закончилась акция «Жонглируй, РДШ!», которая прошла в формате флешмоба и была приурочена к проведению Кубка конфедерации по футболу. Это, конечно, не совсем ГТО, зато подобные инициативы способны заинтересовать детей, привить им желание и стремление быть сильными и ловкими.Главный научный сотрудник НИИ общей патологии и патофизиологии Наталья Панкова предложила рассмотреть проблему в ином ракурсе. – ГТО – это, конечно же, очень хорошо, однако внедрение этого комплекса даже на уровне отдельно взятого образовательного учреждения – задача системная, поскольку затрагивает не только преподавателей физической культуры, но и всех остальных педагогических работников, – сказала Наталья Борисовна. – Необходимо изменить функционал школьных медицинских работников, чтобы они могли осуществлять медицинское сопровождение всех форм и видов физического воспитания, а также проводить экспертизу образовательных программ, в том числе дополнительного образования. Кроме того, педагогическим коллективам школ нужна помощь со стороны медицинских организаций в реализации ФГОС, поскольку требования к организации и содержанию учебного процесса сильно изменились, и медикам необходимо выработать свои рекомендации по этому поводу. Пожалуй, вряд ли сами медицинские работники будут в восторге от подобного расширения их функционала. Но еще более радикальными стали предложения заведующего кафедрой физического воспитания и спорта Уральского государственного лесотехнического университета Алексея Поповича. – Существующие нормативы ГТО рассчитаны на среднестатистического студента и школьника, – высказал свое мнение Александр Петрович. – Мы все понимаем, что в целом у нас довольно слабый уровень физической подготовки детей и юношества. Налицо острый дефицит двигательной активности, но порой даже уроки физкультуры проходят в классах, за партами и компьютерами. Не спорю, теорию тоже нужно изучать, но ведь не для этого же вводили третий урок! Чтобы физкультура и ГТО не превратились в фикцию, в набор разовых мероприятий для отписки, необходим целый ряд решительных мер. Во-первых, занятия по физической культуре должны проводить только специалисты, нельзя доверять это серьезное и ответственное дело абы кому, то есть любому предметнику или классному руководителю. Во-вторых, уроки физры должны стать ежедневными! И не надо говорить, будто это невозможно, – опыт целого ряда школ показывает, что это вполне реально и приносит ощутимые положительные результаты. В-третьих, нужно активизировать внеклассную работу учителей физкультуры, однако не делать упор на голый энтузиазм, а стимулировать людей дополнительным финансированием. В-четвертых, детско-юношеские спортивные школы нужно сохранить в системе Минобрнауки, а не Минспорта. В-пятых, нужно наконец решительно заявить о введении обязательного ЕГЭ по физической культуре. Только тогда дети начнут серьезно относиться к этому предмету! В-шестых, нужно разработать программу повышения культуры физического воспитания среди родителей дошкольников и учащихся. Нельзя все сваливать на образовательные организации, но надо научить взрослых, как заинтересовать их детей спортом и быть спортивной семьей. Помимо этого Алексей Попович предложил ввести в вузах обязательные дисциплины по физкультуре по программам бакалавриата до 4-го курса включительно, предусмотрев для них не только зачет, но и экзамен. А для тех, кто окончил высшую школу, предусмотреть своеобразный «Паспорт здоровья», куда были бы занесены не только сведения о наличии тех или иных болезней, но и спортивные достижения. – В конце концов, работодатель имеет право знать, кто к нему пришел! – подытожил зав. кафедрой. – Либо он берет к себе работника, который будет постоянно на больничном по причине тех или иных недугов, либо это будет здоровый сотрудник, который ведет активный образ жизни, занимается физкультурой, имеет разряд по тому или иному виду спорта. В числе довольно неожиданных предложений стало пожелание одной из участниц конференции ввести в систему ГТО элементы закаливания. – Я семикратная участница заплыва через Кольский залив «Мурманская миля» (1,6 км при температуре воды 2-4 °С), участвовала в соревнованиях на Кубок Сибири и Дальнего Востока на Телецком озере (при температуре воды 8-12 °С), заняла 1-е место на соревновании в Норвегии (плавание 3,7 км при температуре воды 10 °С) и так далее, – рассказала пенсионерка Нина Ермилова из Красногорска. – Я много лет занималась исследованиями в области гипотермии и могу с уверенностью сказать, что закаливание – очень важный и нужный процесс, особенно для жителей нашей страны, он по-настоящему помогает укрепить здоровье. Но, к сожалению, почему-то практика закаливания до сих пор так и не была внедрена повсеместно в образовательных учреждениях. Может, если комплекс ГТО пользуется такой популярностью, его следовало бы дополнить и упражнениями в холодной среде? Впрочем, наверное, подобное предложение преждевременно. Ведь, как заметила доцент кафедры физической культуры и спорта Тюменского индустриального университета Светлана Хромина, даже о том, что такое вообще ГТО, знают пока лишь 83% студентов ее вуза. А 17% соответственно не имеют о нем никакого понятия. Значит, нужно продолжать широкую просветительскую работу, так как люди все еще не вполне понимают, что это дает и зачем оно им нужно. Но даже те, кто смог расшифровать эту аббревиатуру, среди возможных мотиваций на первое место ставят отнюдь не стремление укрепить свое здоровье и развить физические способности, а банальные преференции – мол, нормативы надо сдавать, потому что за это тебе будет какой-то бонус. А на таких стимулах далеко не уедешь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте