Опыт, накопленный в школе русского языка «МИРЪ», показывает, что успешность работы по поддержке русского языка как родного у двуязычных детей во многом определяется тем, насколько творческим является сам педагог, его умением гибко реагировать на складывающуюся ситуацию и учитывать менталитет современных детей.
Наша школа – – была основана в 2005 году как языковая школа дополнительного образования для взрослых. Спустя два года к нам обратились родители с просьбой о создании класса для детей дошкольного возраста. В течение трех лет количество учащихся увеличилось с 5 до 60 человек. Возрастная категория детей колеблется от 2,5 до 15 лет. Форма работы – субботне-воскресная школа дополнительного образования.
Софья АВЕРЧЕНКО,Елизавета ЯНОВА,школа русского языка «МИРЪ»Афины,Греция
Наша школа – школа русского языка «МИРЪ» – была основана в 2005 году как языковая школа дополнительного образования для взрослых. Спустя два года к нам обратились родители с просьбой о создании класса для детей дошкольного возраста. В течение трех лет количество учащихся увеличилось с 5 до 60 человек. Возрастная категория детей колеблется от 2,5 до 15 лет. Форма работы – субботне-воскресная школа дополнительного образования.
Спектр предметов, преподаваемых в школе, состоит из русского языка, литературы, страноведения, музыкально-ритмического урока, музыкально-развивающего и художественно-прикладного.
Дети от 3,5 до 5 лет занимаются 2 часа, из которых первый час (50 мин) – русский язык, второй – музыкально-ритмическое занятие. Дети от 6 до 15 лет – 2 часа русского языка и 1 час страноведения.
Факультативные занятия – художественно-прикладная и театрально-развивающая студии. Восемьдесят процентов детей остаются хотя бы на один факультативный урок и сорок процентов – на оба факультативных урока. Итого в среднем пребывание в субботне-воскресной школе составляет от 4 до 5 часов.
Прежде чем продолжить разговор о школе, следует сказать несколько слов о специфике русскоговорящей диаспоры в Греции.
Только в Аттике (южной части материковой Греции) русскоговорящая диаспора составляет около 150 тысяч человек. Большинство из них – это экономические эмигранты 90-х и начала 2000-х годов, занимающиеся неквалифицированным трудом.
Среди детей эмигрантов можно выделить несколько категорий относительно уровня владения русским языком.
– От 20 до 30 лет – это, как правило, дети российских (понтийских) греков, владеющие устной бытовой речью, не имеющие навыков письменной речи и не владеющие другими (отличными от бытового) функциональными стилями речи.
– От 10 до 15 лет – также дети понтийских греков, практически не владеющие ни устной, ни письменной речью. По-русски могут сказать несколько слов и немного понимают.
– От 5 до 15 лет – дети из смешанных семей (мать – русскоговорящая, отец – грек), не владеющие ни устной, ни письменной речью.
– От 5 до 15 лет – дети соотечественников, говорящих в семье между собой по-русски, а с детьми – по-гречески. В результате дети понимают устную русскую речь, но отказываются говорить по-русски.
– От 2,5 до 15 лет – дети из смешанных семей и дети соотечественников, владеющие устной, иногда и письменной речью, но между собой разговаривающие по-гречески.
Говоря о национальной специфике школы, можно выявить следующую картину национальной принадлежности:
60% – дети украинской национальности (или имеющие только маму-украинку);
30% – русские;
5% – российские (понтийские) греки.
Остальные принадлежат к различным национальным меньшинствам бывшего Советского Союза (один молдаванин, два бурята, один калмык).
70% детей – из смешанных семей.
Была сделана попытка сформировать следующие классы:
Дети от 3,5 до 6 лет, владеющие устной речью, занимаются в 2-часовых классах, с обязательным русским языком и обязательным уроком музыкально-ритмического развития.
Дети 4-6 лет, также владеющие устной речью, занимаются в 2-часовых классах с обязательным уроком русского языка и вторым часом – развивающе-творческим.
Дети 5-6 лет, владеющие более высоким уровнем русского языка, проводят 2 часа на занятиях по русскому языку и 1 час на музыкально-развивающем уроке.
Дети от 6 до 11 лет, практически не имеющие ни устного, ни письменного языка, занимаются 2 часа в экспериментальном классе русского языка (в основном игровая форма) и час посвящают музыкальному развитию.
Дети от 7 до 10 лет, владеющие русским языком на низком уровне, занимаются 2 часа русским языком и 1 час игровым страноведением.
Дети от 10 до 15 лет, владеющие русским языком на среднем и высоком уровне, занимаются 2 часа русским языком и 1 час страноведением.
Педагогический коллектив состоит из учителей русского языка как родного, воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста (по системе Е.Протасовой и Н.Родиной), и преподавателей, в своей работе соединяющих элементы различных методик преподавания русского языка детям за рубежом. Различия в методических подходах продиктованы, с одной стороны, отсутствием преподавательских кадров с соответствующей подготовкой, а с другой стороны, необходимостью гибкого реагирования на складывающуюся ситуацию и применения экспериментальных вариантов работы с детьми.
Характерные особенности греческого менталитета, ставшие уже неотъемлемой чертой детей, обучающихся в нашей школе, также способствуют дифференциации методических приемов. Наиболее характерные черты этого менталитета – индивидуализм, нежелание детей участвовать в командной игре, стремление к достижению лично самим выгодных результатов, непосредственное выражение любых эмоций, повышенная общительность.
Также замечено, что для детей от 3 до 8 лет урок музыки и ритмики должен входить в обязательную программу. На наш взгляд, психологическая разрядка в форме музыкально-ритмического занятия, где разучиваются песенки, а также речовки с ритмичными движениями, необходимое и естественное продолжение уроков русского языка для детей этого возраста.
Несмотря на то что развитие креативности лежит в основе всех уроков, как русского языка, так и театральных и художественных занятий, было отмечено, что двухчасовое занятие по русскому языку плюс творческое развитие для детей от 4 до 6 лет (вместо часа русского и часа музыкального) оказалось непродуктивным и утомительным для детей. Например, во второй части двухчасового урока дети начинают сами напевать, выполняя задания, встают, чтобы подвигаться, выполняя танцевальные фигуры, и даже придумывают свои собственные песенки.
В этом году на уроках русского языка успешно началось экспериментальное использование элементов прикладного изобразительного творчества (коллажи, аппликации, бумагопластика, экопластика). В будущем планируется создание мультфильмов, инсталляций. Акценты мы делаем на развитие экологического сознания, толерантности и интеркультурности.
Естественное продолжение деятельности нашей школы – мероприятия, связанные с российскими и греческими праздничными датами. Например, всегда проводятся новогодняя елка для детей, праздник 8 Марта, карнавал, праздник конца учебного года.
Комментарии