search
main
0

В Греции есть все. Даже идеи обучения

Сафоклис СОТИРИУ, заместитель директора по науке и развитию школы эллиногерманики «Школа будущего в Афинах»: – 10 лет назад попытку построить Школу будущего относили к числу безумных идей. Сейчас это очень большая школа в Афинах, в ней 1200 детей, 400 работников, из них 250 – научных сотрудников, 50 – сотрудников административного персонала. В таком большом коллективе реализовывать инновационные идеи, экспериментировать не так-то легко. Но мы начали с такой инновационной идеи, как создание внутри самой школы центра исследований и разработок. Таким образом, в самой школе теперь есть исследователи в разных областях науки, работающие на эту проблему. Основная задача, которую решают научные подразделения школы, – это фиксирование новых сценариев, использование педагогических, дидактических технологий в работе школы.

Первая область исследований – это такая эпистемология на конкретно-предметном материале, то есть изучение процессов познания и обучения в разных предметных областях – физике, биологии, когда люди постигают, как происходят открытия и процесс познания, например в физике.

Второе направление – это формирование новых педагогических сценариев и проектирование технологий, поддерживающих эти сценарии.

Конечно, очень важной работой этого научного подразделения стало повышение квалификации в первую очередь учителей самой школы и ее работников, но также учителей и работников других школ. Прежде всего они занимаются проектированием разных инструментов для обучения. В результате были в работе 80 проектов, из них 21 – продолжающийся проект, более 1000 учителей прошли переподготовку в области информационных технологий, защищены 6 внутренних дипломов на базе нашей школы и 5 кандидатских диссертаций, опубликованы более 40 работ.

В чем же состоит наша основная концепция? Разумеется, разработка технологии, которая своим радикальным влиянием привела бы к существенным изменениям во всей нашей жизни, скажем, в области медицины, справочного производства и так далее. К сожалению, в образовании эти изменения оказались далеко не столь существенными. Они практически незаметны. Школа 1933 года, школа 1960 года, сегодняшняя школа незначительно отличаются одна от другой. Если мы возьмем учителя из 50-х годов и приведем его в сегодняшнюю классную комнату, вряд ли у него нынче будут какие-то существенные проблемы с тем, как в ней работать. То есть по существу учителя и образование довольно консервативная часть общества. По результатам международных исследований понятно, что, с одной стороны, консервативная часть уменьшается, с другой стороны, образование становится лучше, что, наконец, проблемы, с которыми мы сталкиваемся в образовании, становятся более драматическими. Например, по результатам исследования PISA Греция выглядит не очень хорошо. Но если кому-то не нравится исследование PISA, то есть и другой пример. Например, молодых людей до 25 лет спрашивали, какие из предметов они считают научными, и 62% молодежи считают, что астрология – это наука. Так что у нас есть проблемы, с какой стороны и как бы мы на них ни посмотрели.

Наша модель обучения – гибридная, она формальна, она дает формальные знания и технологии для повседневной жизни. Поэтому, конечно, наша задача – спроектировать такую систему образования, такие образовательные материалы, которые будут работать для всех. До 2000 года мы так представляли себе ситуацию: у всех есть персональные компьютеры, у учителя тоже есть интерактивная доска, на которую можно проецировать содержание работы каждого из учащихся. Но должно быть пространство для индивидуальной работы, для исследования, в котором можно залезть в интернет и провести эксперимент, что-то создавать. Но ко всему этому нужно добавить еще научную инфраструктуру. Можно создать виртуальную среду, в которой школьники из разных школ будут взаимодействовать и работать совместно. Наши школьники должны посещать научные и другие музеи, археологические раскопки, научные центры.

Образовательный процесс тесно связан с повседневной жизнью учащихся, а школа завтрашнего дня включает более персонифицированное, более детализированное обучение, взаимодействие в малых группах и с внешней средой. Это шаг вперед по сравнению с нашими представлениями в 2000 году. Один пример: такие маленькие коммуникации типа сотовых телефонов радикальным образом изменяют такой жанр, как посещение музеев. Ведь на каждом месте ребенок может получать индивидуальную информацию. Например, чтобы музейное содержание было достаточно неформальным образованием, мы интегрируем его в процесс обучения. Один пример: законы термодинамики иллюстрируются тем, каким образом обогревалось жилище древних римлян в поселении под Веной. Или другой пример: датчики, установленные на теле спортсмена, дают данные на экран компьютера, и мы можем их анализировать. Или: чтобы проиллюстрировать законы Ньютона, мы прикрепляем цифровые датчики к мячу, и дальше на экране компьютера видна траектория его полета. Уже много лет наша школа работает по такой схеме: есть большой телескоп, который дистанционно управляется по интернету. Поэтому разные школьники из разных школ могут им управлять и собирать свои собственные данные. Важнейшим направлением, которое должно быть реализовано в Школе будущего, должна стать визуализация явлений и законов, которые так просто не увидишь. Это должно происходить в школе, но прежде всего – в научных музеях, которые посещают школьники. Может быть комбинация виртуальных и реальных предметов, для включения в которую школьникам потребуются специальные очки. Например, в ситуации изучения подъемной силы, процесса обтекания крыла все может быть визуализировано. Учитель может заранее подготовить всю эту информацию для посещения музея, и дальше учащиеся уже экспериментируют, видя физический объект и имея виртуальное его описание. Можно, скажем, с помощью тех же самых устройств увидеть звуковые волны. Можно увидеть свой путь в музее и так далее.

Интересно, что из любой школы Греции, в том числе из сельских школ, можно точно так же попасть в виртуальное пространство и посетить любой музей. И тогда те учащиеся, которые сейчас находятся в музее, становятся глазами тех учащихся, которые находятся у себя в школе. Таким образом, наш подход меняет не только школу. Он меняет всю инфраструктуру научного знания, все эти научные музеи, научные городки, акваториумы, которые интегрируются в общее пространство образования, причем и формального, и неформального.

Наша задача не в том, чтобы проводить чистое экспериментирование с новыми инструментами и исследованиями, а в том, чтобы дать инструменты, которые помогут нам сформировать граждан для экономики, построенной на знаниях, в ХХI веке. В течение последних десятилетий я убедился, что единственный способ получения результата возможен лишь при объединении учителей, которые действительно хотят это сделать, включены в этот процесс, директоров школ, в которых есть соответствующее видение цели, и руководителей системы образования, которые должны сделать эти цели приоритетными для всех систем образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте