90 лет назад Западная Европа впервые открыла для себя творчество великого советского писателя Михаила Шолохова. Первый том романа-эпопеи «Тихий Дон» был опубликован в октябре 1929 года в Германии. Тогда творчество Шолохова еще не имело такой популярности за границей, что ждала его в будущем.
«Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломленная кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающие под ветром вороненой рябью стремя Дона» – так описывает станицу Вёшенскую Михаил Александрович в первой главе своего романа. Станицу он обожал, даже несмотря на то что многие тяжелейшие моменты жизни были связаны с этим местом.
Здесь он родился, провел детство и юность. За всю свою литературную карьеру Шолохов посетил множество уголков России и другие страны, но нигде ему не было так хорошо, как дома, рядом с Доном и родными земляками. Когда советское правительство после войны раздавало деятелям культуры государственные дачи в Подмосковье, писатель отказался и попросил, чтобы ему позволили построить дом именно в Вёшенской. Из уважения к уже великому на тот момент писателю власти согласились. Так был построен знаменитый дом Шолохова – величественная двухэтажная постройка, дом с мезонином.
Вёшки (именно так называют станицу местные жители) так и могли бы остаться простой глубинкой, но благодаря привязанности писателя к своей малой родине этого не произошло. Множество туристов приезжает сюда, чтобы взглянуть на родную станицу одного из хозяев русского слова ХХ столетия. Приехал сюда и я с отцом.
Проснувшись с утра пораньше, мы дошли до центра станицы и очутились на набережной Дона. Набережная там живописная. Тут вам и бюст Шолохова, и скульптура сидящего казака с бородой: в одной руке сабля, а в другой – чарка. Название этой скульптуры «Батюшка Тихий Дон». Но самый впечатляющий памятник другой – казачка с коромыслом и казак на коне, Григорий и Аксинья, главные герои «Тихого Дона». Ну и, конечно, сам красавец Дон. Величественный и прекрасный, здесь он достаточно узок, но с неимоверно мощным течением. Река рекою, но нас ждало самое главное – посещение музеев, где все-таки хотелось узнать что-то новое о самой почитаемой персоне в истории станицы. Первое, что хотелось увидеть, так сказать, изнутри, – это дом с мезонином, дом, где жила семья Шолоховых после войны.
Но, увы, неудача! Музей оказался закрыт на ремонт, и пришлось посетить лишь небольшой флигелек. Здесь всю свою жизнь провела мать Шолохова. Здесь она жизнь и закончила, трагически погибла от смертельного ранения после бомбардировки станицы фашистской авиацией. Как только мы вошли в небольшую кухню такого же небольшого домика, тут же я поразился скромности и выдержанности. Среднестатистический курень простого казака. Покрашенные в белый цвет стенки, печь, полки со стоящими на них горшками, единственным предметом роскоши здесь, пожалуй, является необычная заграничная хлеборезка на кухонном столе, самый настоящий станок, только в миниатюре. Рядом с кухней малюсенькая комнатка. Здесь стоит кровать, на которой спал Михаил Александрович. Особо поражает интереснейшая история этой кровати. На ней лежал и видел сны Шолохов, когда навещал своих родных в Казахстане, куда они были отправлены в эвакуацию. И, видимо, настолько она удобной была для писателя, что решил он перевезти ее на малую родину.
Вообще много интересных моментов присутствует в биографии автора «Тихого Дона». Писатель родился в 1905 году на хуторе Кружилин. Отец его, Александр Михайлович, переселенец из Рязанской губернии. Словом, обосновался на Дону еще дед Шолохова, который был купцом третьей гильдии.
Шолохов считался незаконнорожденным ребенком, поэтому изначально имел фамилию мужа матери, то есть был Кузнецовым. Когда мальчику было пять лет, семья его переехала в хутор Каргин, где поступила на службу к богатому купцу батраками. Здесь будущий писатель получил прекрасное домашнее образование, затем учился в начальной школе, еще позже поступил в станичную гимназию. Образование было у него действительно великолепное. После прихода советской власти на Дон семья Шолоховых переехала в станицу Каргинскую, где, будучи пятнадцатилетним подростком, будущий писатель занимался ликвидацией безграмотности среди сверстников.
Но в какой-то момент своей жизни Михаил Александрович прослыл заядлым карьеристом. Имея небывалый для среды станичников ум, он отправился учиться в Ростов-на-Дону, где поступил на налоговые курсы. В свои пятнадцать лет он успел побывать главой продотряда, а еще даже немного посидеть в плену у махновцев. По словам самого Шолохова, уж слишком он злоупотреблял своей властью.
Однако не стоить думать, что молодой парень занимался какими-то приписками, чтобы набить себе карманы. Он вносил в документы сведения о том, что продразверстка выполнена «на все сто», изъято у казаков и крестьян зерна «сколько положено». На самом же деле Шолохов забирал зерна гораздо меньше. Если бы брал «сколько положено», люди бы попросту умерли с голода. Узнав о такой доброте, местная власть приговорила молодого героя к расстрелу, но как несовершеннолетнего его помиловали и отправили в исправительную колонию под Москвой на один год.
С таких неприятных событий началась московская жизнь Михаила Александровича. Шолохов хотел продолжить учебу и поступить в столице на рабочий факультет, но отсутствие опыта стало препятствием, с образованием не вышло. После провала попытки продолжить обучение молодой Шолохов начинает заниматься писательской деятельностью, одновременно работая грузчиком и каменщиком.
Его творческий путь изначально не был усыпан лепестками роз, но ведь мы все знаем, к чему пришел Михаил Александрович в конце концов.
А тот уровень, которого своим непосильным трудом достиг писатель, мы смогли лицезреть в другом здании музея-заповедника. К счастью, там был полностью восстановлен интерьер комнат дома с мезонином, который на момент нашего приезда был закрыт на ремонт. Здесь в отличие от деревянного флигелька никакой бедностью, если говорить прямо, не пахнет: красивая мебель, иностранная аппаратура, камин, в общем, не царские палаты, но создано все для спокойной и комфортной творческой работы. Экскурсовод рассказала нам, как тяжело происходил творческий процесс у Шолохова. Работал он по ночам, так как днем, как и любой советский человек, вынужден был ходить на работу. К примеру, долгий период времени он был депутатом. Но, даже находясь дома, иногда он общался с народом. Разные граждане, не только из станицы, но и со всего Дона почему-то именно к нему приезжали за помощью. Со всех концов страны ему приходили письма, каждое писатель прочитывал лично. К слову, любил Шолохов простых людей всегда, с радостью помогал им в любых ситуациях. В 1932 году Вёшки едва не погибли от голода, и лишь благодаря Михаилу Александровичу, который набрался смелости обратиться лично к Сталину, станица была спасена.
Уже в старости врачи заставили Шолохова поменять свой график и требовали, чтобы он писал по утрам. Как он спорил с ними, ведь они своими нудными проповедями буквально мучили писателя! Да, они сумели заставить его высыпаться и работать по утрам, но в вопросе с курением доктора проиграли. На всех фотографиях Шолохов курит сигаретку или папироску. «Михаил Александрович может на многое согласиться, но бросить курить он не согласится никогда», – признавалась его жена. Даже в последние минуты жизни автор «Тихого Дона» попросил не стакан воды, а сигарету. Не подумайте, я не пропагандирую курение, просто зачем скрывать правду?
В литературном музее нам рассказали еще одну поразительную историю о Михаиле Александровиче. Связана она с его поездкой на церемонию вручения Нобелевской премии. По правилам этикета лауреат должен поклониться королю, присутствующему на мероприятии. Но Шолохов этого не сделал, а лишь кивнул особе королевских кровей, отчего многие были повергнуты в шок. И действительно, ну как же так можно? Это же так некультурно!
Шолохов не поклонился из-за гордости, мол, не кланяются никому настоящие казаки, говорили одни. Он же советский человек, полагали другие, вот и не гнет спину перед королем. Хотя бытует и другая версия – писателя банально забыли предупредить об этой норме этикета.
Вообще понравилась мне Вёшенская своей скромностью. Здесь я не встретил казаков в папахах и шароварах, но, несмотря на движение времени, станица сохранила главные традиции казачества – простоту, гостеприимство, память о предках, добрый и самобытный юмор.
Комментарии