Если сегодня вы окажетесь в коридорах Воронежского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ, наверняка удивитесь и надолго задержитесь перед большими – во всю стену, яркими и очень полезными для работников профсоюза газетами. Авторы и корреспонденты – молодые учителя, а полезными эти стенгазеты справедливо можно назвать потому, что в них есть все: отношение начинающих учителей к своей профессии, к школам, в которых работают, к трудностям, которые испытывают в первые годы. Есть здесь и добрые слова – очень много добрых слов! – в адрес Воронежского обкома профсоюза, который второй год подряд проводит областную Школу молодых педагогов.
В этом году участниками проекта стали 95 молодых учителей практически из всех городов и районов региона, а также гости из соседней Липецкой области. Как и в первый раз, школа проводилась на базе санатория имени Горького. Трехдневное обучение проходило в атмосфере полного погружения в профессию. Каждый день плотно заполнен: с девяти утра до обеда – лекции и семинары, на которых можно задавать любые, самые острые для начинающих педагогов вопросы сотрудникам обкома профсоюза. Во второй половине дня – мастер-классы известных в области учителей – победителей и призеров конкурса «Учитель года».Школа молодого педагога в этом году проходила под знаком Года кино в России, поэтому все мероприятия имели какое-то отношение к киноиндустрии. Например, представление команд, а их на сборе, как и в прошлом году, было четыре, называлось «Афиша», а завершающим аккордом в последний вечер стал мини-кинофестиваль «Педагогическая НИКА». В творческой форме, совмещая видеофильм, который подготовила каждая команда, и выступление на сцене, молодые учителя сдавали «выпускной экзамен» – рассказывали о том новом и интересном, что узнали на занятиях.В этом году у воронежской Школы молодых педагогов появилось свое название – «ШМель Петрович», заменившее сухую аббревиатуру ШМП, а заодно эмблема с изображением полосатого, улыбчивого и при этом достаточно серьезного ШМеля Петровича, держащего в лапке указку.Авторы идеи – учитель начальных классов воронежской школы №51 Елена Казанова и учитель немецкого языка гимназии №6 Софья Дроботова в прошлом году, на первой школе, были кураторами групп молодых педагогов, а на этот раз работали в составе оргкомитета как методисты. Елена – призер городского конкурса «Учитель года-2015», а Софья – победитель областного конкурса. Руководителем проекта, отвечающим за его методическое и творческое наполнение, вновь стала Наталья Тихонова, член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» 2006-2015 годов и всероссийского конкурса «Дебют», замечательный учитель русского языка и литературы, сама, кстати, победитель областного этапа конкурса «Учитель года-2001».На закрытии Школы молодого педагога организаторы получили в подарок игрушечных мягких шмелей с крылышками за спиной. Это работа Елены Казановой – добрая и очень милая, доставившая всем радость.Все 95 участников школы тоже не остались без подарков. Им вручили фирменные футболки, значки со ШМелем Петровичем, экземпляры газеты Воронежского обкома профсоюза, диск с консультационными материалами и книгой Владимира Караковского «Воспитание для всех». Также молодые учителя получили книги о первой Школе молодого педагога и приглашение стать авторами второго сборника с их собственными профессиональными разработками и педагогическими находками. Это означает, что у начинающих педагогов появилась возможность напечатать свою первую серьезную работу, которую потом можно будет предъявить для получения квалификационной категории.- Мы очень хотим, – сказала председатель обкома профсоюза Тамара Бирюкова, – чтобы все, кто побывал на нашей Школе молодого педагога, на нашем «ШМеле», оставались с нами и дальше, были членами нашего профессионального союза. А самое главное, мы очень хотим, чтобы вы остались в наших школах! Сегодня средний возраст учителя в стране 49-50 лет, поэтому мы очень переживаем за то, чтобы связь поколений не была потеряна, чтобы старшие учителя смогли передать вам, молодым, свой опыт.По словам Тамары Андреевны, в области многое делается для того, чтобы молодежь оставалась в школах. В соглашении между областным Департаментом образования, науки и молодежной политики и обкомом профсоюза специально предусмотрено положение о финансовой поддержке молодых учителей. В течение первых пяти лет работы в образовательной организации, в том числе и в детских садах, начинающие педагоги имеют право получать надбавку к заработной плате. Ее величина зависит от того, с какими результатами молодой специалист окончил вуз: если с синим дипломом, ежемесячная надбавка составит 20% для городского учителя и 25% для педагога из сельской местности, если с красным – соответственно 25% и 30%.Второй важный момент, благодаря которому молодежь успешнее адаптируется к работе в школе, это помощь учителей-наставников. В том же соглашении департамента и профсоюза говорится о специальной надбавке к заработной плате за эту работу, которая должна быть предусмотрена в стимулирующих выплатах.Кстати, о наставниках. В этом году, как и в прошлом, одной из самых важных и интересных встреч для молодых учителей стал разговор с первым заместителем руководителя областного Департамента образования, науки и молодежной политики Галиной Ивановой. Когда Галина Петровна попросила поднять руки тех молодых учителей, у которых в школе есть педагог-наставник, «проголосовало» больше половины зала. В прошлом году положение было гораздо хуже, многие жаловались на отсутствие наставника.Зам. руководителя департамента тоже с сожалением отметила «низкую закрепляемость» молодых педагогов в школах, поэтому работа профсоюза с молодежью заслуживает самой большой благодарности:- Уникальный проект реализует обком профсоюза, это уже вторая школа, второй большой сбор. На второй и третий год работы многие учителя уходят из школы. Значит, что-то происходит не так или в конкретной школе, или в системе образования. Мы бы хотели понять, почему. Сегодня в Воронежской области 783 школы, в которых 198 тысяч учеников. Количество школьников возрастает, в 2014 году было 196 тысяч 582 обучающихся, в 2013‑м – 191 тысяча 344. Детей предшкольного возраста тоже становится больше, все говорит за то, что учителя без работы не останутся.О том, что происходит не так и мешает успешной работе, молодые педагоги рассказали сами, когда задавали свои вопросы.- Работаю в школе всего полгода. Это мне очень нравится. Но работа с документацией занимает слишком много времени. Если шесть-семь уроков заканчиваются к двум часам дня, то потом еще два часа ты заполняешь документы. У нас одних журналов три вида – Дневник.ру, электронный журнал и бумажный. Зачем столько? В вузе к этому нас совершенно не готовили.- А нам в университете не объясняли, как заполнять технологическую карту, для нас это новшество. И никто не говорил, что придется вести два журнала или больше. Теоретической подготовки по предметам достаточно, в школе работать нравится, но количество бумаг неподъемное!- Будут ли организованы для учителей курсы по инклюзивному образованию? Этому нигде не учат, а требования высокие, ведь дети с ОВЗ в обычных школах уже есть.- Все курсы повышения сегодня платные. Мы сами оплачиваем, разве это правильно?- Расскажите о социальной поддержке молодых педагогов, должны ли нам помогать в получении ипотеки?- Я работаю в школе три года и постоянно слышу от директора об изменениях в баллах, которые нужно набрать, чтобы сдать на первую категорию или высшую. Когда я работала первый год, за создание личной страницы на сайте нам полагалось пять баллов, на третьем году работы то же самое оценивается в один балл. На первую категорию надо набрать 65 баллов, но это невозможно! Хотя я и волонтер, и все школьные вечера на мне, и другие мероприятия…Это не все вопросы, прозвучавшие на встрече. Ответы разные – и обнадеживающие, и не очень. Перечень документации, которую заполняет учитель, в ближайшее время, вероятно, будет сокращен, над этим работают и Минобрнауки, и департамент. Курсы повышения квалификации, которые положено проходить раз в три года, должен оплачивать работодатель. Курсы по инклюзивному образованию начнутся в скором времени, как только в регионе определят базовые школы, куда придут учиться дети с ОВЗ. Ипотечной программы для молодых учителей в стране нет, но регионы предлагают свои варианты решения жилищной проблемы педагогов. В Воронежской области это льготный проект «Учительский дом», реализуемый обкомом профсоюза образования. Что касается баллов и оценки труда педагога, это тоже очень серьезная проблема, над которой сегодня работают и департамент, и обком профсоюза. «Мы уже приступили, – сказала Галина Иванова, – к пересмотру положения об аттестации наших педагогов, надо его упростить и привести в соответствие с федеральным положением. Также надо еще раз пересмотреть соотношение баллов за различные виды деятельности. Обязательно к этой работе привлечем наш профсоюз и будем сотрудничать».Воронеж
Комментарии