Первая Всероссийская историческая олимпиада прошла в Великом Новгороде
Начало
Как пришла идея проведения олимпиады по истории? Почему для нее выбрали именно Великий Новгород? Какие были трудности при подготовке? На эти и другие вопросы отвечала Тамара ТЮЛЯЕВА, кандидат исторических наук, главный специалист Департамента общего среднего образования МО РФ.
– Вопрос с олимпиадой был решен министерством осенью 99-го. Естественно, что олимпиаду по истории хотелось провести в старинном русском городе. Не в каком-нибудь экзотическом, а именно в старинном. Городов, желающих принять олимпиаду, было немного, потому что дорога еще не проторена… Но как провести олимпиаду красиво, богато, умело? Крупные взносы с субъектов Федерации собрать нельзя, потому что олимпиады проводятся практически по всем школьным предметам. Каждый регион выбирает более престижный, по их мнению, предмет, учитывая подготовленность детей и преподавателей. Мы оказались в трудном положении. Документ о том, что вместо олимпиады по обществознанию пройдет олимпиада по истории, в регионах получили только зимой. Честь и хвала тем преподавателям, которые за несколько месяцев сумели перестроиться и привести команды. Существует Положение о проведении олимпиад. Первый этап – школа, второй – город и третий – регион. Через это должны пройти все участники. В этот раз олимпиада носит открытый характер. Из одного города (не будем его называть) 3 человека приехали вне команды за свой счет. Мы не строим железный занавес. Если хотите показать свои знания – пожалуйста. И мне кажется, что это правильно.
Члены методической комиссии (большинство из них вошли в состав жюри) долго, кропотливо разрабатывали задания для того, чтобы составить билеты.
Спонсорскую помощь олимпиаде оказали издательства “Просвещение”, “Дрофа”, “Русское слово”, “Владос”. На спонсорские средства закупили призы для будущих победителей: тридцать необыкновенно красивых светильников предоставили в качестве призов новгородские производители.
Первый тур
Школьников и учителей расселили в уютной гостинице с историческим названием “Садко”. Под олимпиаду устроители выделили 13-ю среднюю школу – одну из лучших в городе.
Перед первым туром школьников приветствовал председатель жюри Сергей Иванович Козленко, профессор Московского института повышения квалификации работников образования. Настрой на дела и вежливая просьба: не пользоваться шпаргалками, потому что задания вполне выполнимы.
Да и с первого дня исторического форума обстановка была самой доброжелательной. Автобус идет от гостиницы в школу. Учитель из Ханты-Мансийска крестил своих питомцев: “С Богом!” Все наставники волновались и переживали о том, как выступят их ребята. Никакой “напряженки” между организаторами и участниками не чувствовалось. Женщины из оргкомитета тепло напутствовали всех ребят: “Не волнуйтесь. Желаем удачи”. Но в глубине души они, конечно же, болели за своих земляков.
А свердловских школьников привезла на берег Волхова бабушка Кости Бугрова, который за несколько дней до этого уже участвовал в олимпиаде по географии, проходившей в Орле. На вопрос о том, почему свердловчан не возглавил никто из преподавателей, Костина бабушка ответила: “Молодая учительница испугалась Москвы, говорит: “А как я там улицы буду переходить?” Пришлось ехать мне”. Интересные есть у нас учителя, боязливые какие-то. Но олимпиада-то по истории не в Москве, а в Великом Новгороде, где улицы переходить можно свободно.
Что же собой представлял I тур и какие в нем были задания? Тур был общим для всех участников независимо от класса. Задания одинаковые, а итоги подводились отдельно. Ребят разбили на группы и дали 2 часа на работу. Задания носили тестовый характер. Оценочные баллы колебались от 3 до 12 в зависимости от степени сложности. Например, вопрос “По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? 1. 1497, 1550, 1649, 1832 гг. 2. 1725, 1730, 1740, 1761, 1762 гг. 3. 1772, 1793, 1795 гг. 4. 6 августа 1905 г., 17 октября 1905 г., 20 февраля 1906 г., 3 июня 1907 г.”. За правильные ответы ставилось 8 баллов. Тремя баллами оценивался правильный ответ на задание: “Весной 1906 г. в коридорах Зимнего дворца можно было услышать такие характеристики: “стая преступников”, “пятьсот Пугачевых”, “собрание дикарей”. Кого награждали столь нелестными эпитетами?” Несколько заданий было с кроссвордами. Межпредметные знания тоже на олимпиаде не помешали бы: “Установите соответствие между именами писателей и исторических деятелей.
Писатели: Б. Пастернак, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Блок.
Исторические деятели: С.Г.Нечаев, П.П.Шмидт, К.П.Победоносцев, П.А.Столыпин. Перечень основания для определения соответствия приведен ниже”.
Отсюда уходили дружины
Культурная программа олимпиады была насыщенна и разнообразна. Ребята посещали Дворец творчества детей и юношества имени Л. Голикова, городские образовательные учреждения, театр. Встречались со знаменитыми людьми новгородского края, посетили заповедные места города, совершили пешеходную экскурсию в Кремль.
…Из густого утреннего тумана появляются очертания небольшой беленой церквушки постройки ХII века. Рядом, на начинающей пробиваться траве, спокойно и важно расхаживают чайки. И невольно начинаешь представлять, как выйдет купец Садко, играя на гуслях и напевая на древнерусском… Великий Новгород, которому в прошлом году исполнилось уже 1140 лет, привлекает не только стариной, но и удивительной чистотой, компактностью и немноголюдностью. Здесь нет московской беготни и толчеи, жизнь нетороплива и размеренна. Народ общителен и отзывчив. От древних новгородских стен веет мудростью и величием. Степенно течет, скрывая в водах вековые тайны, широкий Волхов. С пешеходного моста видны главы Юрьева монастыря, что на берегу Ильмень-озера. Гордостью охватывает душу у мощных стен храма святой Софии. Отсюда уходили дружины Александра Невского на битвы со шведами и с немецкими рыцарями на Чудском озере. Невольно склоняешь голову перед величественным памятником “Тысячелетие России”. В кремлевском Детинце можно отведать исконно русский напиток – сладкую медовуху и вообразить себя новгородским гражданином ХII века: дружинником, воеводой и даже князем… Впечатляет экспозиция Музея русского декоративно-прикладного искусства ХI-ХIХ веков. Здесь собраны произведения новгородских мастеров, а также предметы светского обихода. Куда ни ступи в Великом, всюду – История.
Второй тур
Но вернемся на олимпиаду. На второй тур отводилось 4 часа. В письменную работу вошло около 15 заданий, связанных с аналитическим умением разбираться в исторических документах и картографии. Здесь четко были разделены задания для девятиклассников и старшеклассников, хотя историческая канва во всех вопросах практически одинакова. Разброс баллов от 8 до 20. Для старшеклассников подготовили более глубокие и проблемные задания. Например: “Перед вами фрагмент важнейшего источника по истории Древней Руси “Повесть временных лет”. Переведите текст на современный русский язык. Прокомментируйте темные и интересные, на ваш взгляд, места в тексте…” Ниже приводится отрывок в современной графике. За наиболее близкий перевод и убедительный комментарий – 20 баллов. А вот еще одно интересное задание: “В Древней Руси существовала довольно сложная денежная система. Расположите денежные единицы в порядке возрастания – от самой мелкой к самой крупной… Найти правильный ответ вам помогут следующие данные:
1. Одна лисица стоила пять ногат, а три лисицы – сорок кун без ногаты. 2. В одной ногате было тридцать векошь, а в одной гривне – шестьсот. 3. В гривне было пятьдесят резан.
Куна – резана – ногата – гривна – векша”.
В этом задании не только история, но и математика. На вопрос о том, хорошо ли к истории подключают географию, литературу, другие предметы, многие ребята отвечали: “Да. Это нормально. Чем больше интеграции, тем лучше”. Но были и недовольные. Некоторым не нравился тестовый характер заданий первого тура.
После двух туров определились лидеры. Ребята из Рязанской, Пермской, Новгородской областей, Приморского края, Москвы и Санкт-Петербурга. Но больше всех баллов по сумме двух предварительных этапов набрал Павел Левочкин из Калуги – 327.
Финал
В III тур вышли 12 школьников. Любопытно, что в финал пробилась лишь одна девушка. Участники вместе с руководителями команд, педагогами, с ребятами, которые не вышли в III тур, выслушали речь председателя жюри о критериях, предъявляемых к сочинению-эссе. За полчаса до начала заключительного этапа олимпиады жюри выдало 21 тему, и команды могли посоветовать своему представителю, какую из них лучше выбрать. И в самом деле, что проще: “Культура российской провинции” или “Диалог общества и власти: возможен ли он”, “Смотря в прошлое – понимаешь настоящее” или “Герои и антигерои русской истории”, “Две опасности не перестанут угрожать миру: порядок и беспорядок” (Поль Валери): опыт ХХ века” или “Провинция в истории России”, “Победа в Великой Отечественной войне: что она значит для России сегодня” или “Истории России нерусские сыны”?
Финальный этап был разделен на две части. Первая – написание эссе. Затем продолжительный перерыв, обед. Ребята приходят в себя, настраиваются на второй этап. Жюри в это время работает, читает сочинения…
По жребию финалисты разделяются на пары. Работа пар следующая: один из ребят выступает, рассказывает в течение 15 минут о том, как он раскрыл тему. Его оппонент готовит вопросы. Перед третьим туром члены жюри просили ребят доброжелательно отнестись друг к другу и честно обещали: “Если вы своим вопросом поможете оппоненту раскрыть тему эссе, то и вам за это набавят баллы”. Затем финалисты менялись местами.
Победителем с приличным отрывом в 50 баллов стал ученик 11-го класса православной гимназии Калуги Павел Левочкин. Среди девятиклассников победил Павел Горбенко из гимназии #2 Владивостока.
Разбор полетов
О целях олимпиады (и не только) рассказал председатель жюри Сергей Козленко:
– Говоря о целях, надо иметь в виду и стратегические, и тактические. С одной стороны, это некоторое подведение итогов тех этапов олимпиады по истории, которые прошли в регионах. Важно, что дали посоревноваться ребятам, а учителям сравнить возможности лучших школьных историков. Но есть более глубинные цели. Одной из них является ознакомление с тем, как преподается история в стране, увидеть лучший опыт, дать некий камертон преподавания истории. Россия необъятна, и специфика работы учреждения образования – это многочисленные вариативные учебники, это отсутствие единства взглядов на наше прошлое. Нужно попытаться создать такой комплект заданий, которые равно бы учитывали то, что мы живем в единой стране и у нас одна история, и есть единые интересы государства и общества.
Мы видели, как обмениваются команды информацией, как к победителям первого тура идут представители других команд. Здесь был такой обмен опытом, что никакой семинар, специально организованный, этого не даст. Мы предполагаем, что олимпиада будет иметь серию публикаций с ответами и дополнениями, которые дали ребята. Потому что нестандартность мышления – признак одаренности.
…Члены жюри выделяли не только грамотные, точные ответы, но и курьезные, шокирующие. Таких ответов набралось достаточно много. Кто-то из школьников написал, что отцом Александра I был Рюрик. Другой участник назвал Николая II отцом Александра II. В одном из заданий было несколько известных высказываний исторических деятелей, где просили вспомнить: кем, по какому поводу и когда была произнесена фраза: “При мне все будет, как при бабушке”. Это слова Александра I о Екатерине II. Ответ участника: Жириновский. Жюри стало размышлять и вспомнило, что Владимир Вольфович и впрямь что-то в этом духе произносил.
По словам Сергея Козленко, жюри порадовало несколько работ-переводов исторических источников и их комментарии. Мэр Великого Новгорода учредил три приза за хорошее знание истории Великой Отечественной войны. Большинство ребят с этой темой справились хорошо. Слава Богу, хоть эта тема в школах не забывается. Отрадно, что есть такие этапы в отечественной истории, когда высказывается единодушие. “В нашей истории, – заметил Сергей Козленко, – есть имена единства. При упоминании Пушкина, Кутузова, Суворова все распри уходят в сторону”.
Из итогового протокола видно, что в число призеров первой олимпиады по истории вошли не только ребята из Москвы и Санкт-Петербурга. Хорошие знания продемонстрировали школьники из областных городов и даже из поселков и деревень. Значит, есть в глубинке талантливые педагоги и одаренные ученики. А ведь условия и возможности столичных школ нельзя сравнивать с библиотечным и архивным фондами периферии. Случайные люди в олимпиадах не побеждают. Победителем становится тот, кто с уважением и любовью относится к прошлому. И исторически мыслит…
Михаил БОНДАРЕВ
Великий Новгород – Москва
P.S.
Автор благодарит за оказанную помощь в подготовке материала Надежду Филину, Софью Иванову, Галину Шляхову и других представителей организационного комитета первой Всероссийской олимпиады по истории.
Комментарии