search
main
0

В гостях у Матрешки Праздник для дошкольников

Окончание. Начало на стр. 1

О. Л. Князева и М. Д. Маханева определили четыре основных приоритета в своей программе.
1. Окружающие предметы должны пробуждать в душе ребенка народное самосознание, воспитывать в нем чувство красоты, любознательность. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы, русские народные игры, легенды, забавы и т.д.).
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и развлечения, основанные на народных символах и традициях. В них фокусируются накопленные веками наблюдения, непосредственно связанные с трудом и различными сторонами жизни русского народа во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с декоративной народной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства, от архитектуры до живописи, от пляски, сказки, музыки и театра до народных игр и забав. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка. Поэтому специалистами начальной школы – детского сада “Малыш” было разработано приложение к данной программе: “Организация и проведение физкультурных досугов, развлечений и праздников для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на основе народного фольклора”.
Для постановок в детских садах и в начальной школе предлагаем следующие народные праздники: “Масленица”; праздники по русской народной символике: “Веселая матрешка”, “Ярмарка”, “Русская рубаха”; праздники по мотивам сказок русских авторов: “Сказка о царе Салтане” А. С. Пушкина, “Конек-Горбунок” П. П. Ершова, “Буратино” А.Н. Толстого; праздники Орловской губернии: “Орловское полесье”, “Мой любимый город Орел”, “Я иду, шагаю по Орлу!”.
Ход праздника
Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека. Но какая же непостижимая сила влечет к тебе?
Н. Гоголь
Цели и задачи: познакомить детей с русскими народными играми, забавами, с русской народной игрушкой Матрешка, донести до понимания детей принадлежность предметов крестьянского быта, воспитывать любовь к народным традициям, научить детей достойно проигрывать и выигрывать в различных конкурсах.
Подготовительная работа
Прочитать книгу А. Алешина “Матрешка”. На занятии по рисованию изобразить игрушку Матрешка. Познакомить детей с народной игрушкой Матрешка по программе “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”.
Материал: карусель с лентами, баранки и калачи, расписные платки, народные костюмы на каждого ребенка, рубель, ухват, чугунок, скалка, матрешки из фанеры в рост ребенка, расписные дорожки, дрова для печки, русская печка, ворота с лентами, движущаяся “мишень” (короб, девицы-красавицы с распущенными косами), валики ватные для метания, матрешки разные (деревянные, нарисованные, сделанные из бумаги и материи).
Зал украшен в русском народном стиле. Тихо звучит фонограмма. В углу за столиком сидит, скучает Матрешка (исполняет педагог). В зал под русскую народную плясовую входят дети и воспитатель в русских национальных костюмах. Важно и чинно проходят по залу и перестраиваются в круг. Заводят пляску, которая также увлекает и скучающую за столиком Матрешку.
Матрешка: Здравствуйте, ребятки! Давно ко мне никто не приходил. Как я вам рада.
Матрешка ведет детей к стендам, на которых расставлены матрешки различной формы, из различного материала. Рассказывает о Матрешке по программе “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”.
Матрешка: Спасибо, что вы пришли ко мне!
Первый ведущий:
На горе калина красная растет,
Под горою хоровод веселый идет.
Ту калину добры молодцы ломали,
В хороводы девок зазывали!
Дети проводят хоровод под русскую народную песню “Как у наших у ворот” в обработке Агафонникова.
Второй ведущий: К тебе, Матрешка, приехало много народу. Вот добры молодцы и красны девицы из волости “Быстрая”.
Первый заводила громко кричит:
Эй, лихие молодцы, девицы пригожие!
Выходи скорей на круг
Себя показать да других посмотреть!
Участники из волости “Быстрая” выбегают к своему заводиле.
Навстречу волости “Быстрая” выбегает заводила от волости “Ловкая” и кричит:
Расступись, честной народ,
Деревня “Ловкая” идет!
Много знаем мы потех,
Будет шутка, будет смех.
Участники из волости “Ловкая” выбегают к своему заводиле.
Первый ведущий: А что, добры молодцы, померимся силушкой?
Дети: Да!
“Стенка на стенку”.
Каждый аттракцион оценивается. За победу в аттракционе дается калач, а за проигрыш – баранка.
Второй ведущий: Все мы сегодня нарядные, а вот две Матрешки забыли свои красивые сарафаны дома. Но у нас есть девицы-рукодельницы, которые помогут исправить это.
Девочки двух волостей занимаются аппликацией на заранее приготовленных матрешках. На них необходимо приклеить цветы.
Первый ведущий: В старину любили красны девицы песни распевать. Посмотрим, честной народ, хоровод сейчас пойдет.
Дети поют русский народный хоровод “На луг ходили”.
Второй ведущий: Широкая душа у русского народа, веселая, гостеприимная. Только гость на порог – в доме суета, угощение на стол. Вот сейчас мы посмотрим, какие вы хорошие хозяева.
Проводится эстафета, где девочки переносят к печке поленья, отбивают полотно, несут на стол при помощи ухвата чугунок с картошкой, выкладывают картошку из чугунка деревянной ложкой, чистят картошку.
Матрешка тем временем исполняет “Матрешкины частушки”.
Первый ведущий: Есть на нашем празднике две девицы-красавицы с распущенными волосами. Кто же им поможет косы заплести? Конечно, наши гости.
Конкурс для гостей “Кто быстрей заплетет косу”.
Второй ведущий: Молодцы, ребятушки, хорошо поиграли, повеселились. Впереди у нас трудная задача. Хотим мы посмотреть на ловкость и умение ваших добрых молодцев.
Ну-ка, молодцы, выходите на честный поединок.
Вот ленты наверху,
Всем на удивленье,
Ну просто загляденье!
Между мальчишками двух деревень проводится состязание “Какая деревня больше сорвет ленточек”. После окончания конкурса добры молодцы дарят заработанные ленты девицам-красавицам.
Первый ведущий: А теперь все в круг вставайте, хоровод свой начинайте!
Дети поют русскую народную песню “В сыром бору тропина” в обработке Р. Рустамова.
Матрешка: Хочу посмотреть, из какой волости самые меткие. Пора нам это узнать.
Проводится аттракцион “Попади в мишень”. Необходимо попасть ватным мячом в движущийся короб. Аттракцион проводится до тех пор, пока все мячи не будут заброшены в короб.
Второй ведущий: А вот девчонки-веселушки.
Первая веселушка:
Ох, ноги мои,
Что мне делать с вами?
Для хороших гостей
Пляшите вы сами!
Вторая веселушка:
Ох, топну ногой,
Да притопну другой,
Сколько я ни топочу,
Все равно плясать хочу!
Русская хороводная пляска “Выйду ль я на реченьку” в обработке
Т. Ломовой.
Первый ведущий: Какой же праздник без веселой карусели.
Проводится аттракцион “Карусель”.
Дети:
– Тише, тише, еле, еле,
закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра.
Второй ведущий: Послушайте, ребята, загадки.
Загадка первая.
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
Загадка вторая.
Поиграли, порезвились
И одна в одну сложились.
(Матрешка)
Первый ведущий: Рядом с нами кто-то спрятал клад. Игра “Найди клад”. Под большими мухоморами (6-8 штук) ничего нет, но под одним…
Дети по очереди подходят к мухоморам и поднимают каждый по одному мухомору. Побеждает волость, участник которой найдет клад. Клад – аппликация матрешки, сделанная руками детей. Эти матрешки дети раздают гостям.
К детям на середину зала выходит Матрешка. В руках у Матрешки большой пирог.
Матрешка:
Всем ребятам-дошколятам от Матрешки каравай.
Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
Пышной коркой похрустим,
Всех ребяток угостим.
Первый ведущий: А сейчас просим всех к нам на веселое чаепитие.
Дети под музыку уходят пить чай с пирогом.

Валерий БОЙКО
Начальная школа – детский сад “Малыш”
Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте