Как театр начинается с вешалки, так эта школа – с музея. Не будь его, учебное заведение в спальном районе Ясенево не носило бы сейчас имени знаменитого отечественного историографа и писателя Николая Карамзина. Музей этот, без преувеличения, уникален, он настоящая драгоценность не одной только отдельной школы, но и всего образования.
Судите сами: масонский треугольник, циркуль и перчатки – часто ли такое встретишь в школьных музеях? А копии орденов XIX века? А портреты блистательных красавиц, гениев и властителей того столетия? А, наконец, подлинные вещи писателя и историка?
Еще удивительнее атмосфера, воссозданная там: в этом классическом зале с хрустальными люстрами, пианино и – неожиданно – прялками и кринками совсем не чопорно, а уютно, недаром здесь празднуют День лицея (а раньше пятиклашек посвящали в гимназисты) и проводят интереснейшие карамзинские недели, в которые входят Карамзинские чтения, исторические и литературные игры, викторины, театрализованные представления. Музей вообще стал местом притяжения и генерации идей для всего коллектива школы.
На базе музея организованы научно-исследовательская, просветительская, экскурсионная, краеведческая, театральная, игровая и другие виды деятельности учащихся и преподавателей школы. Тут проводят конференции и семинары. Но, возможно, более важно то, что на переменах здесь всегда полно детей, которых одним именем не привлечешь и которые прибегают сюда без особого приглашения, потому что интересно, потому что душевно, потому что сюда тянет.
Всю эту красоту придумала, продумала, создала и наполняет своей недюжинной энергией учитель истории заслуженный учитель России Лариса Николаевна Чихачева. Это человек-глыба, харизматик, артист – в таких дети влюбляются бесповоротно. Она, кстати, работает в школе с первого дня основания. И ее рассказ о появлении музея – ценный совет, или лайфхак, коллегам.
– Идея создать музей возникла у нас с прежним директором школы Лидией Ивановной Селезневой практически сразу после основания школы. Мы искали свою, как сейчас бы сказали, уникальную фишку, – говорит руководитель музея. – В качестве героя мы выбрали Николая Карамзина. Отчасти из-за того, что школа находится на проезде Карамзина. Кроме того, Николай Михайлович личность многогранно одаренная, это был человек широчайшей эрудиции, разносторонних интересов, глубоко любящий свое Отечество, русскую культуру, воспринимаемую им на фоне культуры европейской. Не зря Пушкин говорил, что «История государства Российского» есть создание не только великого писателя, но и подвиг честного человека» и что Россия «найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».
Но с чего начать, когда ничего нет и не знаешь музейного дела? Плюс на дворе конец 1980‑х, дефицит всего и вся. Лариса Николаевна начала изучать своего героя и материал его эпохи. Приобрели первые книги, муляжи орденов XIX века, учитель физкультуры и, как выяснилось, художник-энтузиаст сделал из пенопласта и раскрасил герб рода Карамзиных. Последний и сейчас украшает музей. Герб любопытный: над двумя скрещенными шпагами – символами дворянской службы и чести – полумесяц. Это говорит о том, что род Карамзиных изначально мусульманский. По преданию, он пошел от татарина Кара Мурзы, перешедшего на службу к русскому государю.
Музей Карамзина менялся вместе со временем (например, о масонской части биографии историка, который, впрочем, быстро отказался от этих взглядов, в советские времена говорить было не принято), но всегда находил поддержку у коллег и руководства школы. Нынешний директор Школы имени Н.М.Карамзина Дмитрий Владимирович Серебров активно поддерживает музей. Ибо понимает, какой огромный потенциал для воспитания детей имеет музей, как на примере жизни и творчества Николая Михайловича Карамзина – человека незаурядного ума и кристальной чести, к которому прислушивались и дворянство, и гении русской литературы (Пушкин гордился близким знакомством с ним), и европейские философы, и цари, – можно взрастить то самое теплое чувство любви к Родине, которое мы все хотели бы видеть в наших детях.
Экспозиция музея создавалась долго и кропотливо. Несколько раз менялась. Сейчас она воссоздает атмосферу золотого для российской литературы начала XIX века, и здесь есть о чем поговорить и историкам, и литераторам. Каждая деталь любовно продумана создательницей: например, комод, на котором у нее располагается мини-выставка по войне 1812 года, таит сюрприз – во время рассказа детям Лариса Николаевна его открывает и показывает увесистые тома «Истории государства Российского», а в макете усадебного домика спрятаны конфеты для поощрения самых любознательных. Берестяные короба, глиняные крынки и настоящая прялка – дань крестьянскому быту того времени, более того, все вещи родом из Нижегородской губернии, из имения Карамзиных. Историк по образованию и призванию, Чихачева знает, как увлечь рассказом об отце российской историографии детей самых разных возрастов.
«Как маленький Николенька понял, что Бог его любит? – голос учителя таинственно замирает, а вместе с ним замирают ребята. – Однажды он гулял, и внезапно началась сильнейшая гроза. Казалось, наступил последний день земли или Страшный суд. Сверкали молнии, оглушающе гремели раскаты. Мальчик стал горячо молиться Господу, чтобы тот спас его. И тут он увидел, что из ближнего леса к нему мчится огромный медведь. Прямо на него. Николенька замер и приготовился к смерти, но тут зверя поразила молния! Так он понял, что Бог его для чего-то избрал…»
Кажется, Чихачева знает о своем герое все, даже то, чего нет в официальных биографиях. Как Лариса Николаевна шутит, она «замужем за Карамзиным» (несколько раз уходила из музея по разным причинам, но неизменно возвращалась). Не случайно ее знают и ценят сотрудники федеральных музеев Карамзина. Особенно тесные и дружеские отношения у школьного музея сложились с подмосковным Остафьевым, где Николай Михайлович написал 8 из 12 томов своего главного труда «История государства Российского». Предыдущий директор музея-усадьбы, Анатолий Коршиков, был одним из авторитетнейших в стране музейщиков, сумевшим возродить из плачевного состояния свой «Русский Парнас» (в усадьбе жили или бывали Петр Вяземский, Василий Жуковский, Александр Пушкин). Анатолий Семенович понимал уникальность школьного начинания и не только с радостью принимал «карамзинцев» в усадьбе, но и дарил коллегам различные экспонаты для музея. Между двумя музеями было подписано соглашение о сотрудничестве, и школьники участвовали в карамзинских викторинах и семинарах, проводимых в Остафьеве.
А буквально на днях Лариса Николаевна вместе с учениками школы в который раз съездила в Остафьево на День Карамзина. Радует, что и новый директор музея-усадьбы Юрий Евтюхин также выразил желание продолжить сотрудничество со школьным музеем Карамзина.
И, конечно, ребята ездили не просто из любопытства – они сняли репортаж и написали статьи о празднике, ведь в Школе имени Н.М.Карамзина в этом году открылся даже не просто медиакласс, а целая медиавертикаль. А с кого же юным корреспондентам школы начать, как не с Колумба России, бывшего еще и одним из блестящих журналистов своей эпохи?..
Татьяна ЕФЛАЕВА, учитель медиадисциплин Школы имени Н.М.Карамзина
Комментарии