Уже в пятом классе у ребят часто исчезает желание узнавать новое. Как удержать интерес к разным предметам, как воспитать «ум, алчущий познаний»? Если этого нет, дети перестают учиться. За несколько лет у меня сформировалась целая система, которая поддерживает этот интерес.
В пятом классе я веду своих детей в Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Дети к этому уже подготовлены. Они изучали на уроках истории Древний Рим и Древнюю Грецию. В залах, экспозиция которых посвящена именно этому периоду, мы задерживаемся дольше, чем в остальных. И у многих детей после появляется желание еще более расширить знания по этой теме, прочитать какие-то книги, что-то посмотреть в Интернете. В том же пятом классе мы едем в Третьяковку. Я их готовлю к восприятию творчества нескольких художников. Какие-то репродукции они уже знают и теперь видят картины «живьем». В шестом классе едем в «гости» к другим художникам. Постепенно ребята начинают понимать, что в Третьяковку нужно ходить всю жизнь. Именно в шестом классе у нас появился профессиональный лектор – бывшая моя ученица Виктория.
Она окончила педвуз. Вместе с ней мы вели курс мировой художественной культуры. Один раз в две недели Виктория приезжала к нам в школу и проводила урок, третье занятие проходило в Третьяковке. Родители моих учеников тоже ездили с нами. Такие же занятия у нас были и в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. В результате возрос интерес и к истории, и к литературе, и к МХK. Дети к тому же получают и общее развитие.
Ездим мы и в другие города. Причем каждый раз я стараюсь, чтобы поездки были познавательными, а не развлекательными. Такие экскурсии я планирую точно по возрастному критерию. Например, в седьмом классе мы посещаем Владимир и Суздаль. Подростки к этому уже готовы, они изучили начало русской истории. В восьмом направляемся в Псков и Пушкинские Горы. К этому времени подростки прошли соответствующий период истории, ознакомились с творчеством великого русского поэта. И вот на месте мы как бы окунаемся в те эпохи, во времена старины глубокой. В девятом классе, но не раньше, знакомимся с историей Санкт-Петербурга, а значит, и с историей России того периода, сначала по книгам, а потом и воочию.
А в десятом снова Санкт-Петербург, но уже литературный. Мы обязательно побываем у Пушкина, Некрасова, Достоевского, у других поэтов и писателей.
Благодаря таким поездкам, экскурсиям у ребят воспитывается умение видеть выставленные экспонаты, связанные с той или иной эпохой, с личностью писателя, у них расширяется кругозор, им хочется больше ездить и узнавать, узнавать еще и еще.
Нина МОСКВИНА, учитель математики гимназии №1, Мытищи, Московская область
Комментарии