Что важнее для школы: обучение или воспитание? Такой спор нередко возникает в учительской среде. Ирина СМИРНОВА, учитель русского языка и литературы из Твери, считает, что и то и другое в работе педагога одинаково важно. Те же коллеги, которые бывают на ее уроках, отмечают прежде всего их яркую воспитательную силу. А сами ребята говорят: «Уроки Ирины Владимировны очень интересные, мы сидим как завороженные, не шелохнувшись».
Разные темы бесед возникают на занятиях литературы. Говорят о высоких темах, о которых уже задумываются подростки, – о дружбе, о верности, о чести и достоинстве. Благо что изучаемые произведения предоставляют для этого богатую возможность. Хороший шанс обсудить любимые темы дают совместные походы. На лоне природы разговоры становятся более душевными, теплыми, откровенными.
Как только июнь вступает в свои права, из близлежащих лугов тянет медовым запахом трав, а в лесах, сменяя друг друга, льются сольные и хоровые песни пернатых, Ирина собирает ребят в поход. Эти походы стали самой любимой традицией для нее и ее воспитанников.
Идут они той же лесной дорогой, на которую ступили еще в седьмом, и так будет до самого выпуска. Идут босиком, чтобы каждой точкой своего существа соприкасаться с родной землей, чувствовать, ощущать каждой своей клеточкой ее вдохновляющую мощь и силу. Идут через леса, через луга, по пестрому ковру разнотравья.
Что дают такие походы? Конечно, прежде всего радость общения с самой природой. Дети будто новыми, просветленными глазами смотрят на привычные пейзажи и открывают в них новые, ранее не замеченные, не охваченные зорким детским глазом особенности.
– Ой, Ирина Владимировна, ну прямо живая картина Шишкина! А это как у Левитана! А это настоящий Куинджи! Его «Березовая роща», освещенная солнцем! – восклицают девочки.
Пригорки, овраги, болотца, дубрава, знакомые-презнакомые и все равно каждый раз как бы заново открытые.
– Да, да, я с вами согласна, – отвечает Ирина Владимировна, радуясь их умению в родной природе видеть картины любимых художников.
И вдруг все остановились и словно замерли. Солнце, на какое-то время полностью закрытое большим облаком, освободилось от его косматых объятий.
– «И тогда хлынули его играющие лучи, и весело, и величаво поднялось могучее светило», – вспоминает Ирина Владимировна строки из «Бежина луга» Тургенева.
И вдруг грянул многоголосый лягушачий хор из небольшого озера. Такого мощного «гимна» квакающих певцов они еще не слышали. Те, видимо, славили солнце, вышедшее на голубой простор.
Конечно, во время такого путешествия дети и учительница много говорят о литературе, читают стихи:
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами…
Это стихотворение И.А.Бунина читает Коля Ефимов, известный в школе поэт.
Ребята знают, что их любимая учительница родом из бунинских мест и любит его произведения. Как-то к ее дню рождения весь класс выучил несколько его стихов и потом по очереди, строка за строкой, ученики читали их перед Ириной Владимировной. По ее словам, это был лучший подарок детей за все годы учительства.
Так они шагают по знакомому им лесу, читая по очереди стихи, передавая друг другу, как эстафету, строки из Некрасова, Блока и, разумеется, Пушкина. Как и в классе, здесь, на лоне природы, они затевают игру на манер «Угадай мелодию» – только угадывают не песни, а стихи и прозу любимых классиков. Благодаря Ирине Владимировне ребята научились чувствовать музыкальный ритм стихов и прозы великих писателей. Она или кто-то из детей читает по памяти какие-то строки, и ребята угадывают, перу какого автора они могут принадлежать. Угадывают и потому, что многие помнят, а часто чувствуют своеобразную музыку, ритмику, свойственную тому или иному писателю. А это доступно только развитому, если так можно выразиться, литературному слуху.
Потом они все это опишут в своих сочинениях, причем восприятие увиденного и услышанного у них получается у каждого свое.
Идут по знакомым уже местам. И вдруг Кирилл, который шел впереди, закричал:
– Кто-то завалил валежником наш любимый ручеек, из которого мы пьем воду!
– Кто это сделал? Зачем? – удивляются дети.
Может быть, туристы хотели прямо на воде развести костер, чтобы не случилось пожара? Конечно, ребята убрали мусор, освободили ручей, и он снова зажурчал.
В другой раз – это было прошлой осенью – они увидели и загасили едва тлеющий костер, потратив при этом почти всю питьевую воду. На обратном пути собирают мусор (пакеты, пластиковые бутылки), чтобы отнести его в мусоросборник.
Питомцы Ирины Владимировны не только ходят по долам, по лесам, они путешествуют по другим городам и весям. Побывали, и не раз, в Третьяковской галерее, Русском музее, в Пушкиногорье. Съездили на мемориальный комплекс «Ржевская битва». Сфотографировались на фоне 25‑метровой фигуры советского солдата, которого уносят в небо журавли.
Ирина Владимировна уверена, что их любовь к литературе, к искусству, к природе, к родному краю останется с ними на всю жизнь, кем бы они ни стали.
Комментарии