search
main
0

В Госдуме предложили использовать ДНК-тесты для профориентации

Глава Комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев предложил проводить ДНК-тестирование для определения предрасположенности школьника к той или иной профессии. Как сообщает РИА «Новости», так депутат прокомментировал новость о генетических тестах при выборе видов спорта.

Ранее пресс-служба Дальневосточного федерального университета сообщила, что ученые вуза запустили программу тестирования «Генетика спорта», исследование позволит выяснить, каким спортом лучше начать заниматься ребенку.

«Генетика открывает невиданные возможности не только в медицине, но и в повседневной жизни. Например, с помощью ДНК-тестов можно было бы выявлять склонность к тем или иным дисциплинам или даже профессиям ребенка», – заявил Метелев. По мнению парламентария, ДНК-тестирование также поможет определиться с выбором экзаменов и направления для поступления в вузы. «Представьте, сколько времени и нервов сэкономили бы родители и сами дети, если бы еще в начальной школе получали бесценную информацию о том, где в жизни ты лучше пригодишься», – добавил депутат.

Инициативу обсуждают наши эксперты и читатели.

 

Алексей ОВЧИННИКОВ, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, учитель биологии Баловневской школы, Липецкая область:

– На мой взгляд, ДНК-тест не позволяет точно определить успешность человека в той или иной профессиональной области. Во-первых, гены определяют только потенциальную возможность развития тех или иных способностей, а не гарантируют их обязательное проявление. Во-вторых, профессиональные склонности – это комплексное понятие, оно может определяться целой совокупностью качеств человека и, соответственно, множеством генов, отвечающих за развитие этих качеств. То есть нет уникального гена математических способностей или гена музыкальной одаренности. Конечно, ДНК-тестирование может давать информацию о тех или иных генетических особенностях человека, но в социальном плане сортировать детей по их природным и генетическим задаткам мне кажется неэтичным.

А как отец троих детей скажу, что для меня бесценно наблюдать за тем, как у моего ребенка проявляются какие-то интересы, направлять его развитие, вместе с ним совершать пробы и делать ошибки. Это сближает родителей и ребенка, заставляет родителей быть более внимательными и чуткими к своему сыну или дочери. И я совсем не думаю о том, где в жизни пригодится мой ребенок. Не отношусь к нему как к проекту, который я должен успешно реализовать. Вопрос с выбором секции, кружка или профессиональной траектории ребенка, конечно, непростой, но в этом и заключается одна из задач родителей – умение брать на себя ответственность за принятие каких-то решений.

 

Юлия КУЧАНСКАЯ, финалист конкурса «Учитель года России»-2022, учитель музыки, Оренбург:

– В своем детстве я зачитывалась книгами с фантастическими сюжетами: космические полеты в другие галактики, бессмертие человечества. А еще интереснее было бы, если бы ребенок от рождения знал, кем ему быть.

Но сейчас, когда будущее стало реальностью, я по-иному оцениваю этот сюжет. ДНК-тест способностей погубит огромное количество детских судеб. Только представьте себе ребенка, мечтающего полететь в космос. Но когда он вскроет конверт с результатами тестирования, то прочтет: «Иван Иванов, ваш генетический анализ показал склонность к ручному труду. Быть вам слесарем, токарем, сортировщиком товаров, но никак не командиром космического корабля…» Станет ли Иван Иванов стремиться к своей мечте? Нет. Да с таким раскладом авиационные вузы тоже будут принимать абитуриентов со справкой генетического анализа о предрасположенности к профессии.

Такое генетическое разделение породит социальное неравенство. Неравенство во всех своих проявлениях всегда являлось источником противоречий, конфликтов и войн. Оно никак не способствует развитию творчества и самореализации человека. Человеку трудно заставить себя идти к намеченной цели, когда он заранее знает, что к этой цели у него нет предрасположенности.

 

Андрей СЁМКЕ, учитель года Кубани-2000, заслуженный учитель Кубани:

– В недалеком прошлом в образовательные учреждения хлынули псевдоученые с аппаратами, которые по прикосновению руки определяли все виды одаренности ребенка. Бумажная простыня с мелко напечатанными текстами стоила несколько сотен рублей и удовлетворяла тщеславие родителей. Директора, разбирающиеся в лженаучных течениях, гнали метлой псевдоученых-хиромантов из своих школ, но были и другие, заработавшие на этих «исследованиях». Если рассуждать разумно, то можно сделать вывод: если есть научно обоснованная технология, апробированная и дающая высокий результат, то это дело хорошее. Главное – учесть этические нормы и желание родителей и школьников проходить такое тестирование. Если же это сиюминутный хайп, на котором кто-то хочет заработать деньги, то, кроме вреда, ничего в этом не вижу. Важно, чтобы все понимали, что нельзя экспериментировать и зарабатывать на детях!

 

Альмира БАБУШКИНА, заслуженный учитель РФ, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2012, учитель биологии средней школы №10 с углубленным изучением отдельных предметов Череповца, Вологодская область:

– Интересно, депутат, предложивший это, имеет какое-то отношение к биологии, генетике? Дело в том, что 64 тысячи генов определяют развитие человеческого организма. У нас сложнейший геном. Взаимодействие генов до конца не изучено. Нельзя сравнивать с отбором, который тренеры ведут по различным видам спорта. Например, в легкой атлетике обращают внимание на длину ног, особенности строения таза, связочный аппарат. Ген определяет эти признаки. А склонность к каким-то профессиям, интересы – почему депутат считает, что это можно определить генами? Я понимаю, что есть различные типы одаренности, но не доказано, что это генетически обусловленные признаки, что это не наработанная информация. Есть такая наука – эпигенетика, она долгое время была спорной, сейчас ее признают. Эпигенетика говорит о том, как на работу генов влияют среда, перенесенные заболевания, питание на разных этапах развития ребенка.

Может быть, в генах что-то записано, но проявится ли это и что нужно сделать, чтобы проявилось? И самое главное – ребенок в этом случае становится объектом, а хочется, чтобы он был субъектом, чтобы он все-таки ориентировался на свои интересы и формировал себя сам.

Я спросила, что думают мои десятиклассники об этом предложении. Правильно сказал один мальчик: «Что же, если у меня предрасположенность к литературе, так мне не надо физику учить? Будем людьми узкоограниченными?»

Опасно, если это в школах будет насаждаться, большие материальные средства могут потребоваться, чтобы каждого протестировать… И потом еще окажется, что это вообще ненаучно – никакой закономерности нет. Поэтому я бы не стала с этим спешить на волне новомодных течений, это несерьезно.

 

Александр БУХАНИСТОВ, заслуженный учитель РФ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2001, учитель биологии маслянинской средней школы №1, Новосибирская область:

– Как-то не очень нравится эта идея. А если тест покажет школьнику, что ему надо быть рабочим? На всю жизнь ему клеймо поставим, и он сам себя развивать не будет. Сейчас много тестов проводят школьные психологи, и мы, учителя, даем нашим ученикам много информации о различных профессиях. А еще дети посещают университеты, где слышат вузовских преподавателей, и часто у них возникает желание учиться той или иной науке или искусству. А если мы в начальной школе проведем ДНК-тестирование и скажем ученику: «Тебе нужна только химия или физика…» Будет ли ребенок вообще учиться после такого теста? Изучая в школе все предметы, мы расширяем образовательное пространство. Пока ребенок в школе, он много раз может изменить свои профессиональные интересы, и это нормально.

 

Вероника ПОДГОРНАЯ, мама троих детей, создатель и автор журнала о прикладном творчестве, Петрозаводск:

– Насколько я понимаю, на сегодняшний день нет таких методов. Спорт – это немного другое. Физические параметры, возможно, научились определять тестами, про остальное депутат, похоже, просто додумал. Я видела эту новость, так к ней и отнеслась. Это пока фантастика.

Если фантазировать… Для утопического мира будущего такой тест, наверное, нужен. Для мира, где люди работают на наиболее соответствующих их талантам местах, но каждый может позволить себе достойную жизнь. И программист, и воспитатель детского сада (там талант важен больше, чем где-либо).

 

Светлана Т., мама пятиклассника, Великий Новгород:

– У нас уже был опыт в школе, когда от имени некой медицинской организации потребовали дать отчет о физическом здоровье наших детей. В обширную анкету с данными свидетельства о рождении и даже домашним адресом входили, например, сведения о генетических болезнях родственников и предков, состоянии печени и других внутренних органов ребенка. Только я и еще одна родительница из класса встревожились: кому это понадобилось? Если это было нужно для мониторинга здоровья школьников, то почему эта медицинская организация не могла взять подобные данные без указания ФИО детей в поликлиниках? Зачем нужен домашний адрес ребенка? Классным руководителям было вменено в обязанность собрать эти медицинские анкеты у всех родителей учеников. Я одна не сдала, и меня ругали. Считаю, сбор данных такого рода должен быть исключительно добровольным.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте